Системная метанойя

Jul 16, 2016 18:48

Мыслемы -- это отдельные элементы мышления (как стратагемы -- это типовые элементы стратегий). В том варианте системного мышления, который я даю, их немного ( Read more... )

Leave a comment

Comments 28

smogendr July 16 2016, 18:56:43 UTC

<<<Но часто возвращаются поучиться второй раз>>>
может здесь по 0-му пункту ответ зарыт. что ими движет во второй раз?

<<<В учебнике матана Демидовича 4000 задач, и его люди реально решают, пока они учатся в ВУЗе>>>
Смортю на 6-летнего сына, так он сам на разных своих игровых задачках залипает, а как только я предлагаю ему посложнее что-то, тут же после выполнения мотивация пропадает. Кажется мне, что это хорошо работает, когда учитель замечает, где ученик сам по себе хватается за следующую похожую задачу.

Reply

tsoka July 17 2016, 04:47:26 UTC
<<<Но часто возвращаются поучиться второй раз>>>
> может здесь по 0-му пункту ответ зарыт. что ими движет во второй раз?

может, они встречаются с теми, кто прошёл курс заинтересованно? и понимают, что во многом отстают

Reply

ailev July 18 2016, 11:01:22 UTC
Нет, большинство возвратов -- из-за того, что встречаются задачи в реальной жизни, которые не поддаются решению с тем уровнем системного мышления, который есть у выпускника. То есть понимание, что вот тут нужно системное мышление использовать есть, а знания-умения (и тем более навыка) в его использовании его нет. Вот и возвращаются.

Reply


ext_458325 July 17 2016, 08:11:56 UTC
В советской педагогике это называется ЗУН - знания, умения, навыки.

Reply

ailev July 18 2016, 10:59:02 UTC
В некоторых интерпретациях (а их по поводу ЗУН, как всегда, хватает) это довольно точно отражает уровни достижения беглости, но у меня есть некоторые нюансы. Так, "бессознательное применение" (т.е. "навык") не есть вершина тренинга, а важно бессознательное распознавание целевых объектов в окружающей сложной действительности реального проекта. Ибо "навык" из ЗУН вполне себе может быть навыком решения задач. А я хотел бы как-то вырваться из этого круга.

Т.е. сайт-тренажёр "задачник" с ЗУН будет справляться на-ура, но не факт, что выпускник-олимпиадник будет эффективен в реальных проектах. Это просто одна из ступенек подготовки, а меня интересует полный жизненный цикл мыслемы -- знание о ней (знания), умение оперировать (сознательно - умение, бессознательно -- навыки) в условиях задач, и далее -- навыки работы в реальной жизни, in the wild.

Конечно, все эти вопросы обсуждаются и в "советской педагогике", но там в этом месте сад расходящихся тропок.

Reply

ext_458325 July 18 2016, 11:55:14 UTC
Советская педагогическая практика стояла на том, что ЗУНы передаются путем школы, а научиться видеть задачи в производственной практике можно только в оную включаясь. Меня в свое время поразило, до чего практика и освоение должности молодым специалистом на предприятии похоже на аспирантуру в академическом институте.

Скорбно то, что несоветская стоит на том же (разве что с той прибавкой, что учиться видеть приходится не только задачи, но и заказчиков их решения, инвесторов под задачи, на которые пока нет заказчиков и еще кое-что, т.е. с дополнением производственной практики собственно до полной практики).

Разумеется, ЗУНы критиковались и внутри советской педагогической теории: как минимум, Ильенковцы-Давыдовцы-Эльконинцы критиковали беспредметное знание с общефилософских позиций, а в "Педагогике и логике" проблема была вообще вывернута наизнанку. Но в учебниках педагогики были ЗУНы (собственно, и остаются, только терминология поменялась).

Я бы даже сказал, что в навыках из ЗУНов есть очевидный здравый смысл, по крайней мере, для ( ... )

Reply

ailev July 18 2016, 12:07:47 UTC
ну, смысл моего поста ровно в последнем абзаце: нужны тренажёры. Но пост говорит о том, что это не окончание обучения, это ещё не "беглость". Умение играть этюды из пары-тройки нот на скорость -- это не беглость ещё. Остаётся вопрос, как от этюдов перейти к деятельности in the wild, есть ли какие-то тропинки кроме чистого ремесленничества. Кейсы и учебные проекты тут намёками, но меня ж интересует автоматизация.

