Операция «Угроза голода» - 2

Apr 29, 2013 21:58

Часть вторая.
Часть 1.

2) Мобилизационная экономика.
1. В 2000-е годы Е.Гайдар неоднократно говорил о выборе, стоявшем перед российскими властями в начале 1990-х годов - или продразверстка или либерализация. У читателей и слушателей могло сложиться впечатление, что сам Гайдар выступал против продразверстки и за либерализацию. Однако его фактические действия в 1991-92 гг. были иными. Точнее всего осуществлявшиеся им меры Е.Гайдар охарактеризовал сам, на заседании правительства 5 декабря 1991 г.: «Мы сочетаем экономическую реформу по существу с военно-экономической мобилизацией». Да и поручение Е.Гайдара от 11 декабря 1991 г. о подготовке ключевого правительственного постановления было совершенно откровенным - в нем речь шла именно о мобилизации продовольственных и других товаров народного потребления.

2. 29 декабря 1991 г. Е.Гайдар выпустил правительственное распоряжение о предоставлении Комитету по хлебопродуктам исключительных полномочий по распоряжению государственными хлебными ресурсами, введя тем самым де факто квази-государственную ведомственную монополию на хлеб:
1. Установить, что указания Комитета по хлебопродуктам Министерства торговли и материальных ресурсов РСФСР по вопросам перемещения и использования государственных хлебных ресурсов являются обязательными для всех организаций на территории РСФСР независимо от их подчиненности.
2. Запретить органам исполнительной власти краев и областей РСФСР использовать для местных нужд хлебопродукты государственных ресурсов, предназначенные для поставок в другие регионы.


3. В тот же день, 29 декабря 1991 г., российское правительство приняло беспрецедентное решение об ограничении вывоза товаров народного потребления из России:
Принять предложение Министерства торговли и материальных ресурсов Российской Федерации и Министерства связи Российской Федерации, согласованное с Министерством экономики и финансов Российской Федерации, о запрещении с 10 января 1992 г. вывоза гражданами и отправки посылками за пределы республики остродефицитных товаров народного потребления согласно приложению N 1 и отдельных продуктов питания сверх норм согласно приложению N 2.

Приложение N 2. НОРМЫ вывоза гражданами продуктов питания за пределы Российской Федерации (в расчете на одно лицо):
Хлебобулочные изделия - 1 кг
Колбасные изделия - 0,5 кг
Масло животное - 0,5 кг
Маргарин - 1 пачка
Яйца - 10 штук
Рыбные консервы - 2 банки
Конфеты и карамель - 0,5 кг
Чай - 1 пачка
Алкогольные напитки - 1 бутылка
Табачные изделия - 4 пачки
Сахар - 0,5 кг
Кофе и кофейные напитки - 1 банка


Этим постановлением правительство ввело такие ограничения базовых экономических свобод российских граждан, какие трудно назвать иначе как тоталитарными. Даже в советское время ничего подобного не было. Для России - страны с дефицитным балансом в торговле продовольствием (импорт продовольствия больше его экспорта) - такая мера означала практически гарантированное воспроизведение аналогичных запретительных мер со стороны соседних республик, имевших излишки продовольствия. Следовательно, вместо увеличения продовольственных ресурсов на территории России такая мера неизбежно отрезала ее от поставок продовольствия по традиционным каналам.

4. 14 января 1992 г. Е.Гайдар подписал правительственное распоряжение №65, которое трудно назвать иначе как распоряжением о введении продразверстки. Оно вводило более жесткие правила пополнения государственных ресурсов по сравнению с системой госзаказа и продналога, существовавшей в последние годы существования СССР:

