Человек готов даже за небольшие вознаграждение отправиться в дальний путь, но ради своей вечной жизни не сделает и шагу.
13.04
вечером добрались до Pashupatinath и сразу попали на службу. жрецы проводили обряд с огнем. родственники, а может и просто зеваки пели киртан и хлопали в ладоши.
какая же вселенская разница между отношением к смерти!! ловлю себя на мысли, что это все мне черезвычайно близко. я хочу так же.
непроизвольно прослеживается какая то глубинная функция человеческой жизни (чело_век это лицо на век-100лет) и ее производная в виде души (дживы) с последующей реинкарнацией.
в итоге не встретил ни одного печального лица. так же не встретил ни одного садху, ради которого и приперся сюда. а может оно и к лучшему- и так много уже сделал карточек.
а вообще Пашупатинат находится совсем недалеко от аэропорта -восточная часть города. вход на территорию комплекса платный, а непосредственно в главный индуистский храм вход для бледнолицых (неидуистов, едящих говядину и носящих одежду из натуральной кожи) закрыт-)
поскольку нас не очень обременяли фактической информацией о Пашупатинатхе, привожу ниже выдержку из Википедии.
"Пашупатинатх - крупный храмовый комплекс индуизма, расположенный по обе стороны реки Багмати на восточной окраине Катманду, столицы Непала. Пашупатинатх считается самым важным в мире святым храмом Шивы (Пашупати), царя животных, или иначе господина живых существ.В феврале-марте празднуется Маха-Шиваратри - ночь Шивы, когда к этому храму сходятся десятки тысяч верующих на праздничные церемонии.
На западном берегу реки стоят основные храмы, в большой храмовый двор вход закрыт для неиндуистов, но комплекс хорошо просматривается с другого берега реки, и можно наблюдать погребальные церемонии. Вдоль реки расположены постаменты для погребальных костров. У храмов - дом ожидающих смерти, куда приходят старики, и живут там последние недели под присмотром астрологов, точно определяющих момент их смерти. К северу от моста сжигают представителей высших каст, специальный постамент - для членов королевского рода. К югу от моста - постаменты для низких каст. Погребальный ритуал довольно сложен, правильное его исполнение способствует хорошему перерождению в следующей реинкарнации. После сожжения прах пускают вниз по реке. В Багмати, как в Ганге, купаются для ритуального очищения. Там же омывают мёртвых перед погребением. По реке пускают вещи, которые ниже вылавливают йоги.
За кострами - пещеры для отшельников. К пещерам подходят женщины и приносят еду. По другую сторону от храмов - приют, организованный Матерью Терезой, в котором получают еду нищие и бездомные. При приюте несколько шикар - индийских храмов в виде свечек. За главным - место, где Агари-баба и его ученики каждый день кормят животных. Пашупатинатх - излюбленное место, где собираются садху - странствующие йоги.
На другой стороне реки - 11 маленьких храмов Шивы с лингамами, за которыми стоят галереи шиваистских лингамов и йони. Всего в комплексе 108 лингамов. По ступеням можно подняться в обезьяний парк, где сотни обезьян прыгают и висят на ветках. Пашупати - покровитель животных, поэтому обезьянам уютно у храмов комплекса. (мы их встретили даже ночью на крыше гомпы)
В глубине парка на холме - Гокарнатский храм, охраняемый полицией, запрещающей туристам отступать от тропы вправо и влево, далее к реке за поворотом - большой комплекс Гухъешвари (храм влагалища, куда ходят мужчины. У лингамов молятся обычно женщины), а в другую сторону храм Вишварут.
При входе в парк на террасах сидят садху (йоги). Шиваистские садху - обычно с горизонтальными линиями на лбу, носят трезубец в руках. Садху не стремятся к лучшим перерождениям, а стремятся постичь высшие миры. Их не сжигают на кострах, как других. Они обычно одеты в чистую одежду броско-оранжевого цвета. Одни демонстрируют асаны и собирают деньги с туристов, другие спокойно слушают магнитофон с шиваистскими гимнами, третьи дымят наркотическим куревом и летают в астрале."
В Пашупати обрядовая сторона на виду. Правый берег реки отводится мертвым и их пока еще живой родне. Левый закреплен за зрителями.
