Об угрозе государственного интервенционизма осенью 1991 г.

Feb 07, 2011 22:32


Продолжение. Начало см.: http://aillarionov.livejournal.com/274648.html

6. Государственный интервенционизм на деле.
Если какая-либо реальная угроза для страны и существовала - и осенью 1991 г. и позже, то это была не эфемерная угроза введения продразверстки (если и имевшей место, то только в воображении автора «Гибели империи» и в фантазиях его некоторых почитателей), а угроза проведения политики полномасштабного государственного интервенционизма. Точнее - во многом это была даже не угроза, это были реальные действия. Причем в отличие от прекратившего свое существование КУНХа, от ушедших на пенсию И.Силаева и в отставку - О.Лобова, эти действия проводились реальной властью - правительством России под руководством полномочного лидера его финансово-экономического блока - Е.Т.Гайдара.

Упомянем несколько документов, составивших костяк такой политики интервенционизма в одной только сфере - сфере обеспечения населения продовольствием.

1. Распоряжение «О поставках продовольствия для государственных нужд в I квартале 1992 г. № 110 от 6 декабря 1991 г.:
1. ...установить на I квартал 1992 г. объемы поставки мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов, яиц и яйцепродуктов для государственных нужд РСФСР и дотации указанных продуктов по республикам в составе РСФСР, краям и областям согласно Приложениям N 1 и 2.
2. Советам Министров республик в составе РСФСР, органам исполнительной власти краев и областей обеспечить выполнение установленных объемов поставок продуктов животноводства для государственных нужд РСФСР равномерно с разбивкой по месяцам.
Министерству торговли и материальных ресурсов РСФСР, Министерству сельского хозяйства РСФСР установить контроль за выполнением этих поставок.
Министерству торговли и материальных ресурсов РСФСР, Министерству экономики и финансов РСФСР организовать встречную продажу материально - технических ресурсов республикам в составе РСФСР, краям и областям, поставляющим продукты животноводства для государственных нужд РСФСР в соответствии с настоящим распоряжением.
Подписано: Е.Гайдар
http://www.bestpravo.ru/fed1991/data01/tex10410.htm
В приложениях 1 и 2 к этому распоряжению содержатся данные об объемах поставок продовольствия на государственные нужды, разверстанных по республикам, краям и областям.

Нетрудно видеть, что хотя по своему содержанию это распоряжение в чем-то и напоминает постановление КУНХа от 31 августа 1991 г., между ними есть и серьезные различия. В то время как постановление КУНХа было в лучшем случае благим пожеланием, распоряжение Гайдара являлось реальным решением власти - с указанием всех четырех необходимых элементов - адресатов, детальной разбивкой (разверсткой) поставок продовольствия по регионам, указанием сроков поставок, назначением контрольных органов. Распоряжение Гайдара, как и постановление КУНХа, упоминало встречные поставки материально-технических ресурсов. Но, во-первых, у Гайдара они были адресованы не хозяйствам и трудовым коллективам (как в постановлении КУНХа), а административным органам. Во-вторых, это упоминание не имело конкретных характеристик, не только сопоставимых с детализацией, установленной в этом же распоряжении для поставок продовольствия государству, но и сколько-нибудь сопоставимых даже с размытыми формулировками продаж потребительских товаров в постановлении КУНХа. Если документ КУНХа был посвящен продаже продовольствия в счет госзаказа и продналога, то распоряжение Гайдара требовало его поставок для государственных нужд без ссылки на какие-либо легальные основания. Постановление КУНХа было принято сразу же после провала Августовского путча, еще в условиях СССР, людьми, не имевшим ни ясного представления о переходе к рыночным отношениям, ни обладавшими властным мандатом на такой переход, поэтому их традиционный подход, характерный для бюрократического торга, был отчасти понятен. Распоряжение же Гайдара было выпущено через месяц после формирования нового правительства, человеком, провозгласившим переход к рыночной экономике, после выхода президентского указа о либерализации цен, при наличии и законодательного мандата на такой переход со стороны Съезда народных депутатов и при политической поддержке российского президента.