«1. Установить на 1992 год колхозам, совхозам, крестьянским фермерским)  хозяйствам, агрофирмам, агрокомбинатам и другим сельскохозяйственным предприятиям, ведущим товарное сельскохозяйственное производство, обязательные поставки в государственные ресурсы: зерна в объеме 29,1 млн. тонн, сахарной свеклы - 8190 тыс. тонн, картофеля - 3034 тыс. тонн, овощей - 1555 тыс. тонн, плодов - 250 тыс. тонн, молока - 18545 тыс. тонн, скота и птицы (в живом весе) - 5035 тыс. тонн с распределением по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям и автономным округам согласно Приложениям N 1, 2.
В счет обязательных поставок заготовить в государственные ресурсы: 2 млн. тонн сортовых и гибридных семян зерновых и зернобобовых культур, включая кукурузу, и 115 тыс. тонн семян масличных культур.
Минсельхозу Российской Федерации и Комитету по хлебопродуктам Министерства торговли и материальных ресурсов Российской Федерации довести объемы заготовок сортовых и гибридных семян до республик в составе Российской Федерации, краев, областей и автономных округов.
2. Органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области и автономных округов довести до хозяйств обязательные поставки в государственные ресурсы продовольственной продукции в 1992 году, причем нормы  поставки продукции устанавливать в расчете на один гектар сельскохозяйственных угодий с учетом экономической оценки земли и ресурсного потенциала...».

Упоминаемые в тексте распоряжения «свободные рыночные цены», по которым должны были осуществляться закупки в государственные фонды продовольственных ресурсов, не должны вводить в заблуждение. Суть этих т.н. «свободных» цен пояснена в соседних абзацах документа - закупки по «свободным» ценам, оказывается, должны были стимулироваться «встречными продажами материально-технических ресурсов и товаров народного потребления, предоставлением премущественного права получения лицензий на экспорт, льготным кредитованием и налогообложением». Указанные дополнения означали, что «свободные цены» на самом деле не были свободными. Но даже такие «свободные цены» на зерно применялись лишь к заготовкам 1992 года и не относились к текущим закупкам. Разъяснение же того, что из себя представляли «контракты по заполнению государственных продовольственых фондов», какие санкции налагались за их невыполнение, содержалось в подготовленном Гайдаром Указе президента №10 от 4 января 1992 г.:
«Установить материальную ответственность производителей и заготовителей за невыполнение обязательных поставок сельскохозяйственной продукции и продовольствия в государственные ресурсы:
- за отказ от заключения договоров и невыполнение договорных обязательств по поставкам сельскохозяйственной продукции и продовольствия производители уплачивают заготовителям неустойку в размере стоимости недопоставленной продукции по сложившимся  рыночным ценам, действующим по месту закупки;
- в таком же размере взыскивается штраф с заготовителя и фондодержателя продовольствия  за отказ от приемки сельскохозяйственной продукции и продовольствия, подготовленных к поставке в соответствии с согласованным графиком.
Указанные штрафы могут быть взысканы в безакцептном порядке в двухмесячный срок после возникновения права требования.
Уплата штрафа и возмещение убытков не освобождают поставщиков и транспортные организации от выполнения заключенных договоров».

5. Очевидно, введения фактической продразверстки Е.Гайдару показалось мало, и 7 июля 1992 г. он подписал постановление правительства, ужесточавшее санкции за безлицензионный вывоз зерна из России:
Установить, что вывоз за пределы Российской Федерации в 1992-1993 годах зерна и продуктов его переработки, сырья для производства комбикормов и масличных культур производится только по квотам и лицензиям, выдаваемым Комитетом по хлебопродуктам Министерства торговли и материальных ресурсов Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации. За продажу их без лицензий с предприятий, организаций и фирм, допустивших нарушение, в безакцептном порядке взыскивается трехкратная стоимость проданной продукции. Взысканные суммы направляются в республиканский бюджет.
Порядок взыскания указанных сумм устанавливается Государственной налоговой службой Российской Федерации, Государственным таможенным комитетом Российской Федерации и Министерством транспорта Российской Федерации
.
Иными словами, под аккомпанемент заявлений о либерализации и радикальной рыночной реформе Е.Гайдаром в 1991-92 г. была введена жесткая система поставок продовольствия государству, более напоминающая действовавшую в условиях тоталитаризма.

3) Отказ от разбронирования государственного продовольственного резерва.
16 декабря 1991 г. заместитель руководителя Комитета по хлебопродуктам Е.Редькин обратился в Госкомитет по закупкам продовольственных ресурсов с просьбой разбронировать из государственного резерва 100 тыс. тонн пшеницы. Ответа не последовало.

