Берём из списка системных мышлем
http://ailev.livejournal.com/1278600.html первый же пункт (1. Гарантия присутствия системы в физическом мире: воплощение системы и 4D экстенсионализм) и сочиняем образцы заданий -- чтобы было что обсуждать с потенциальными авторами задач. Пока не заморачиваемся возможностью автоматизированной проверки, этим можно будет озаботиться чуть позже:
1. Какие из нижеперечисленного списка объекты не являются системами? Укажите уточнения, при которых могли бы быть и другие варианты ответа.
а) Маша
б) подруга Маши
в) дружба Маши и Оли
г) еда Маши
д) поедание Машей её еды
е) фотография едящей Маши
ж) фильм едящей Маши
з) приложение выбора еды в телефоне Маши
и) свидетельство о рождении Маши
к) система диеты, которой пользуется Маша
л) доброта Маши
н) классификатор Маш по уровню их доброты
о) инженер по требованиям, роль которого играет Маша
п) профессиональный стандарт инженера по требованиям
2. Опишите эти процессы как системы:
а) Петя пилит сук, на котором сидит
б) каскадёр пилит сук, на котором сидит
в) садовый рабочий пилит сук, на котором сидит
г) написание стихотворения Машей
д) написание стихотворения поэтом
е) фотографирование пейзажа Колей
ж) фотографирование пейзажа туристом
з) фотографирование пейзажа фотографом
и) фотографирование пейзажа камерой пролетающего мимо дрона
к) подготовка Оли к экзамену
л) подготовка студента к экзамену
м) подготовка преподавателя к экзамену
3. Выберите лучшее описание танца как системы, объясните выбор:
а) Листок с расписанной последовательностью танцевальных движений, сочинённый Олей. Именно по этому листку Маша и Оля потом выучили танец.
б) процесс танца, производящий изменения в зрителях при его прохождении
в) понимание процесса танца его стейкхолдерами (зрителями, танцорами)
г) Маша и Оля, пол, воздух с колебаниями, источник колебаний воздуха, зрители.
д) видео эталонного исполнения танца на флешке
е) изменения положений рук, ног, тел Маши и Оли
С одной стороны, эти все ситуации составлены так, чтобы максимально смутить тренирующегося. С другой стороны, они в их совокупности в чём-то "подводят" к пониманию, а не контролируют понимание -- цель тут тренинг восприятия мира, а не контроль понимания.
Тут ещё можно пообсуждать: идёт тренировка работы с терминологией (запомнить, что мы называем системой), или же выделение объектов из мира (онтологическая тренировка: видеть фигуру системы в фоне мира). Мне кажется, что тут больше второе. И да, я знаю, что у онтологов на эту тему есть давний междусобойный спор про онтологии как "говорение" о предметах мира и онтологии самих предметов. Для наших целей эти различия не так важны: мышление представляет собой синтез как натурального восприятия мира в его объектах (например, через все органы чувств, да ещё и через приборы, синкретично) так и аналитического -- через язык.
UPDATE: внимание! Кто не читал учебник
http://techinvestlab.ru/systems_engineering_thinking, тот даже не поймёт, что именно тут тренируется! Это не интернет-тест "что я из своей прошлой жизни помню про системный подход", это не контроль знаний. Это именно тренажёр для содержания учебника! То есть не читавшие учебник просто не могут тренировать владение знаниями из него!
Если встретить задачу 2*2, и не знать, что это тренинг из учебника арифметики, то можно долго гадать о том, что же там требуется: то ли название телеканала вспомнить, то ли это 2 часа работы 2 дня в неделю, то ли 2-любая-подстрока-2 так зашифровано. У меня с предлагаемым к созданию тренажёром чётко: системных подходов много самых разных, контекстов его использования ещё больше, тренируем вариант по моему учебнику, сам учебник взят не из моего воспалённого ума, а из стандартов системной инженерии ISO 15288, ISO 42010, IEC 81346, ISO 15926, OMG Essence. Прилагаем содержание к инженерии, менеджменту, и даже цепляем немного предпринимательство-маркетинг (клиентскую зону интересов).
Дискуссия в фейсбуке:
https://www.facebook.com/ailevenchuk/posts/10207605295064504