Поэтому ЗУН -- да, но это "жизненный цикл проекта", а не жизненный цикл системы. Нужно восстановить полный жизненный цикл и попытаться разобраться, что с ним делать в целом.

Reply


dralkin July 17 2016, 12:24:08 UTC
Метанойя - это понятие эстетическое, а не техническое. Здесь нужно смотреть на технику в эстетическом смысле.
Т.е. из одной только беглости игры красивого исполнения не получишь. А что значит "красивого"? В ваших терминах (если я их правильно понимаю), это означает, что у нас (в системе) должна быть предусмотрена некая позиция, с которой в принципе возможна эстетическая оценка техники исполнения. Позиция "дизайнера", если дизайн понимать как "техническую эстетику".

Reply

ailev July 18 2016, 11:06:42 UTC
Метанойя понятие больше техническое, эстетика тут ортогональна.

Конечно, беглость -- это техническое умение, необходимое условие. Есть много чего, что можно дальше добавлять. Например, не только эстетику, но и этику: есть такие задачи, которые неэтично решать даже с использованием системного подхода.

Очень хочется сфокусироваться на каких-то важных аспектах, а не растекаться в перечислении всего нужного для полного вселенского счастья человечества и всех мыслящих существ. Какой-то дизайнер будет писать аналогичные посты и говорить, что "беглость тут ортогональна, мы её натренируем на каких-то тренажёрах".

Reply


kritilo84 July 18 2016, 10:05:34 UTC
В свое время в Ришельевском лицее (Одесса) математическую молодежь муштровали с помощью таких задачников как "Алгебраический тренажер", "Тренажер по началам Математического Анализа", "Тренажер по Тригонометрии" (Мерзляк, Полонский, Якир, Рабинович).
Слово "тренажер" наилучшим образом отражало наше отношение к делу: как к накачке мышц, наработке рефлексов, набивке кулаков.
Потом на мехмате был Демидович...
Эффект держится уже больше 15 лет.

Добавлю, что очень важен был психологический аспект. Жесткий тренаж давал чувство уверенности в себе. Развивал волевые качества (решение любой задачи, как и мышление вообще -- это волевой процесс). Так что отдельные наработанные приемы служили не только практической цели, но и как "confidence builders" (выражение Фейерберна).

Всеми руками за создание "Тренажера Системно-Инженерного Мышления"И так, чтобы в нем было 3-4 тысячи задач (расчет: по десятке задач в день на протяжении года ( ... )

Reply

ailev July 18 2016, 10:52:33 UTC
Целиком поддерживаю! Несколько мелких замечаний ( ... )

Reply

kritilo84 July 18 2016, 13:48:20 UTC
Спасибо за ответ! Замечания в точку. Есть над чем думать.

Reply


immortaz October 24 2018, 22:39:07 UTC
Хорошо бы еще дать связь с образами и смыслемами (мемами)

Reply

ailev October 24 2018, 22:48:59 UTC
Кому хорошо? Зачем давать эту связь? Что с ней делать? Какие там образы?! За этими пунктами ведь 400 страниц текста! И образов там до чёртиков, но мыслит-то человек не образами! Мы разбираем прежде всего пространство смыслов, где находятся эти мыслемы. Про пространство смыслов более-менее подробно и со ссылками на литературу рассказано в моей книжке "Визуальное мышление".

Что касается более подробного и детального списка мыслем/мышлем/концептов системного подхода, список их есть в учебнике (а поначалу он появился тут: https://ailev.livejournal.com/1278600.html

Reply

immortaz October 24 2018, 23:28:35 UTC
Хорошо наверное тем кто занимается моделированием психики и когниции, а так-же (в практическом обьеме) тем хочет использовать когнитивный аппарат контекстно "лучше". Тут какбэ лучше начать с модели когнитивного аппарата, "когнитивного стека", относительных обьемов информации и таймингов в нем (втч экспериментального подтверждения этой модели) а потом уже говорить что мыслит человек не образами а вот умозрит образами и осмысляет смыслами. И насколько каждый из них каузален и нужен для своего, как работать с каждым по отдельности и что будет если одного из них не будет. Все таки нйросеть это сеть и образ с точки зрения нейрофизиологии это совокупность потенциалов отвечающий за представление определеного обьекта. Мысль все-же морзяночней, линейней и она быстрее проходит. Вообще значительную часть того что говорят о мышлении говорят о "смышлении" и "образности", как и про то, что называют "умом".

Reply

immortaz October 24 2018, 23:29:28 UTC
Книгу прочитаю, отвечу обязательно

Reply


Leave a comment

Up