Тогда 24 декабря 1991 г. уже руководитель Комитета по хлебопродуктам Л.Чешинский попросил Е.Гайдара разбронировать из госрезерва и переместить в Кемеровскую, Самарскую, Екатеринбургскую, Нижегородскую, Ярославскую и другие области 250 тыс. тонн продовольственной пшеницы. В эпоху, которая годы спустя будет названа Гайдаром-писателем эпохой наступления голода и угрозы голода, Гайдар-чиновник никак не ответил на эту просьбу.

Месяц спустя, 24 января 1992 г., Л.Чешинский напомнил Е.Гайдару о своей просьбе по разбронированию из госрезерва 250 тыс. тонн пшеницы (ГА РФ, Ф.10200, Оп.4, Д.126, Л.3). Гайдар не ответил и на этот раз.

В конце концов просьба Л.Чешинского все-таки была удовлетворена. Правда, произошло это только 1 марта 1992 г. - через два с лишним месяца после первой просьбы к Гайдару и через месяц с лишним после второй. Просьба была удовлетворена, но не пшеницей, как было запрошено, а пшеницей и рожью. При этом Е.Гайдар так и не принял решения о разбронировании государственного резерва. Это было решение Г.Бурбулиса.

4) Импорт зерна из-за рубежа.
В 1991-92 гг. властями СССР и России были инициированы многочисленные решения о закупках продовольствия за рубежом на общую сумму не менее 5,3 млрд. дол. По этим решениям было импортировано 32,1 млн тонн зерна. Однако среди этих документов отсутствуют решения по закупкам и импорту зерна и муки, инициированные лично Е.Гайдаром.

К августу 1992 г. поставки зерна в Россию по канадскому долгосрочному кредиту были прекращены. Тогда канадский пшеничный комитет пояснил, что решение о прекращении отгрузки зерна в Россию было принято по согласованию с российским правительством из-за того, что Россия не выполняет своих финансовых обязательств и сильно отстала в оплате счётов. (Б.Ельцин. Записки президента, с. 297). Исполнявшим обязанности председателя правительства России в то время был Е.Гайдар.

5) Оплата фрахта.
1. 14 ноября 1991 г., через неделю после назначения Е.Гайдара на пост вице-премьера российского правительства, председатель Комитета по хлебопродуктам Л.Чешинский обратился к Е.Гайдару с просьбой изыскать источники погашения задолженности части кредита, оплаты стоимости перевозки зерна и страхования в размере 125,1 млн.дол. Е.Гайдар никак не отреагировал на просьбу Л.Чешинского.

Видимо, это помогло Гайдару годы спустя в своих работах «Гибель империи» и «Смуты и институты» регулярно ссылаться на обращения Л.Чешинского по поводу необходимости погашения задолженности по фрахту в качестве иллюстрации кризиса государственного управления в России осенью-зимой 1991-92 гг.

Не получив ответ от Е.Гайдара, 19 ноября 1991 г. Л.Чешинский обратился уже к первому вице-премьеру Г.Бурбулису с просьбой оплатить задолженность по оплате фрахта Минморфлоту СССР в размере 70 млн. дол., а также выделить 50 млн. дол. для оплаты фрахта в ноябре-декабре 1991 г. и еще 55 млн. дол. для оплаты задолженности за ранее полученное зерно в Канаде. Всего - 175 млн. дол. Г.Бурбулис отреагировал немедленно. На следующий день, 20 ноября 1991 г., своим распоряжением Г.Бурбулис выделил на указанные цели 125 млн. дол.

2. 19 февраля 1992 г. Л.Чешинский обратился к Е.Гайдару с просьбой оплатить накопленную задолженность по фрахту судов, перевозивших зерно в Россию, составившую на 10 февраля 1992 г. 172,2 млн.дол. США.

Для понимания масштаба запрашивавшейся суммы следует иметь в виду, что только за первые полтора месяца своего вице-премьерства (15 ноября - 31 декабря 1991 г.) Е.Гайдар подписал распоряжений и поручений, предусматривавших государственные расходы в иностранной валюте на общую сумму в 4630,9 млн дол. (рассчитано по документам здесь и здесь). Среди этих документов - решения по закупкам запчастей к автобусам «Икарус», приобретению «установок по нанесению печати на пленку ПВХ и оборудования для реставрации и изготовления печатных валов», закупкам оборудования для завода им. Серго, для производства кирпича и черепицы, стройматериалов, для модернизации предприятий по производству химических удобрений, для предприятий угольной промышленности... Среди более чем 50 подписанных документов по выделению бюджетного финансирования в валюте не было ни одного поручения по оплате фрахта или же задолженности по фрахту.

