Три примера заданий для тренажёра системного мышления

Jul 20, 2016 15:08

Берём из списка системных мышлем http://ailev.livejournal.com/1278600.html первый же пункт (1. Гарантия присутствия системы в физическом мире: воплощение системы и 4D экстенсионализм) и сочиняем образцы заданий -- чтобы было что обсуждать с потенциальными авторами задач. Пока не заморачиваемся ( Read more... )

Leave a comment

Comments 13

alexey_donskoy July 20 2016, 13:45:06 UTC
Корректен ли первый вопрос?
Ведь выделение систем в окружающем мире зависит от задачи. Как можно говорить о системах вне контекста задачи?
Да, в вопросе для этого присутствует "укажите уточнения, при которых...". Но это же одновременно означает неявно подразумеваемую выделенную систему отсчёта, в которой по умолчанию предполагается вполне определённый набор задач... Другими словами, неявно протаскивается некий антропоцентризм. Хорошо ли это?

Reply

ailev July 20 2016, 17:21:08 UTC
Конечно, есть система отсчёта: понятие системы вводится по учебнику http://techinvestlab.ru/systems_engineering_thinking

Reply

alexey_donskoy July 20 2016, 18:03:51 UTC
О, спасибо за учебник! Нужная работа!

Reply


tilimilitram July 20 2016, 14:47:45 UTC

Как хорошо, что вы пример привели. Присоединяюсь к предыдущему вопросу: как угадать контекст вопроса? Если "Маша" имя или целостный образ образ -- одно. Если объект исследования -- противоположное. Тут либо прописывать контекст в задании, либо расставлять галочки в первых пунктах и просить уловить принцип и расставить оставшиеся. Плюс как-то предусмотреть неожиданные толкования.

Кстати, гомельские задания непроходимы для дальтоника. Ну и хорошо бы не грузить ребенка тренировками того, что уже сформировано. Предъявить сложное в комплексе, справился с парой-тройкой примеров легко, эти компетенции считать отработанными (оставить на всякий случай немного тестов для полной уверенности)

Reply

ailev July 20 2016, 17:23:27 UTC
Контекст вопроса не угадывается, тут просто тренируется понимание воплощения системы по учебнику http://techinvestlab.ru/systems_engineering_thinking

Тренажёр на то и тренажёр, что тренирует где-то разъяснённое понимание того, что в нём тренируется ))) Тренажёр не заменяет учебника, или в нём учебный материал приводится фрагментом перед группой заданий.

Reply


zero1943 July 20 2016, 17:01:44 UTC
1. Дружба Маши и Оли - это отношения, а Доброта Маши - это свойство
2. Система: основная функция - "Пиление ветвей деревьев", делиться на "Подготовка у пилению", "Пиление", "Уборка веток". Объекты: дерево, лестница, пила, Петя. Система может быть описана в виде текстового описания, но лучше в виде функциональной модели IDEF0,
3. Лучшее описание танца как системы - листок с расписанной последовательностью танцевальных движений

Reply

ailev July 20 2016, 17:26:56 UTC
Это вы сочиняете на ходу, заодно повторяя частые ошибки студентов, которые учебника не читали )))

У меня всё жёстко: тренируется понятие воплощения системы из учебника http://techinvestlab.ru/systems_engineering_thinking (сразу видно, кто учебник читал, а кто не читал -- не читавшие вообще не могут понять, что именно в этом тренажёре тренируется).

Опять же, не уверен, что тут в комментах нужно пытаться давать ответы. Студенты люди ушлые, и вместо выполнения тренажёра ими мне в какой-то момент не хотелось бы получить копипасту вашего этого коммента.

Reply


mikki_topiharyu July 21 2016, 08:50:17 UTC
Очень интересно, прав ли я?
Вопрос 1
Не системы:
1) Фотография маши
2) Фильм едящей маши (если это законченный фильм про едящую машу, а не фильм, который маша снимает пока ест)
3) свидетельство о рождении маши (если в классическом варианте, как документ, а не как отношения свидетель-событие)
4) классификатор маш по доброте (если статичен, или не подразумевает изменений, как например отраслевой проф. Стандарт)

Reply

ailev July 21 2016, 08:59:22 UTC
Обычно ответы на задачи в открытый доступ не дают: думайте и о тех студентах, которые идут за вами, это нетикет. Вы читали учебник, это хорошо. Но читали учебник недостаточно внимательно )))

Reply


zero1943 July 21 2016, 09:19:19 UTC
Из собственной практики. Вопрос, который формулирует преподаватель, для него имеет один правильный ответ. Студент, в силу ограниченности понимания предмета и естественной субъективности своего восприятия, дает ответ, не соответствующий ожиданиям преподавателя. За всю свою практику преподавания могу припомнить единичные случаи, когда на ответ студента сам себе говорил - рассказано так, как я бы ответил на это вопрос. Повлиять на сознание студента напрямую я не могу, поэтому постоянно думаю, что же я не так рассказал, и что нужно сделать, чтобы студенты понимали тебя лучше.

Reply

ailev July 21 2016, 18:53:06 UTC
Просто вопросов-ответов должно быть больше. Отсюда и "тренажёр", а не отдельные вопросы. Шквал самых разных вопросов: а дальше, как говаривали на мехмате МГУ преподаватели, "студент не понимает, не понимает, а потом привыкает" )))

Reply

ext_3411341 July 26 2016, 18:24:19 UTC
Да-да-да. Старый анекдот про прохождение метанойи на уроке русского языка в грузинской школе. "Сол и фасол пишэтся с мягким знаком, а тарэлька и вилька без мягкого. Панят это невазможно, эта надо запомныт"!

Reply

ailev July 26 2016, 18:34:52 UTC
Ну да. Нужно нейронную сетку в мозгу тренировать, заучиванием формальных правил делу не поможешь. Это тот самый случай, когда количество переходит в качество.

А после того, как задачки такого типа поставят вИдение мира как набора заданных в изучаемой онтике предметов, можно давать задачи-двухходовки на какие-то рассуждения. Ибо эти объекты нужно выделять для того, чтобы что-то про них узнавать (выявлять ошибки, несоответствия, или наоборот, делать что-то быстро и правильно сразу по шаблону). Например, хороши были бы такие задачи: «Маша рассказала про красивые чертежи дрона, славный коллектив их отдела, проблемы с определением цены контракта и поиском правильных переговорщиков для этого, и завершила свой доклад предложениями по изменению плана-графика. Что нужно спросить у Маши?».

Reply


Leave a comment

Up