Ключевое в двигающемся теле -- это то, как оно проводит движение. Напомню, что мы представляем тело, как обёрнутое вокруг скелета стёганое ватное одеяло, где ватная набивка -- это мышцы, а ткань и строчка сделаны из фасций. Если мышцы все расслаблены, то в стёганом одеяле у нас мягкая желеобразная субстанция. Точно как в сыром яйце. Помните, как определяют, сырое яйцо или сваренное вкрутую? Его крутят. Если оно крутится, то крутое. Если не крутится, то сырое. Сырое тело, которое расслаблено, оно не крутится -- оно не проводит движение.
Тело должно стать крутым, чтобы передавать движение: мышцы должны стать упругими. Это может быть достигнуто вытяжениями, сжатиями, скрутками, напряжениями. Все эти приёмы дают различное качество движения. Например, в танцах чаще всего используется упругость, образуемая вытяжением. Вытяжение какой-то связной последовательности мышц образует струну (функциональный орган). Струна хорошо проводит движение.
Если тело всмятку, то в нём чередуются зоны крутые, с хорошей работой вытяжения, и сырые -- где проводимость исчезает. Такое тело проводит движение неустойчиво. Это может быть намеренно: разные качества крутости по длине тела. Но может быть и ненамеренно. Особенно это проявляется, когда вытяжение теряется при каких-то отдельных положениях струн: последовательность включения мышц, формирующих струну, вдруг прерывается, ибо тело и мозг ещё не готовы к подключению к работе на вытяжение какой-то отдельной мышцы (подробней см. в тексте "прекращение войны мышц друг с другом -- главное в системном фитнесе",
https://ailev.livejournal.com/1455767.html).
Антон Климат вдобавок к балетному, джазовому и т.д. телу (я упоминал эту классификацию тел из
https://arzamas.academy/courses/50/6 в рассказе "мой телесный африканский стилевой движок",
https://ailev.livejournal.com/1451264.html) вводит ещё два вида тела:
-- сидячее, которое адаптировалось к долгому сидению. Можно ещё назвать это офисным телом. Это совсем запущеный случай.
-- ходячее, которое много ходит, но абсолютно не приспособлено к каким-то нагрузкам и не имеет гибкости -- тело рыхлое, бытовое.
Если попытаться сделать струну на этих телах, то сразу это не получится: тела нужно доработать, чтобы они стали крутыми. Ибо сидячие и ходячие наши офисные и бытовые тела по факту -- всмятку, в формируемых в них струнах не получается непрерывной проводимости движения, непрерывных и устойчивых линий из мышц вытяжения.
Это означает, что мы не сможем добиться в таких телах равномерности движения, мы не сможем добиться инерционной передачи движения из одной части тела в другую часть тела. Например, голова у нас весит примерно 7кг. Если тело крутое, то можно использовать инерцию движения этих 7 кг хоть в пятке. Если тело всмятку, то где-то по пути передаваемого струной движения встретится рассеивающая это движение мягкая мышца, или наоборот -- лишняя жёсткая мышца, которая уведёт движение в сторону от струны. Для коррекции потребуется лишняя сила, вместо использования инерции и "подруливания" потребуется "работать". Чем менее сырое тело, чем более оно крутое -- тем меньше силы требуется, чтобы его завертеть. Сходите к холодильнику и проведите этот школьный опыт с яйцами. Потом попробуйте покрутить людей, находящихся в разном состоянии мышечного тонуса. Профессиональный тонус вытяжения у этих людей позволит вам их крутить одним пальчиком. Если они обмякнут, то они будут тяжелей мешка.
Важным свойством струн является однородность усилия натяжения по струне. Она определяется как раз самым слабым местом -- если остальные участки струны натянуты сильнее самого слабого места, то в этом месте струна по факту исчезает. Но если самое слабое место едва натянуто, то это явно не крутая струна, это всмятку. Поэтому струны нужно тренировать по общей методике: добиваться координации расслабления незадействованных (и только мешающих) вытяжению мышц, увеличивать силу вытяжения оставшимися мышцами, но кроме того и добиваться слитности длинной струны -- равномерности вытяжения по большой длине, соразмерной длине тела.
Системный фитнес позволяет разобраться со всей этой механикой передачи движения, телесная (танцевальная, спортивная, и т.д.) инженерия как его приложение позволяет из сидячего или ходячего тела всмятку сделать крутое тело, в котором струны контролируемо передают движение -- включая необходимые паттерны неравномерности в этом движении. Например, вытянутый в струнку верх тела при мягком низе (скажем, для подстройки к телу партнёра -- зеркалить неравномерность структур проведения движения необходимо для чёткости ведения-следования), или удержание струны в сложной позе (скажем, вращение на колене в хип-хопе или удержание рамки с опущенными локтями в социальных танцах).
Так что при выходе на уровень крупных (длинных, соразмерных длине тела) функциональных структур нужна возможность сознательного управления неравномерностью-равномерностью их работы. Должна быть свобода в выборе проводимости движения в тех или иных частях тела. Нет выбора, заучена только одна-единственная мышечная координация (например, из какого-то вида единоборств, используемая только для одного из видов броска), значит свободы движения нет -- нет возможности выбирать варианты.
И это только про вытяжение/натяжение. А ещё стягивание, напряжение, скрутки, обмякания. Проведение движения тут важно: функциональные диаграммы в других технических дисциплинах обычно содержат какие-то "токи": тепломассоперенос в процессных диаграммах (P&ID) непрерывного производствах, движения в кинематических схемах, электрический ток в радиосхемах. Тут мы говорим о телесных схемах и "токе движения", через создаваемые мозгом и телом функциональные органы течёт движение, речь идёт о проведении через тела движения, какой-то культурной обработке (изменении направления, усилении, рассеивании) этого движения. Всё это базовая телесная лексика, связанная с работой функциональных органов. Именно на этом функциональном языке нужно обсуждать, как работает двигающееся тело, на этом языке обсуждать что от тела требуется и как его учить. В телесной инженерии (
https://ailev.livejournal.com/1456631.html) всё ровно так же, как и у других инженеров: мышление крутится главным образом вокруг функциональных объектов, хотя изготовление целевой системы потом происходит с модулями -- характеристики которых делают такими, чтобы они поддерживали запроектированную функциональность.
И дальше у человека появляется выбор: иметь ли ему крутое тело, довольствоваться телом всмятку или явить миру образец сырого тела. Есть выбор -- есть свобода. Нет выбора -- нет свободы.
Цепочка текстов "Системный фитнес":
https://ailev.livejournal.com/1429126.html