Организационный "университет": факультет для госслужащих и консультантов государства

Feb 11, 2007 01:37

Почитал я еще http://www.impm.org/8pg.htm и пришел к выводу, что вся эта программа IMPM -- эдакий сэндвич из пяти мероприятий активного типа, каждое из которых выполняет функции последовательной проблематизации и распредмечивания [тут я буду использовать методологическую феню] разных аспектов бытующих представлений (типах мышления, mindsets) о каких-то отдельных "якобы знакомых деталях мироустройства". На этих же мероприятиях в порядке помощи тонущим в возникших когнитивных диссонансах студентам выдается набор разнопорядковых теорий/моделей/концепций, в терминах которых они могут как-то разговаривать на эти темы между собой и тем самым производят опредмечивание на новом уровне -- держа этот процесс проблематизации-распредмечивания-опредмечивания в рефлексивном фокусе, чтобы в случае потребности студенты потом смогли воспроизвести этот цикл уже самостоятельно. Сами же эти "по-боевому" введенные теории/модели/концепции подлежат подробному изучению более-менее самостоятельно в режиме управляемого тьюторством самообразования -- и изучение это поддерживается не только тем, что "нужно для галочки", но и эмоциональным всплеском, который был выдан в очной части при общении с реальным носителем соответствующего мышления. А затем использование этого знания закрепляется в ходе письменных рефлексий по поводу конкретных проектов.

Тем самым все опять распадается на форму (как преподавать, дидактика -- в данном случае бегом от классно-урочной системы к мероприятиям активного типа, плюс "порядок прохождения содержания важен") и содержание образования (что преподавать -- какие предметы/модели/концепции, а также мыслительные навыки типа "рефлексии" будут в итоге преподаны в программе -- какие мыслительные компетенции будут получены).

Уточним терминологию, которую я буду использовать в будущем (я тут решил отойти от "программы-модуля-курса" к более традиционному и укорененному в языке набору "программа-курс-предмет"):

Программа -- набор из нескольких (4-6) курсов, которые должен пройти студент (курсов в смысле "первый курс программы, второй курс, сокурсник" и т.д.). Каждый курс имеет свой фокус, развивающий деятельностную ориентацию при "зуммировании" по линейке "я-этнос-мир". Последовательное прохождение курсов тем самым как-то коррелирует с представлением о развитии личности (см. интегральный подход), в котором эгоцентризм постепенно сменяется этноцентризмом и переходит к мироцентризму. Предполагается, что в результате прохождения Программы мы получаем профессионала. Это трансформационная (в смысле интегрального подхода) программа -- меняется личность, ее уровень развития, отношение к миру и к себе, а не просто даются знания (на выходе получаем другую личность, а не встраивание в голову той же самой личности справочников по изученным предметам). То есть мы учим студентов не столько конкретным теориям, навыкам и компетенциям (предметам), сколько прививаем навыки а) определенных типов предметного мышления, б) рефлексии, в) проблематизации, распредмечивания/опредмечивания, которые в совокупности позволяют разобраться в новых ситуациях, не предусмотренных никакими учебными планами и теориями (учиться на опыте -- learning from experience).

Курс -- групповое очное мероприятие активного типа, сопровождающееся дистантным периодом самообразования и выполнения проектов под руководством тьюторов. Каждый курс имеет свой фокус, вокруг которого собираются те или иные предметы, подходящие для данного фокуса и обсуждаются этические проблемы. Курсы делятся на "общеобразовательные" и "специализации" (примерно так же, как в университетах). Курсы по линейке "я-этнос-мир" являются общеобразовательными -- прежде всего ориентацию в мире ("как оно все устроено") на предмет организации деятельности. Курсы, дающие специализацию, формируют профессионала в той или иной области (скажем, менеджера частных предприятий, или госслужащего и консультанта государства). Тем самым мы имеем что-то типа организационного университета (деятельностный подход!), в котором имеется общая подготовка, дающаяся всем студентам, и профессионализация старшекурсников как минимум на двух "факультетах" -- частного сектора и государства.

