Мыслемы -- это отдельные элементы мышления (как стратагемы -- это типовые элементы стратегий). В том варианте системного мышления, который я даю, их немного:
-- гарантия присутствия системы в физическом мире (воплощение-индивид, 4D экстенсиональная онтология)
-- деятельностная субъективность в определении системы (стейкхолдеры, их интересы)
-- холон: уровни системы, отношение композиции ("часть-целое"), целокупность и эмерджентность
-- определение и описание (идеальное против материального, междисциплинарность и мегамоделирование: viewpoint, veiw, definition, description)
-- функциональное/компонентное против конструктивного/модульного, размещения
-- жизненный цикл 2.0 (система деятельности с выделенной стадией эксплуатации, состоит из компонент-практик).
Вот тут было альтернативное изложение того же самого:
http://ailev.livejournal.com/1221425.html (прошлогодний пост "Системные координаты: увы, их много").
Задача: как можно быстрее развить беглость (fluency) в системном мышлении, в совместном использовании этих мыслем. Каждая отдельная мыслема -- как клавиша на рояле, её относительно легко понять и применить. Но есть проблема: беглость. Умение играть на рояле -- это не умение извлекать из него звуки (это и двухлетний ребёнок умеет, и даже собаку легко этому научить). Умение играть на рояле -- это беглость в нажатиях на клавиши.
Как говорят во Viewpoint Research Institute (главный в нём Alan Kay, я писал об этом в 2007г.
http://ailev.livejournal.com/461928.html): Мы хотим помочь детям развить реальную беглость (fluency) во многих областях образования, включая мышление, математику и науки. Каждый из этих предметов не поддается "естественному обучению" (как учатся ходить и говорить). Довольно много времени и энергии нужно потратить, чтобы получить беглость выше пороговой. Тут интересное сходство с искусством, музыкой и спортом, для каждого из них также требуется довольно много времени и энергии, чтобы получить беглость. Эти искусства могли бы называться "тяжелое развлечение" (hard fun). Математики и ученые знают, что они занимаются искусством, равно как тяжелым развлечением. "Мышление" это более высокая категория, чем "просто" математика, наука и искусства. Оно представляет синтез интуитивного и аналитического подходов к пониманию мира и поведения в нем.
Мы теперь лучше понимаем про "синтез интуитивного и аналитического подходов" -- это про коннективизм в синтезе с символизмом, речь идёт как об "автоматической", бессознательной интуиции натренированной нейронной сетки с распределёнными представлениями (distributed representations) в мозгу, так и о тяжёлом сознательном моделировании логического символьного мышления в локальных представлениях, понятийных рассуждений, медленно сознательно эмулируемых на этой же нейронной сетке -- главным образом для проверки результатов быстрых интуитивных бессознательных озарений.
Результат тренинга беглости Peter Senge предложил называть словом "метанойя", заимствованном из религиозных психопрактик. Нам нужна системная метанойя, результат тренинга беглости в использовании системных мыслем. Как и метанойя психопрактик, она даётся нелегко, нужно пройти несколько этапов обучения. Велик соблазн вслед за Peter Senge утащить из религиозных психопрактик и какую-нибудь попсовую байку про достижение метанойи (aka достижение просветления), например сутру "Десять быков дзен" (
http://mahabon.blogspot.ru/2013/04/blog-post_4.html) про десять этапов этого тяжкого "пути". В китайском языке есть слово для обозначения мастерства, требующего долгого труда: кунг фу. Вот системное мышление, высшая математика, игра на рояле и тайцзицюань -- это всё варианты кунг фу. Учиться долго и тяжело (обычно годы), похвастаться перед публикой результатами удаётся далеко не сразу.