Стоит оговориться, что храм Шивы - это, разумеется, не только похоронные церемонии. Сюда прибывают сотни и тысячи паломников, местные жители приходят по утрам за благословением, во время посвященных Шиве праздников имеют место массовые церемонии. Шива Пашупати - царь животных, то есть всех живых существ. Индуисты относят человека к животному царству. Храмовый комплекс занимает оба берега реки, здесь и кельи отшельников, и приют для престарелых, и ряд храмов - Гокарнатский храм, Гухьешвари - храм влагалища, куда допускаются только мужчины, и т.д.
Кроме того, Шива олицетворяет одновременно разрушительное и созидательное начала (созидательное разрушение). К примеру, сюда, к святилищу, приходят женщины, страдающие бесплодием, в надежде, что Шива вылечит, и они смогут родить ребенка.
Комплекс Пашупатинатх обслуживает особая индуистская секта Пашупата, последователи которой считают Шиву главным богом индуистского пантеона. Секта существует в Непале с VI века.
Пашупатинатх популярен не только у индуистов-непальцев, богатые индийцы, живущие недалеко от границы с Непалом, также привозят сюда умерших родственников. Ибо до Ганга далеко. Старики, предчувствующие скорый конец, приезжают в приют самостоятельно. Говорят, что ожидание смерти здесь дорогое удовольствие. Раньше в Пашупати кремировали только знаменитых людей (членов королевских семей, семей премьер-министров и т.д.), однако после официальной отмены каст, доступ к гхатам (площадкам, на которых сжигают) на Багмати получили и простые смертные.
В церемонии участвуют только мужчины, женщин не допускают. Единственное исключение - женщина, которая помогает прибирать гхаты и возле них. Мужчина, отвечающий за костер, следит, чтобы все горело как следует, в конце церемонии сбрасывает остатки костра длинным шестом в реку, женщина подметает вокруг.
Работают споро и деловито, хорошо получают за это, но работа тяжелая: на солнце больше тридцати градусов, от огня идет нестерпимый жар, в воздухе скорбь, а человеки горят неохотно - на каждое тело необходимо 40 килограммов дров. Если умер богатый или знатный человек, его сжигают на сандаловом дереве. Сколько стоит килограмм сандала, трудно представить. За древесину, разумеется, платят родные.
По традиции огонь разжигается во рту умершего. Если умер отец, это делает старший сын в семье, если мать, то младший. Когда в семье одни дочери, это горе, ведь женщины не могут участвовать в похоронах. Для этого они "покупают" временного члена семьи - платят мужчине, который берет на себя сыновние или мужние обязанности на время церемонии.
я, как только зашел на территорию, сразу принялся метаться в поисках садху и процесса развоплощения. сразу же наткнулся на русских туристов, которые мне тут же посоветовали перейти мост и повернуть быстро направо. "там чувак травку продает, после увидишь то что надо"-)
EXIF 1/30 sec, f/14, 35 mm, ISO 1600, 2012:04:13 21:03:00, 2. последний путь тела
EXIF 1 sec, f/22, 35 mm, ISO 3200, 2012:04:13 21:16:00, 3. не вечный огонь
EXIF 3 sec, f/14, 16 mm, ISO 200, 2012:04:13 21:08:00, 4. правый берег Багмати. в оранжевую ткань завернуто отпеваемое тело
EXIF 2 sec, f/22, 16 mm, ISO 3200, 2012:04:13 21:21:00, 5. гости на похоронах
EXIF 1/125 sec, f/4, 81 mm, ISO 6400, 2012:04:13 21:38:00, 6. ритуал. сначала с дымом
EXIF 1/20 sec, f/14, 16 mm, ISO 1600, 2012:04:13 21:03:00, 8. Багмати очень мелкая и грязная снаружи-зато, по видимому, чистая внутри.
EXIF 1/125 sec, f/4, 200 mm, ISO 6400, 2012:04:13 21:39:00, 9.
EXIF 2 sec, f/22, 16 mm, ISO 3200, 2012:04:13 21:20:00, 10. на переднем плане храм Шивы - Пашупати. взошла первая звезда
EXIF 1/125 sec, f/5, 70 mm, ISO 6400, 2012:04:13 21:41:00, 11.
