Операция «Угроза голода» - 1

Apr 29, 2013 21:48

Газета «Совершенно секретно» опубликовала три материала на эту тему:

1. Предисловие Людмилы Телень: «Свои и чужие».
2. Интервью с Л.Телень: «Андрей Илларионов: «Все, что делал Гайдар, было сознательной политической линией»».
3. Сокращенный вариант статьи «Операция угроза голода».

Ниже в трех постингах следует полный вариант статьи «Операция «Угроза голода»».

Операция «Угроза голода»
Зачем Егор Гайдар делал все, чтобы хлеб для граждан был дефицитом?

«По делам их узнаете их».
(Матфей 7:20)
В исследовании истории экономической политики, проводившейся российским правительством в 1991-92 гг., все чаще приходится сталкиваться с проблемой - чем детальнее знакомишься с недавним прошлым, тем больше возникает вопросов, ответы на которые лежат, похоже, совсем не в экономической сфере.

По результатам рассмотрения списка действий Е.Гайдара в 1991-92 и в 1993-94 гг., читатель nordfire предложил сделать такую таблицу: « в ней 3 столбца; в первый - помещаем "что сделано", во второй - "причины, по которым..." , в третий - "цели, ради которых это сделано". Вот в таком варианте картина сделанного Егором Гайдаром значительно прояснится».

Идея интересная, но вряд ли осуществимая. В отличие от описания действий Гайдара, которое можно провести (и это во многом сделано), идентификация его целей затруднена. Некоторое представление об этих целях можно получить, если свести вместе все известные действия Гайдара, относящиеся к какой-либо проблеме. Тогда по характеру этих действий, а ткже способам, времени, последовательности их осуществления, более понятными могут стать и подлинные цели их автора.

Как, например, Гайдар относился к снабжению населения России хлебом? Известно, что он считал ее одной из наиболее важных, если не самой важной, политико-экономической проблемой - и в России, и в СССР, и в других странах. Этой теме Гайдар посвятил значительную часть своих книг «Гибель империи» и «Смуты и институты», большое количество статей, выступлений, интервью.

В чем суть гайдаровской концепции?

В том, что нарушение снабжения населения хлебом ведет к дестабилизации существующей политической системы, а в случае обострения и/или неспособности властей вовремя решить эту проблему - к весьма вероятному краху действующего политического режима. В работе «Смуты и институты» Гайдар последовательно, на исторических примерах, пытался показать, как неурожаи, голод, разрушение транспортной и/или денежно-финансовой систем, препятствовавшие подвозу продовольствия в города, способствовали подрыву политической стабильности, а затем к бунтам, восстаниям, революциям - во Франции в 1788-89 гг., в Российской империи в феврале 1917 г., в России во время гражданской войны, в СССР в Новочеркасске в 1962 г., при распаде СССР на рубеже 1980-х - 1990-х годов. В книге «Гибель империи» проблемы продовольственного снабжения проходят красной нитью через всю историю СССР и выдвигаются в качестве центральной идеи, которой (в соответствии с гайдаровской концепцией) якобы были озабочены коммунистические власти. Оставляя на время в стороне выяснение того, в какой мере эта концепция имела отношение к действительности, сосредоточимся пока на самом главном ее тезисе:

Кризис продовольственного снабжения (прежде всего городов) - это ключ к политической дестабилизации и к возможному крушению действующего политического режима.

Наряду с этим тезисом Е.Гайдар регулярно давал ответы на вопрос о том, что  нужно было делать для того, чтобы преодолеть кризис продовольственного снабжения. В конкретных условиях России 1991-92 гг. гайдаровские рекомендации, активно популяризировавшиеся в последние годы, сводились к следующему:
- либерализовать цены на зерно и хлеб;
- организовать (разрешить) свободную торговлю зерном и хлебом;
- устранить ограничения для перевозок зерна и хлеба;
- импортировать зерно из-за рубежа;
- оплатить задолженность по фрахту транспортных судов, которые везли зерно в российские порты.

Эти рекомендации Гайдар называл не раз, обращая внимание на неспособность своих предшественников и идеологических оппонентов осуществить необходимые меры - нерешительность предпоследнего советского премьера Н.Рыжкова при попытке повысить цены на хлеб в мае 1990 г., неспособность И.Силаева и Комитета по оперативному управлению народным хозяйством закупить необходимое зерно в августе-октябре 1991 г., падение государственной дисциплины и разложение государственных институтов после августовского путча ГКЧП, саботаж противников реформаторского правительства в центре и на местах, отсутствие достаточной валюты для импортных закупок зерна и оплаты фрахта, банкротство Внешэкономбанка, отказ Запада от предоставления кредитов в 1991-92 гг.