Предмет -- наука или практика, обычный учебный предмет (типа "сравнительное право" или "бухгалтерский учет"). Обычно предмет характеризуется особым типом мышления (экономическим, юридическим, алгоритмическим и т.д.), которое демонстрируют представители (научной, практической, художественной, духовной и т.д.) школы, развивающей этот предмет.

Предметный план -- то, что я раньше называл "учебным планом" (http://ailev.livejournal.com/444447.html). Перечисление предметов, разбитых по курсам. Предметный план отражает содержание образования (и связан с формой в основном тем, что предметы даются в привязке к конкретным курсам и предполагается некоторая последовательность их освоения).

Не будем пока заморачиваться ограничениями по объему и количеству "проходимых" в курсе предметов и переструктурируем предыдущий вариант (почти не трогая состав предметов -- оставим на следующую итерацию), предложив разбиение по курсам:


Общие курсы
1. Организация себя
1.1. общая психологическая подготовка (состояние высокой продуктивности, техники интеграции логических уровней, техники личного роста, быстрого обучения, целеполагания и т.д.).
1.2. спиральная динамика
1.3. религиозный опыт и его организация
1.4. Мыслительные технологии: thinking processes, ТРИЗ, СМД-методология.
1.5. Философия, логика, методология, этика.
1.6. Компьютерная грамотность: программирование (алгоритмическое мышление), структуры данных, "продвинутый пользователь" в Windows, Linux и Web 2.0/3.D (включая слепую печать по-русски и по-английски).
1.7. Теория вероятностей, мат.статистика.
1.8. Английский язык (устный и письмо: чтение будет в форме заданий по чтению литературы на других предметах)

2. Организация сотрудничества (collaboration)
2.1. Деятельность: организация, управление, руководство. Цели, показатели, ограничения. Цикл непрерывных улучшений. Проектное управление. Управление процессами. Управление программами, agile-методы, GTD. Организации vs институты, институты в организациях.
2.2. Моделирование и учет. Модели процессов, проектов, организаций. Организация учета.
2.3. Информационные системы поддержки деятельности (опыт использования: поддержка собственно образовательной деятельности -- на каждом курсе можно использовать новую систему, тем самым после двух курсов будет опыт использовать двух различных систем).
2.4. Human resources и talent management.
2.5. коммуникативный экселленс (очный) -- групповая динамика, конфликтология и принципиальные переговоры, презентации (слайдовые, актерское мастерство и ораторское искусство), SPIN, коучинг, консалтинг, управление изменениями, team building, лидерство. Игровые техники.
2.6. "Дистантная очность" и коммуникация посредством IT (нетикет, поведение с троллями и т.д.). Usability и "информационная архитектура".

3. Общественный контекст
3.1. научные школы в гуманитарных дисциплинах
3.2. правовая философия и юридическое мышление
3.3. праксеология и экономическое мышление: австрийская экономическая школа, вирджинская школа общественного выбора, краткая характеристика других экономических школ (чикагской, социалистической, классической и институциональной)
3.4. социология и модели общества
3.5. Этика (как формальная дисциплина)
3.6. пиарный экселленс (заочная коммуникация). Меметика. Tipping Point. Public deliberation (общественная дискуссия).