На просьбу Л.Чешинского от 19 февраля Е.Гайдар все же ответил. Правда, это поизошло только через полтора месяца - 1 апреля 1992 г. Тогда своим распоряжением Гайдар поручил выделить из Республиканского валютного резерва менее половины запрашивавшейся суммы - 78,5 млн. дол.

Насколько в принципе решаемой была проблема т.н. «задолженности по фрахту», если бы имело место желание ее решить, показывают примеры того, как решались аналогичные или даже менее острые проблемы. Причем это касается не только Е.Гайдара, потратившего 4,6 млрд.дол. на цели, несопоставимые с оплатой задолженности по фрахту при перевозке зерна, но и Б.Ельцина, отдавшего, например, весьма показательное поручение прямо во время заседания правительства 5 декабря 1991 г.: «Позвоните Черномырдину - Газпром, 200 млн. долларов на срочную закупку лекарств в Югославии, он готов 200 млн. долларов выделить... И 500 млн. долларов на продовольствие для Москвы».

Иными словами, проблемы изыскания 172,5 млн. дол. для оплаты задолженности по фрахту судов, перевозивших зерно в Россию, не было.

6) Субсидирование импорта зерна из государственного бюджета.
Какими на самом деле средствами распоряжался Е.Гайдар, показывают масштабы организованного им бюджетного субсидирования импортного зерна. В письме вице-премьеру правительства В.Махарадзе от 19 октября 1992 г. (ГА РФ, Ф.10200, Оп.4, Д.124, Л.50-51) Л.Чешинский назвал величины субсидий на тонну импортированного зерна: «...по поручению Правительства Комитет цен при Минэкономики РФ и Минфин РФ 6 октября т.г. снизили коэффициент пересчета стоимости импортного зерна в рубли с 0,2 до 0,05, в результате чего при сложившемся курсе доллара США дотация из государственного бюджета возросла с 44 тыс. до 52 тыс. рублей на 1 тонну зерна». По валютным курсам того времени указанные цифры субсидий составляли 110 и 130 долларов за тонну зерна.

Председатель Комитета по ценам при Министерстве экономики Л.Розенова в письме тому же В.Махарадзе 23 октября 1992 г. (ГА РФ, Ф.10200, Оп.4, Д.124, Л.46-49) пояснила, что бюджет увеличил субсидирование импортного зерна с 80% до 95% его цены, назвала другие каналы бюджетного субсидирования и привела величину фантастической рентабельности зернового бизнеса в 300%, обеспечиваемой благодаря решениям Е.Гайдара за счет налогоплательщиков:

«Правительство определило цены на закупаемое в госресурсы зерно из урожая 1992 г. на уровне в среднем 11 тыс.руб. за тонну, то есть с повышением в 23 раза по сравнению с 1991 годом. Кроме того, предусмотрено, что при продаже хозяйствами зерна сверх установленных объемов обязательных поставок эти цены повышаются еще на 20%. Принятые закупочные цены на зерно урожая текущего года обеспечивают российским хлеборобам рентабельность болеее 300% и предопределяют заметный рост розничных цен. Эти цены оказались существенно выше, чем в других странах СНГ. Например, в Казахстане уровень рекомендованных цен на зерно примерно в 1,5 - 2,0 раза ниже, хотя себестоимость его в прошлые годы была в 1,3 - 1,5 раза выше, чем в России. На Украине закупочные цены на зерно также на 20-30% ниже российских.
...чтобы снизить стоимость импортного зерна в условиях низкого курса рубля, Комитет цен при Минэкономики России и Минфин России и АО «Росхлебопродукт» установили дотационный коэффициент 0,05 (вместо 0,2) для пересчета в рубли контрактной цены зерна, в результате чего 95% его внешнеторговой стоимости будет дотироваться за счет республиканского бюджета. Одновременно для ВАО «Экспортхлеб», занимающегося закупкой зерна за рубежом, применяются льготные условия кредитования, что уменьшает долю накладных расходов при импорте зерна почти на 3 тыс.руб. на 1 тонну».