Тем не менее по своему характеру распоряжение Е.Гайдара от 6 декабря оказалось намного более жестким, более интервенционистским, более опирающимся на насилие и соответственно более близким к характерным чертам продразверстки, чем то постановление КУНХа, в котором Е.Гайдар увидел ее призрак много лет спустя.

Нельзя не отметить и еще одну деталь. Постановление КУНХа СССР от 31 августа 1991 г. было практически полностью - слово в слово - продублировано правительством РСФСР (И.Силаев) в постановлении № 469 от 9 сентября 1991 г., тем самым став частью российского правового режима в экономической сфере. Задолго до того, как в книге «Гибель империи» к постановлению КУНХа будут предъявлены претензии в тайных намерениях ввести продразверстку в России, у будущего автора этой книги, а тогда - вице-премьера, первого вице-премьера, исполнявшего обязанности премьера российского правительства - были все властные полномочия отменить постановление № 469, «угрожавшее продразверсткой». Но Е.Гайдар этого не сделал. Это постановление было отменено (частично) только 13 августа 1993 года постановлением правительства, принятым под давлением тогдашнего «простого» вице-премьера Б.Федорова.

2. Распоряжение «О поставках продовольствия в Москву» № 145 от 12 декабря 1991 г.:
Установить на декабрь 1991 г. и I квартал 1992 г. объемы поставок в г. Москву мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов, яиц и яйцепродуктов, масла растительного, сахара из республик в составе РСФСР, краев и областей согласно Приложению N 1.
Советам Министров республик в составе РСФСР, органам исполнительной власти краев и областей обеспечить выполнение установленных объемов поставок продовольственных товаров в г. Москву.
Подписано: Е.Гайдар
http://bestpravo.ru/fed1991/data01/tex10345.htm

Характеристика этого распоряжения аналогична характеристике предыдущего распоряжения.

3. Распоряжение «О распределении концентрированных кормов на 1 квартал 1992 г.» №192 от 23 декабря 1991 г.:
1. Утвердить распределение концентрированных кормов из государственных ресурсов на I квартал 1992 г. по министерствам и ведомствам согласно Приложению.
2. Министерству экономики и финансов РСФСР определить по министерствам и ведомствам ассортимент концентрированных кормов, выделенных настоящим распоряжением.
Комитету по хлебопродуктам Министерства торговли и материальных ресурсов РСФСР обеспечить производство комбикормов в ассортименте, определенном совместно с Министерством экономики и финансов РСФСР и Минсельхозом РСФСР.
Подписано: Е.Гайдар
http://bestpravo.ru/fed1991/data01/tex10200.htm

Характеристика этого распоряжения в целом аналогична характеристике предыдущего распоряжения.

4. Распоряжение «О запрете перевозок хлебопродуктов» №238 от 29 декабря 1991 г.:
В целях пресечения фактов самовольного использования в ряде краев и областей РСФСР государственных хлебных ресурсов:
1. Установить, что указания Комитета по хлебопродуктам Министерства торговли и материальных ресурсов РСФСР по вопросам перемещения и использования государственных хлебных ресурсов являются обязательными для всех организаций на территории РСФСР независимо от их подчиненности.
2. Запретить органам исполнительной власти краев и областей РСФСР использовать для местных нужд хлебопродукты государственных ресурсов, предназначенные для поставок в другие регионы.
http://bestpravo.ru/fed1991/data01/tex10073.htm

Вместо предоставления местным органам власти права на реализацию государственных хлебных ресурсов тому, кто в них больше всего нуждался, российское правительство их не только национализировало, но и еще монополизировало в руках одного из своих бюрократических органов.