Спецкурсы
4. Организация государства (государственное управление):
4.1. Государство и государственное управление сегодня
Государство и власть (state and government). Государство современного типа и его упадок. Уменьшающиеся возможности государства и бизнесы, время которых теперь приходит.
Ценностные основания государственного управления - правовой, политический и менеджеристский взгляды. Что такое правовое, социальное и смешенное государство?
Нечеткая грань между государственной политикой (public policy) и государственным управлением (public administration) - выполнением политических решений.
4.2. Бюрократия и рынок в государственном управлении
Чем хороша бюрократия: правовой взгляд на явление. Бюрократия в частном секторе: Макдоналдс и аудиторы.
Другие подходы к управлению государственными и коммерческими организациями: опора на коллектив, внутренний рынок, хитроумный беспорядок («шайтан-машина»). Уместность подходов в различных контекстах.
4.3. Логика принятия решений в государстве
Динамика интервенционизма. Какова политэкономическая логика «увеличения» и «уменьшения» государства? Что меняют кризисы? Когда открываются «окна возможностей»?
Кому служит бюрократия? «Захваты регулятора».
4.4. Конституционные основы государственного управления в РФ
Конституция РФ как нормативная основа государственного управления. Чем ограничена компетенция государства? Зачем нужен позиционный конфликт в государственном управлении (разделение властей, трехзвенная структура органов исполнительной власти).
Территориальное устройство РФ (федеративные отношения, местное самоуправление, территориальная структура федеральных и региональных органов власти, разграничение полномочий).
4.5. Административное реформирование в РФ
Что такое «качество государственного управления» и как его можно увеличить?
История административного реформирования и текущее состояние административной реформы. Информационно-коммуникационные технологии и новые способы решения старых задач - повышение прозрачности, подотчетности и экономности в деятельности государства.
4.6. "Электронная Россия" (особенности использования ИКТ в государстве -- http://www.elrussia.ru/manifest).
4.7. Реформирование policy. Требования к модели реформ (курсовая: создать и учесть модель реформ в выбранной области policy). Госстатистика.

5. Организация органов власти (сотрудничество, спецкурс для госсектора)
5.1. Федеральные министерства: процесс нормотворчества и бюджетирование -- управление госпрограммами (по плану http://ailev.livejournal.com/398953.html, чуть подробнее в http://www.elrussia.ru/72101):
5.1.1.организация офиса программы (роли оргдизайнер, управленец талантами/компетенциями, начальник IT, офис-менеджер),
5.1.1.1. создание, внедрение и поддержка организационной модели Программного офиса (подготовка и апдейты регламентов)
5.1.1.2. создание IT-инфраструктуры (АИС УП), офисной инфраструктуры и других инфраструктур.
5.1.1.3. управление талантами/компетенциями Офиса Программы
5.1.1.4. начальное целеполагание/фиксация ценностей
5.1.2. реализация Программы офисом программы (роли советников, кураторов направлений, менеджеров контрактов, поставщиков, претендентов, экспертизы и т.д.)
5.1.2.1. Управление нормами
5.1.2.2.Управление требованиями
5.1.2.3. Управление работами
5.1.2.4. Управление экспертизой
5.1.2.5. Управление продвижением
5.1.2.6. Управление знаниями
5.1.2.5. Управление ресурсами (оперативный контур -- контрактация)
5.1.2.6. Управление ресурсами (стратегический контур -- БОР, прочее выколачивание денег, официальная отчетность)
5.1.2.7 Управление мониторингом субъектов Программы (предметные модели реформируемого сектора и госстатистика).
5.1.3. деятельность субъектов Программы (подчиняющихся вводимым/убираемым реформой нормам и адресатов-бенефициаров Программы).
5.2. Федеральные службы: организация квазиполицейской и организация квазисудебной деятельности.
5.3. Федеральные агентства: управление имуществом и организация работы по запросам граждан.
5.4. Субфедеральный уровень власти
5.5. Муниципальный уровень власти

6. Организация общества (Public policy)
6.1. Социальный сектор: а) перераспределительные -- образование, медицина, пенсионное обеспечение, льготы и пособия; б) культурные -- наука, спорт высоких достижений, театры, музеи
6.2. Армия и ВПК
6.3. Правоохрана
6.4. Промышленная политика (в рамках Доклада http://www.prompolit.ru/91609).
6.5. Международная политика
6.6. Политика политики (policy в polotics -- партии, выборы и т.д.)

А что должно войти в спецкурс для менеджмента в частном секторе? Маркетинг, корпоративные финансы, корпоративное управление и т.д...
Previous post Next post
Up