Расчеты показывают, что при коэффициентах 0,2 для 1992 г. и 0,05 для 1993 г. суммарные субсидии из государственного бюджета России только на импорт зерна в 1992 году составили примерно 3,8 млрд.дол. (все доходы федерального бюджета были примерно 13 млрд.дол.), в 1993 г. - 1,8 млрд.дол. Одновременно это свидетельствует о том, что в нарушение Указа президента о либерализации цен от 3 декабря 1991 г. свободные цены по закупкам зерна правительством так и не были введены.

7) Ручное управление поставками хлеба.
Заместитель Е.Гайдара в комиссии российского правительства по оперативным вопросам А.Нечаев любит рассказывать, как он «поворачивал корабли с зерном». В частности, в разговоре с А.Кохом он сообщил следующее: «Однажды в конце ноября или самом начале декабря 1991 года все твои друзья из Питера, кроме Собчака, все вице-мэры [А.Кудрин?, В.Путин? - А.И.], приходят в правительство и говорят: «У нас запасов зерна осталось на 3 дня. Через 3 дня начнут дохнуть куры, потом люди». Настанет голод, потому что все сидело на американских поставках зерна, а кредиты заморожены. Я вместо Гайдара тогда проводил совещание... Слава тебе, Господи, что Леня Чешинский был. И он вдруг говорит: «Андрей Алексеевич, там два корабля идут с зерном на Мурманск, а в Мурманске ситуация получше, под вашу личную ответственность мы их завернем сейчас на Питер». Тут я уже оживился… Под мою личную ответственность? Милости просим! Тогда еще советская система приказов кое-как работала, значит, тут же по селектору связались с капитанами, развернули...»

Это единственный достоверный факт помощи российским гражданам в деле обеспечения их продовольствием с участием представителя «команды Гайдара». Правда, как пояснил А.Нечаев, непосредственно сам Е.Гайдар в таких совещаниях не участвовал и таких решений не принимал: «Возвращаясь к твоему вопросу, Алик, о Гайдаре как и.о. премьера, я могу сказать, что Егор страшно не любил оперативных дел, что мне очень дорого обходилось, потому что он значительную часть этих мероприятий перекладывал на меня. Уже упомянутое здесь совещание по спасению Петербурга должен был проводить он. Егор, видимо, догадался, о чем будет идти речь, и сказал: «Слушай, я тебя очень прошу, проведи за меня». А я, собственно, формально вообще был первым замминистра экономики и финансов, я даже министром экономики еще не был. Вот! А я проводил совещания вместо ключевого вице-премьера и принимал решения, которые, в общем-то, по статусу были мне явно не положены: например, заворачивал корабли с Мурманска на Питер…»

Таким образом, Е.Гайдар не только не принимал, но, похоже, и намеренно избегал личного участия в принятии решений по обеспечению продовольствием населения российских городов.

Объективности ради следует все же признать, что однажды Е.Гайдар все же участвовал в «помощи» некоторым жителям Петербурга. В нарушение постановления собственного правительства он подписал решения на выдачу лицензий по экспорту нефти, нефтепродуктов, пиломатериалов, редкоземельных металлов Комитету по внешним связям петербургской мэрии под руководством В.Путина. Хотя сырье тогда было экспортировано, но продовольствие в город, по информации М.Салье, не поступило. Зато когда началось расследование, и депутаты городского собрания потребовали привлечь А.Собчака и В.Путина к ответственности, то Е.Гайдар отреагировал на эти шаги молниеносно (совсем не так, как на просьбы Чешинского о разбронировании государственных резервов зерна и оплате задолженности по фрахту) и своим вмешательством спас обоих от уголовного преследования. «Письмо Гайдара, в котором он согласился с иезуитскими формулировками Собчака, закрыло все, - так прокомментировала его М.Салье. - Путину разрешили оформлять лицензии и узаконили лицензии, выданные ранее».

реформы, Гайдар, история, Россия, роль личности

Previous post Next post
Up