EXIF 1/125 sec, f/5, 70 mm, ISO 6400, 2012:04:13 21:42:00, 12. в ход пошли маленькие огоньки
EXIF 1/125 sec, f/4, 70 mm, ISO 6400, 2012:04:13 21:42:00, 13. с колокольчиком и караталами
EXIF 1/125 sec, f/9, 70 mm, ISO 2000, 2012:04:13 21:42:00, 14.
EXIF 1/125 sec, f/4, 70 mm, ISO 3200, 2012:04:13 21:44:00, 15.
EXIF 1/125 sec, f/9, 200 mm, ISO 2000, 2012:04:13 21:47:00, 16.
EXIF 1/30 sec, f/4, 70 mm, ISO 3200, 2012:04:13 21:50:00, 17. а тут уже факел
EXIF 1/40 sec, f/4, 200 mm, ISO 3200, 2012:04:13 21:49:00, 18.
EXIF 1/20 sec, f/14, 35 mm, ISO 3200, 2012:04:13 22:01:00, 19. прабху-похож на садху
EXIF 1/20 sec, f/14, 26 mm, ISO 3200, 2012:04:13 22:01:00, 20. заключительная часть церемонии
EXIF 2 sec, f/14, 16 mm, ISO 3200, 2012:04:13 22:09:00, 21. "но едва ли ты вспомнишь меня, когда повалит дым из трубы" (с)
EXIF 3 sec, f/14, 16 mm, ISO 2000, 2012:04:13 22:14:00, 22. это я так понимаю один из 108 лингамов с обезьянами
EXIF 1/30 sec, f/14, 35 mm, ISO 2000, 2012:04:13 23:07:00, 23. ну а это уже в отеле мы употребляем местный рисовый самогон - ракши...за упокой сожженных тел
EXIF 1/25 sec, f/14, 34 mm, ISO 3200, 2012:04:13 23:23:00, 24. единорог с зелеными бровями и усами тоже был жаждою томим..
EXIF 1 sec, f/14, 16 mm, ISO 250, 2012:04:13 21:11:00, 1. храм Шивы (санскр.
- «Благой») один из членов триады (тримурти) верховных божеств пантеона классического индуизма (наряду с Брахмой и Вишну), по значению и популярности сопоставимый только с Вишну, выполняющий одновременно функции источника плодородия и разрушения мира.
кстати Шива родился от гнева Брахмы из его межбровья-)
все дни:
1. Nepal 2012 / Day 1 / Tashkent H=455м / 11 апреля. 2. Nepal 2012 / Day 2 / Delhi - Kathmandu H=1355м / 12 апреля. 3. Nepal 2012 / Day 3 / Kathmandu H=1355м / Tamel / 13 апреля 4. Nepal 2012 / Day 3 / Kathmandu H=1355м / Bouddanath / 13 апреля 5. Nepal 2012 / Day 4 / Kathmandu H=1355м / Pashupatinath / 13 апреля 6. Nepal 2012 / Day 5 / Kathmandu H=1355м / Patan / 14 апреля 7. Nepal 2012 / Day 5 / Kathmandu H=1355м / Lukla H=2860м / Monjo H=2830м / 15 апреля 8. Nepal 2012 / Day 6 / Monjo H=2830м / Namche Bazar H=3490м / 16 апреля 9. Nepal 2012 / Day 7 / Namche Bazar H=3490м / to Everest view point H=3890м / 17 апреля 10. Nepal 2012 / Day 8 / Namche Bazar H=3490м / Tyangboche H=3860м / 18 апреля 11. Nepal 2012 / Day 9 / Tyangboche H=3860м / Chukung H=4700м / 19 апреля 12. Nepal 2012 / Day 10 / Chukung H=4700м / Chukung Ri H=5550m / 20 апреля 13. Nepal 2012 / Day 11 / Chukung H=4700м / Lobuche H=4933m / 21 апреля 14. Nepal 2012 / Day 12 / Lobuche H=4933m / Gorak Shep H=5140m / Kala Pattar H=5550m / 22 апреля 15. Nepal 2012 / Day 12 / Kala Pattar H=5550m / Lobuche H=4933m / 22 апреля