Такого рода версия происходивших событий благодаря многочисленным выступлениям Е.Гайдара хорошо известна. Известно также и ее кульминация - появление на вершине российской власти в ситуации «всеобщего развала и хаоса» самого Е.Гайдара и «совершение им (согласно популярной легенде) исторического подвига - спасения России от голода (вар.: от угрозы голода)». Что именно сделал Гайдар, какие действия совершил именно он, известно меньше. По крайней мере, многократные обращения как непосредственно к Е.Гайдару, так и к сотрудникам Института Гайдара, Фонда Гайдара, АНХ, ВШЭ, друзьям и коллегам Е.Гайдара - А.Чубайсу, Е.Ясину, А.Нечаеву, В.Мау, С.Синельникову, А.Улюкаеву, Я.Уринсону, А.Коху, С.Дубинину, П.Филиппову - рассказать, как именно Е.Гайдар «спасал страну от голода», остались без ответа.

Отсутствие ответов со стороны сторонников Гайдара, много лет хранящих по этому поводу унылое молчание, приходится компенсировать независимой реконструкцией событий, столь важных для истории страны.

Рассмотрим, что в ситуации разворачивавшегося кризиса продовольственного снабжения крупных городов (в конце 1980-х - начале 1990-х годов) делал именно Е.Гайдар.

1) Регулирование цен на хлеб.
1. Как известно, либерализацию цен предлагали осуществить еще руководители экономического блока последнего советского правительства В.Дурасов и В.Щербаков, но из-за нерешительности М.Горбачева провести ее не смогли. Политическая ситуация радикально изменилась, когда политическая власть оказалась в руках Б.Ельцина, начавшего говорить о необходимости освобождения цен еще летом 1991 г.

2. В середине сентября 1991 г. Г.Бурбулис привлек к работе над экономической программой новой российской власти Е.Гайдара. Какими были тогда его советы? Тогда Гайдар предлагал отложить либерализацию цен до июля 1992 г.: «В октябре 1991 года мы предполагали, что можно отложить либерализацию цен до середины 1992 года...» (Е.Гайдар. Смуты и институты, 2009). «Потому первый вариант наших предложений заключался в том, чтобы с 1 января 1992 года «приотпустить цены»: большую их часть оставить контролируемыми, но существенно увеличить долю свободных цен. А полную либерализацию совместить с введением российской национальной валюты примерно с 1 июля 1992 года, когда это технически можно будет сделать. Такова была база нашей программы в октябре - начале ноября 1991 года...» (Е.Гайдар. Судьбоносные развилки, 2009).

3. Однако выступая на V Съезде народных депутатов России 28 октября 1991 г., Б.Ельцин объявил о необходимости проведения полномасштабной однократной либерализации цен до конца текущего года: «...разовый переход к рыночным ценам - тяжелая, вынужденная, но необходимая мера. Таким путем прошли многие государства. Хуже будет всем примерно в течение  полугода». Абсолютное большинство депутатов Съезда поддержало объявленную Ельцином программу экономических реформ, включая и либерализацию цен. Накануне Съезда у Е.Гайдара произошла короткая ознакомительная встреча с Ельциным. На ней, по утверждениям самого Гайдара, он безуспешно пытался отговорить Ельцина от освобождения цен: «То, что цены будут разморожены, Борис Николаевич Ельцин, вопреки, правда, моему совету, сказал 28 октября 1991 г.» (Е.Гайдар, Полный Альбац, 2 июля 2006 г.).

4. 6 ноября 1991 г. Б.Ельцин назначил Е.Гайдара вице-премьером российского правительства, а также министром экономики и финансов. 15 ноября 1991 г. новое российское правительство приняло первоочередной пакет документов по экономическому реформированию. Среди почти двух десятков указов президента и постановлений правительства в нем не было решения о либерализации цен.

5. 15 ноября 1991 г. состоялось первое заседание нового российского правительства. Несмотря на заявленную президентом страны программу реформ, несмотря на ясно выраженную волю высшего законодательного органа новый вице-премьер не собирался выполнять принятого решения о либерализации всех цен, в частности, цен на хлеб. На заседании кабинета Е.Гайдар сообщил о товарах, цены на которые, по его мнению, не должны быть либерализованы. Первым среди них был упомянут хлеб: «По розничным ценам... Мы предлагаем сохранить в кругу регулируемых только такие товары, как основные виды хлеба, молоко, молочнокислые продукты, соль, сахар, масло растительное, детское питание, водку, топливо, бензин, медикаменты и спички». Кроме того, Гайдар предложил проводить либерализацию цен не в один этап, как Ельцин объявил 28 октября, а в два этапа.