Но у меня тут сугубо рациональный и светский подход: мне нужно как можно быстрее научить человека мыслить системно, желательно в разы быстрее, чем при традиционом обучении системному мышлению в школах великих западных мастеров. Поэтому я делю весь этот Путь на следующие части:
0. Заинтересованность: есть понимание, что системный подход зачем-то нужен. Переход от неосознанной некомпетентности к осознанной некомпетентности. Это самая трудная ступенька на пути к беглости. Нет мотивации -- не будет вложений труда, не будет hard fun, никакой метанойи не случится. На мои коммерческие курсы люди приходят уже заинтересованные, и у них дальше всё получается. Студенты приходят обычно никак не заинтересованные -- и не все из них становятся заинтересованными даже к концу курса. Но часто возвращаются поучиться второй раз (заинтересованность появляется уже после прохождения курса). У меня нет никакого понимания, как побыстрей проходить эту стадию, как делать людей заинтересованными в том, о чём они и понятия не имеют. Я могу лишь демонстрировать системность своего мышления и намекать, что другие тоже так могут, если вложат какое-то количество времени в тренинг.
1. Начитанность: материал учебника (или даже нескольких) освоен в части знания значений слов, умения пересказать какой-то фрагмент учебника, воспроизвести какую-то диаграммку, поддержать разговор. Правильно думать о стадии "начитанность" -- это как о начитанности учебником по езде на велосипеде. Начитанный человек, ни разу не ездивший, может долго вам рассказывать о равновесии, о необходимости крутить педали. Но продемонстрировать езду он не сможет. Начитанность нужна, но для беглости её совершенно недостаточно. Чтобы обеспечить "правильную для последующей тренировки беглости начитанность", я написал учебник, в котором структурировал системное мышление: выделил отдельные мыслемы. Но начитанность -- это даже ещё не переход к осознанной компетентности.
2. Знание: результат некоторого налёта часов в решении задачек из задачника (не кейсы! отдельные задачки, охватывающие пару-тройку мыслем). Нейронные сетки нужно натренировать на распознавание каких-то объектов/понятий и выполнение с ними элементарных действий. Это типа как подвести к роялю и заставить понажимать клавиши, чтобы уши привыкли к звуку, пальцы почувствовали усилие. Это легко, и на этом этапе нужно тренироваться, чтобы пальцы бегали сами. Но это строго по нотам, никакой отсебятины, ноты выдаёт преподаватель. Мы сейчас на занятиях разбираем много таких примеров-задачек. Наверное, не хватает "сержантского метода" -- принудительного решения десятков и даже сотен мелких задач, как это принято при обучении высшей математике. В учебнике матана Демидовича 4000 задач, и его люди реально решают, пока они учатся в ВУЗе. На работе они уже забывают, как учиться путём решения задач, поэтому-то после ВУЗа трудно получать какое-то дополнительное базовое, фундаментальное образование. Вот нам что-то такое нужно для системного подхода: десятки и сотни задач. Это не развёрнутые кейсы! Это именно задачи, упражнения на применение отдельных мыслем. Чисто для автоматизации мыслительного навыка, для появления интуиции, метанойи. Похоже, если пропускать этот этап и сразу заставлять заниматься проектами, результаты получатся сильно попозже. Тем не менее, на выходе -- осознанная компетентность: с некоторым дымом из мозгов можно как-то заниматься системным мышлением, последовательно и осознанно применяя различные системные мыслемы.
3. Беглость: умение применять мыслемы системного подхода в их совокупности по потребности in the wild, в реальных проектах. Это совсем отдельное качество: уметь решать задачи (а хоть и олимпиадные) и уметь ставить задачи, выделять их из перезапутанного окружающего мира. Беглость -- она именно в этом, не в решении задач из задачника, она в решении задач из жизни. Вот тут могут быть и кейсы, и реальные проекты. Результат прохождения тренинга беглости даёт метанойю: нейронная сетка научается думать системно, это мышление уже не требует осознанных усилий и привязано к объектам окружающего мира. Неосознанная компетентность, системная метанойя.
UPDATE:
Тут я буду собирать разные варианты задач (без обсуждения, чтобы вводить студентов в соблазн):
--
https://www.facebook.com/alex.turkhanov/posts/10209643873430704 (там больше заданий на онтологемы практик системной инженерии -- например, практики управление конфигурацией, чем базовых понятий собственно системного мышления, тем не менее хорошо ясна форма заданий).