Аттестация и погружение в тему

Oct 20, 2015 06:05

Еще на заре нашего хоумскулинга, в его первые дни, когда мы думали, что свободны :) мы смотрели классный фильм на Youtube о расселении человека по нашей планете. Всего было 5 фильмов. По заданию урока получалось, что нужно было посмотреть только один фильм, но он оказался таким интересным, что мы посмотрели больше.
Очень не хотелось отрываться, но... ждали другие уроки.
Поджимало "расписание".



По плотному ежедневному расписанию мы учились всю третью четверть прошлого года. Я довольно скоро поняла, что это неудобно, но не могла сразу договориться со школой.  В четвертой четверти уже стало чуть легче, по 3-5 предметов в день, но всё равно необходимо было одновременно "осваивать" сразу много предметов, поддерживая темп класса.
Это огромная бесвязная каша из 10-14 предметов по 5-7 шт в день...
Я не могу понять, кто мог такое придумать??? Даже в ВУЗах такое количество предметов одновременно встретишь не часто, а 5-7 предметов в день - тем более.
Тем временем, еще раньше я для себя определила, что сдача предметов раз в четверть - это необходимый минимум для домашнего обучения.
Почему? Потому что необходимо достаточное количество времени для того, чтобы вникнуть в предмет. Не в тему, а в предмет. Чтобы можно было "пройти" много тем подряд, представить себе картину в целом, задержаться на чем-то, что зацепило. Погрузиться настолько, насколько в этом есть необходимость. Тогда предмет вызывает интерес и хорошо укладывается в голове. А для такого погружения нужен нормальный резерв времени. И это никак не 45 минут. И даже не полтора часа в день.
Тот фильм был интересный и было бы правильно смотреть его столько, сколько хотелось.
Тогда мне казалось, что сдача раз в четверть может обеспечить необходимое количество времени на каждый предмет.
С этого года почти все предметы сдаются один раз в четверть. Договорилась я об этом не сразу, а через пару недель после начала четверти. Это время мы пытались учиться "по расписанию". Но то ли дело было в раскачке после лета, то ли в отсутствии необходимости срочно сдавать с классом, то ли данный способ учебы окончательно изжил себя - процесс прилично буксовал.
Дочка сопротивлялась, мотивации практически не было, к началу октября по школе сделано было очень мало.
Я пробовала разные варианты и к моменту договоренности о сдачах вопросы с некоторыми предметами уже были решены. А остальные мы начали учить блоками по несколько дней-неделю. По принципу "выучил-сдал". Пока этот механизм заработал в полную силу или до сих пор не заработал, прошло еще некоторое время и в итоге на сдачу осталось мало времени.
Я пишу это также для того, чтобы разобраться, в чем причина ощущения гонки: в сжатых сроках или собственно в самом наличии сроков? Почему погружение происходит как будто в ускоренном темпе, как будто нужно спешить? Или оно всегда так случается и "так надо"?
Казалось, что запас времени есть. Но его всё так же мало!
Даже если взять в пример белорусский. Допустим, всего на язык и литературу было потрачено 4 полных дня. Для выполнения упражнений по языку в быстром темпе этого времени достаточно, в том смысле, что больше "не хочется", но вот что касается литературы, именно возможности еще читать книги - этого мало, еще 3-4 дня пригодились бы, а всего на белорусский 8...
Но 4 дня на предмет - это получается слишком много. Потому что предметов 14, а дней в четверти меньше, чем 56....
И это только белорусский.
А есть более увлекающие предметы - биология, география, например...
С другой стороны, могло бы в принципе произойти такое погружение, если бы не необходимость браться за предмет по причине скорой сдачи?

В любом случае, вариант изучения предметов блоками во много раз лучше, чем "по 6 уроков в день".
Возможность посвятить одному-двум предметам хотя бы несколько часов или пару дней подряд - это возможность окунуться в другой мир, а не просто проскочить параграф по верхам.
Это актуально практически для всех предметов, связанных с изучением реального мира.
Также это "сработало" с белорусским. Давно известно, что погружение в среду (в данном случае, среда - книги на белорусском) - один из лучших способов изучить язык.
Сработало и с математикой. Хотя тут моя заслуга только как организатора
И думаю, сработает с любым предметом.

Но всё равно ощущение, что не хватает времени. Четверть - это слишком мало и часто.
На самом деле, наиболее точно описать процесс аттестаций может слово "сессия".
Это практически как сессия у студентов в ВУЗах. Только количество экзаменов отличается.
Сейчас получается 14 экзаменов каждую четверть или 56 экзаменов в год...

А есть еще нешкольные "предметы", которые очень интересны, но в школе это не проходят. Это не совсем предметы, как в школе, а скорее "направления". Их у нас несколько. Могло бы быть больше - но опять же: тянет школа и приходится "оптимизировать".
Нешкольные предметы захватывают с головой и была бы воля моей дочки - она бы из них вообще не выныривала... Это то, чем она хотела бы заниматься в жизни как хобби или больше.

Есть еще на очереди интересные курсы, мастер-классы, подобранные мной с точки зрения расширения образовательных горизонтов пользы в дальнейшей жизни и одобренные дочкой, потому что ей просто интересно. Пока они только в очереди: на них нету времени.

В общем, хочется как-ть то оптимизировать процесс аттестации и снизить затрачиваемые на нее ресурсы и время.
По этому поводу появились у меня мысли об аттестации один раз в год.... Что скорее всего нереально в условиях Беларуси. Это только 14 экзаменов в год, а не 56...
Потратили бы мы на нее месяц-полтора, зато всё остальное время свободны заниматься тем, что нравится...

домашнее обучение, хоумскулинг, домашнее образование

Previous post Next post
Up