6. Поскольку Б.Ельцин и Г.Бурбулис не изменили своего отношения к разовой либерализации цен, к концу ноября 1991 г. Е.Гайдар впервые согласился с либерализацией цен в один этап: «Имелось в виду на первом этапе осуществить не либерализацию в полном смысле этого слова, а упорядочение, реструктуризацию и существенное повышение общего уровня цен (примерно как это сделало последнее коммунистическое правительство Раковского в Польше). При этом в течение некоторого времени, ориентировочно полгода, должна была сохраняться ситуация подавленно-открытой инфляции. А уже затем предполагалось осуществить полномасштабную либерализацию цен с одновременным включением мощного механизма макроэкономической стабилизации, основным элементом которого и стало бы введение российской национальной валюты, отсекающее внероссийские источники предложения денег. Однако уже в конце ноября 1991 года от этой идеи пришлось отказаться...» (Экономика переходного периода, под ред. Е.Гайдара, гл. 3, 1998).

7. В конце ноября - начале декабря 1991 г. в российском правительстве шел процесс согласования списка товаров, цены на которые не должны были быть сразу освобождены. В своих воспоминаниях Е.Гайдар упоминает позиции, по поводу которых развернулась упорная борьба: «В правительстве шла работа по уточнению списка товаров, цены на которые временно останутся под государственным контролем... В ходе мучительных межведомственных совеща­ний и согласований мне все время приходилось список урезать, а он, как феникс из пепла, возрождался и даже удлинял свой пышный хвост. Особенно ост­рая борьба велась вокруг двух крупных групп това­ров - черных и цветных металлов и мясо-молочных продуктов» (Е.Гайдар. Дни поражений и побед, гл. 7, 1996).

Обращает на себя внимание тот факт, что среди товаров, цены на которые правительственные лоббисты хотели регулировать, не было хлеба. Наоборот, в отношении к хлебу в правительстве лоббировали прямо противоположное - освобождение цен на него: «В связи предстоящей либерализацией цен на пищевое сырье, товароматериальные ресурсы и услуги Комитет по хлебопродуктам предлагает установить свободные отпускные (оптовые) и розничные цены на весь ассортимент хлеба и хлебобулочных изделий... Установление фиксированных розничных цен на отдельные сорта хлеба и хлебобулочных изделий экономически нецелесообразно, т.к. это потребует не только введения карточной системы торговли хлебом, но приведет к перегрузке или недоиспользованию мощностей хлебозаводов, специализированных на определенный ассортимент продукции» (Л.Чешинский - Е.Гайдару. О ценах на хлеб, 2 декабря 1991 г. ГА РФ, Ф. А527, Оп.7, Д.9136, Л.51).

[Примечательно, что среди нескольких тысяч архивных документов, выложенных на сайте Фонда Гайдара, этого важнейшего документа 1991 г. нет].

Однако отсутствие лоббистов, требовавших регулирования цен на хлеб, и наличие лоббистов, отстаивавших его либерализацию, не изменило принципиальной позиции вице-премьера и министра экономики и финансов - цены на хлеб он все-таки оставил регулируемыми.

8. 3 декабря 1991 г. был опубликован подписанный Б.Ельциным Указ президента о либерализации цен, а 19 декабря 1991 г. - подписанное Г.Бурбулисом соответствующее постановление правительства. В обоих документах список товаров, на которые были установлены государственно регулируемые цены, начинался с хлеба.

2 января 1992 г. цены на большинство потребительских товаров были освобождены. Однако цены на хлеб, а также на ряд других продуктов - молоко, кефир, детское питание, соль, сахар, водку - были оставлены регулируемыми.

