Мыслемы -- это отдельные элементы мышления (как стратагемы -- это типовые элементы стратегий). В том варианте системного мышления, который я даю, их немного
( Read more... )
Целиком поддерживаю! Несколько мелких замечаний: 1. У меня был пост про такого рода инструментальные системы (не уверен, что это можно вычитать из поста явно, судя по тамошним комментам, но если таки вчитаться, то становится понятным, что я не очередной "объяснятельный и репетиторский" сайт предлагаю, а именно упор на тренажёрство, задачник): http://ailev.livejournal.com/1277589.html и там дальше по ссылкам довольно много всего написано. Вот там чётко говорится, что прототипом для такого является online judge, которые отбирают задачи по разным критериям и сортируют по темам и трудности, причём лучшие из них вполне принимают новые задачи от сообщества -- ибо известен стандарт оформления. Дальше можно обсуждать "редакционную политику", ибо "педагогические задачи" на одних и тех же тренажёрах могут решаться самые разные.
Но есть нюанс: чтобы люди поняли, что там за задачи, нужно оформить сотню-другую задач и предложить их в виде готового тренажёра. Дальше а) станет понятен формат, б) станут понятны пробелы в тренируемых умениях и навыках, и станет понятно, каких задач не хватает и для чего. Вот тут сообщество и будет подключаться. Писать задачник никто не будет, а вот дописывать -- таких может найтись несколько грамотных человек.
2. У музыкантов и художников аналогичные "тренажёрные" задачи называются "этюды", да и у шахматистов это слово регулярно случается. В любом случае: -- ключевое тут не "задача" и "этюд", а их тематический набор и налёт часов по их решению (кодируется словом "тренажёр"). -- в моей постановке вопроса появляется второй ключ: автоматизация проверки решений + адаптивность.
3. Возвращаясь к системной инженерии: -- не системная инженерия, а системный подход является предметом настоящего поста. Системная инженерия будет использовать натренированное на тренажёрах и оживлённое в проектах беглое системное мышление. Равно как и другие системные дисциплины тоже его будут использовать. -- шахматные задачи бытовали сто лет, их можно "собирать". Задач по системному мышлению не так много, и само системное мышление не слишком долго развивалось в его современном виде. Так что тут сначала нужно "сочинить задачи", а не "составить сборник". Это как с инженерией требований: "управлять требованиями" можно, когда есть эти самые требования. А когда их нет, то нужно ими не "управлять", а "выявлять". Так и тут с этими задачами.
4. Задачники в интернете дело тонкое: задачи в их изобилии могут появляться в открытом доступе, проблема в том, что и ответы к задачам (в варианте объяснения решения и в варианте "просто ответа") часто появляются в открытом доступе. И хотя большинство честных учеников "не подглядывает", я пока не понимаю, что делать в целом с этой задачей открытого задачетворчества.
5. Я хотел бы в ближайшее время как-то поглядеть на самые разные образцы сайтов-тренажёров в отличие от сайтов-объяснялок (сайтов "ознакомительных курсов", типа coursera). Там много чего интересного происходит, типа как сайт академии Хана вдруг начал обзаводиться кое-где тренажёрами (а не просто тестами для проверки понимания, как на сайтах-объяснялках).
1. У меня был пост про такого рода инструментальные системы (не уверен, что это можно вычитать из поста явно, судя по тамошним комментам, но если таки вчитаться, то становится понятным, что я не очередной "объяснятельный и репетиторский" сайт предлагаю, а именно упор на тренажёрство, задачник): http://ailev.livejournal.com/1277589.html и там дальше по ссылкам довольно много всего написано. Вот там чётко говорится, что прототипом для такого является online judge, которые отбирают задачи по разным критериям и сортируют по темам и трудности, причём лучшие из них вполне принимают новые задачи от сообщества -- ибо известен стандарт оформления. Дальше можно обсуждать "редакционную политику", ибо "педагогические задачи" на одних и тех же тренажёрах могут решаться самые разные.
Но есть нюанс: чтобы люди поняли, что там за задачи, нужно оформить сотню-другую задач и предложить их в виде готового тренажёра. Дальше а) станет понятен формат, б) станут понятны пробелы в тренируемых умениях и навыках, и станет понятно, каких задач не хватает и для чего. Вот тут сообщество и будет подключаться. Писать задачник никто не будет, а вот дописывать -- таких может найтись несколько грамотных человек.
2. У музыкантов и художников аналогичные "тренажёрные" задачи называются "этюды", да и у шахматистов это слово регулярно случается. В любом случае:
-- ключевое тут не "задача" и "этюд", а их тематический набор и налёт часов по их решению (кодируется словом "тренажёр").
-- в моей постановке вопроса появляется второй ключ: автоматизация проверки решений + адаптивность.
3. Возвращаясь к системной инженерии:
-- не системная инженерия, а системный подход является предметом настоящего поста. Системная инженерия будет использовать натренированное на тренажёрах и оживлённое в проектах беглое системное мышление. Равно как и другие системные дисциплины тоже его будут использовать.
-- шахматные задачи бытовали сто лет, их можно "собирать". Задач по системному мышлению не так много, и само системное мышление не слишком долго развивалось в его современном виде. Так что тут сначала нужно "сочинить задачи", а не "составить сборник". Это как с инженерией требований: "управлять требованиями" можно, когда есть эти самые требования. А когда их нет, то нужно ими не "управлять", а "выявлять". Так и тут с этими задачами.
4. Задачники в интернете дело тонкое: задачи в их изобилии могут появляться в открытом доступе, проблема в том, что и ответы к задачам (в варианте объяснения решения и в варианте "просто ответа") часто появляются в открытом доступе. И хотя большинство честных учеников "не подглядывает", я пока не понимаю, что делать в целом с этой задачей открытого задачетворчества.
5. Я хотел бы в ближайшее время как-то поглядеть на самые разные образцы сайтов-тренажёров в отличие от сайтов-объяснялок (сайтов "ознакомительных курсов", типа coursera). Там много чего интересного происходит, типа как сайт академии Хана вдруг начал обзаводиться кое-где тренажёрами (а не просто тестами для проверки понимания, как на сайтах-объяснялках).
Reply
Reply
Leave a comment