5. Постановление правительства «Об ограничении вывоза товаров народного потребления» № 88 от 29 декабря 1991 г.:
Принять предложение Министерства торговли и материальных ресурсов Российской Федерации и Министерства связи Российской Федерации, согласованное с Министерством экономики и финансов Российской Федерации, о запрещении с 10 января 1992 г. вывоза гражданами и отправки посылками за пределы республики остродефицитных товаров народного потребления согласно приложению N 1 и отдельных продуктов питания сверх норм согласно приложению N 2.
Приложение N 2. НОРМЫ вывоза гражданами продуктов питания за пределы Российской Федерации (в расчете на одно лицо):
Хлебобулочные изделия - 1 кг
Колбасные изделия - 0,5 кг
Масло животное - 0,5 кг
Маргарин - 1 пачка
Яйца - 10 штук
Рыбные консервы - 2 банки
Конфеты и карамель - 0,5 кг
Чай - 1 пачка
Алкогольные напитки - 1 бутылка
Табачные изделия - 4 пачки
Сахар - 0,5 кг
Кофе и кофейные напитки - 1 банка
Подписано: Г.Бурбулис
http://bestpravo.ru/fed1991/data01/tex10069.htm

Этим постановлением т.н. «рыночно-либеральное» правительство ввело такие ограничения базовых экономических свобод российских граждан, которые иначе как тоталитарными и действительно напоминающими времена продразверстки, трудно назвать. Даже в позднесоветское время ничего подобного таким ограничениям не было.

6. Указ Президента РСФСР «О либерализации цен» № 297 от 3 декабря 1991 г.:
Установить со 2 января 1992 г. применение государственных регулируемых цен (тарифов) предприятиями и организациями, независимо от форм собственности, только на ограниченный круг продукции производственно-технического назначения, основных потребительских товаров и услуг по перечням согласно приложениям N 1 и 2.
Приложение N 2. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ И УСЛУГ, НА КОТОРЫЕ ПРИМЕНЯЮТСЯ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РЕГУЛИРУЕМЫЕ ЦЕНЫ (ТАРИФЫ)
Некоторые виды хлеба (из муки пшеничной первого и второго сорта и ржаной)
Молоко, кефир, творог обезжиренный
Основные виды детского питания, включая пищевые концентраты
Соль поваренная пищевая, реализуемая населению
Сахар
Масло растительное
Подписано: Б.Ельцин
http://bestpravo.ru/fed1991/data01/tex10466.htm

Как видно, этим знаменитым указом действительно были освобождены цены на многие товары и услуги. Но не на хлеб. На основные виды хлеба, а также на ряд других продуктов питания сохранялось государственное регулирование цен. Оно не было ликвидировано во время всего премьерства Е.Гайдара. Оно сохранялось почти два года, пока благодаря давлению Б.Федорова на В.Черномырдина цены на хлеб не были либерализованы в сентябре 1993 г. Цены на зерно были либерализованы указом президента, подготовленным тем же Б.Федоровым, в декабре 1993 г.

Следует обратить внимание на то, что либерализации цен на хлеб и на зерно - главному решению, которому у нас часто приписывают заслугу ликвидации якобы существовавшей осенью 1991 г. угрозы массового голода, 2 января 1992 г. не было. Иными словами, в сознании многих людей закрепилась мифологическая версия нашего недавнего прошлого - о том, как несуществовавшая угроза (массового голода) была побеждена несостоявшимся действием (либерализацией цен на хлеб и зерно).

В популярном изложении прошлое нашей страны, как известно, подчас не менее непредсказуемо, чем ее будущее. Мифическим угрозам - массового голода и введения подразверстки - у нас посвящаются популярные публикации, многочисленные выступления, горячие дискуссии. В то же время главные проблемы произошедшей трансформации - избранный ее авторами и фактически осуществленный антилиберальный, интервенционистский вариант перехода к рыночной, но не к свободной, экономике, вариант, приведший к огромным экономическим и социальным издержкам, длительному и тяжелейшему кризису, по-прежнему остаются вне национальной общественной дискуссии.

реформы, Гайдар, интервенционизм, либерализм, Россия, экономика

Previous post Next post
Up