9. Следует обратить внимание на важную особенность этого решения. Установление регулируемых цен на некоторые продовольственные товары не сопровождалось введением на них карточек. При всех негативных чертах карточек на продовольствие они все же в состоянии обеспечить некоторые гарантии гражданам на приобретение хотя бы минимального количества продуктов по регулируемым ценам. Однако в условиях высокой инфляции установление регулируемых цен без карточного сопровождения гарантий на приобретение хлеба не дает. Иными словами, власти, задумывающиеся о положении населения, выбирают один из двух вариантов: или свободные цены без карточек или регулируемые цены с карточками. Именно это предлагал, в частности, еще 24 октября 1991 г. тогдашний руководитель Госбанка СССР В.Геращенко: «Осуществить дальнейшую либерализацию цен. Сохранить фиксированные цены на минимальный круг продовольственных товаров, снабжение которых производится по карточкам. Остальные продукты питания и непродовольственные товары следовало бы реализовать по свободным ценам в зависимости от спроса и предложения». Е.Гайдар, как известно, не последовал этому совету - сохранение регулируемых цен на хлеб на фоне свободных цен на другие товары в условиях высокой инфляции не сопровождалось введением на него карточек.

10. 29 декабря 1991 г., за три дня до либерализации цен, руководитель Комитета по хлебопродуктам Л.Чешинский направил Е.Гайдару по сути паническое письмо, требовавшее немедленной либерализации цен на хлеб: «Несмотря на категорическое возражение Комитета по хлебопродуктам, Министерство экономики и финансов направило на места... указание, предусматривающее огранчение предельного уровня повышения оптовых цен предприятиям при выработке хлеба - 3,5 раза. В то же время этим же документом предусматривается применение свободных цен на муку, другие виды сырья, а также услуги, оказываемые хлебопекарным предприятиям. Комитет считает, что такой порядок приведет к убыточности практически всех хлебопекарных предприятий... Убыток по расчету составит 4,5 тыс.рублей на 1 тонну хлеба, что может повлечь за собой прекращение его производства. В условиях сегодняшнего дня, когда в отдельных областях уже имеются трудности с обеспечением населения хлебом, выполнение этого указания приведет к обострению повсеместно. Комитет по хлебопродуктам настаивает на срочном принятии решения об отмене указхания Министерства экономики и финансов... и установлении свободных оптовых и розничных цен на весь ассортимент хлеба...». Е.Гайдар остался непреклонным, цены на хлеб он оставил регулируемыми.

11. В феврале 1992 г. Е.Гайдар совместно с председателем Центробанка Г.Матюхиным подписал Меморандум об экономической политике Российской Федерации в 1992 г. В нем российское правительство взяло на себя обязательство до конца марта 1992 г. либерализовать все оставшиеся еще нелиберализованными цены:
«В настоящее время по-прежнему административно регулируются цены на 12 видов основных продуктов питания, некоторые коммунальные услуги, ограниченный круг энергоносителей и полуфабрикатов. Наша цель состоит в том, чтобы снять до конца марта 1992 года все оставшиеся административные ограничения цен на потребительские товары и услуги (за исключением квартирной платы, коммунальных услуг и общественного транспорта). В результате лишь около
5% денежных расходов населения (в стоимостном выражении и в среднегодовых ценах 1991 года) будет приходиться на оплату товаров и услуг по регулируемым ценам. Местным органам власти будет предоставлено право регулировать цены на молоко и хлеб за счет средств местных бюджетов».
Гайдар не выполнил этого взятого на себя обязательства - цены на хлеб не были либерализованы, а их регулирование не было передано в ведение региональных и местных властей.

12. В 1992 г. происходило постепенное ослабление государственного регулирования цен на товары, оказавшиеся в «списке исключений». Правда, это не коснулось хлеба.

6 января 1992 г. Е.Гайдар выпустил правительственное распоряжение, по которому региональным властям было предоставлено право регулирования цен на молоко, кефир, творог, сахар. В этом списке не было хлеба, право централизованного регулирования цен на который Е.Гайдар оставил за собой.

С 7 мая началась реализация по свободным ценам водки и питьевого спирта (Б.Ельцин. Записки президента, с. 290). Цены на хлеб продолжали оставаться регулируемыми.

С 6 июня в Москве были введены свободные цены на хлеб, молоко и кефир. Распоряжение об этом подписал мэр Москвы Ю.Лужков (Б.Ельцин. Записки президента, с. 293). Е.Гайдар и А.Чубайс подвергли Ю.Лужкова критике за нарушение общереспубликанского законодательства и за проведение «неправильных» реформ в Москве. Цены на хлеб в других регионах России, находившиеся в ведении федерального правительства, остались регулируемыми.

Регулирование цен на хлеб сохранялось до октября 1993 г., а цен на зерно - до декабря 1993 г., когда их либерализацию провел Б.Федоров.

реформы, Гайдар, история, Россия, роль личности

Previous post Next post
Up