Мы в TechInvestLab -- консультанты по развитию. Мы организуем организаторов: нашими контрагентами у клиента обычно являются вице-президент по развитию и его департаменты. Мы страшные люди, и, безусловно, "враги" (ага, "лучшее -- враг хорошего") ибо нам приходится прекращать (иногда мнимое, иногда вялотекущее, иногда даже лихорадочное) совершенствование, в котором осмысленность своего существования в организации черпают десятки, сотни, тысячи людей: мы обычно начинаем ровно с того, что показываем бесперспективность этого совершенствования и делаем явной необходимость шагнуть на следующую ступеньку в практиках стратегирования, операционного управления, инженерных практиках (разница между развитием и совершенствованием более подробно разбиралась в предыдущем посте:
http://ailev.livejournal.com/1032133.html).
Развитие -- это когда прекращаешь думать об одном, и начинаешь думать о другом. Это вовсе необязательно случается, когда меняется предмет работы ("развитие-в-большом", обеспечивающей системы в целом). Развитием вполне можно считать и "развитие-в-малом", переход на очередную стадию жизненного цикла. В ISO 24744 смена стадий жизненного цикла целевой системы как раз и определяется, как смена преимущественных типов думания обеспечивающей системы, смена cognitive framework.
Конечно, в окружающем мире систем много, а стадий жизненного цикла у них еще больше. Но если у вас в голове какая-то целевая система занимает главное место (помним, что понятие "система" нужно было для того, чтобы дать что-то вроде "курсора" в окружающем мире -- чтобы брать объект думания в "фокус"), то вынуть из головы одни привычные мысли и заменить их другими может быть проблемой. Когда меняется стадия жизненного цикла целевой системы, у обеспечивающей системы меняется "настройка мозга", одни знания и проблемы уходят на задний план, другие начинают занимать основной объём мозга -- и если разные стадии жизненного цикла обеспечивают одни и те же люди, можно ожидать проблем застревания на совершенствовании.
Всё это верно и для "саморазвития", когда целевой системой мы выбираем сами себя -- будь это предпринятие, или даже отдельный человек, который в этом смысле тоже оказывается предпринятием (как в смысле собственного "проекта", так и в смысле собственной "организации": вполне можно поделить внутри себя ответственность между себой-делающим и собой-осознающим эту деятельность; поговорить собой-озознающим с собой не-делающим и поругать за прокрастинацию; и даже использовать экзокортекс, чтобы себе себя нельзя было проигнорировать).
Если предмет работы не меняется, то можно назвать смену стадий жизненного цикла этого предмета "развитие в малом". Первый тут шаг -- это вообще решиться на предпринятие, стартап. Это и будет "развитие-в-большом", стратегирование. Мы в TechInvestLab поэтому часто себя называем "консультантами старт-апа", стратегическими консультантами.
Но после первого шага будут и другие: принятие решения "Go -- No go" при переходе со стадии на стадию, и далее сам переход (ведь правильно говорят: принять решение о переходе -- это ещё не перейти). Это тоже развитие, хотя и "развитие в малом": вырваться из пут предыдущих мыслей, покинуть налаженный быт размеренного пиления очередного состояния системы последовательностью всё более мелких напильников, выбраться из вонючего болота analysis paralysis, освободиться из цепкой паутины технократического и бюрократического перфекционизма, прекратить вечное совершенствование, и -- ШАГНУТЬ. Прекратить главным образом (конечно, не совсем) задумывать, начать главным образом проектировать. Прекратить главным образом проектировать (конечно, не совсем), начать почти всё время и ресурсы тратить на стройку. В какой-то момент надо плюнуть на недостижимый идеал "полностью завершенных тестов и полностью готовой системы" и начинать уже главным образом эксплуатировать.
Это всё легко только тогда, когда вас подгоняет заказчик. А если внешнего заказчика нет?! Будете ли вы себя подгонять, когда вы ежеминутно заняты каким-то архиважным делом? К тому же на каждой ступеньке, на каждой стадии жизненного цикла должно быть потрачено достаточное время для совершенствования промежуточного состояния системы. Та же дилемма: нет совершенствования -- нет развития. Но и слишком много совершенствования -- тоже нет развития, а если нет заказчика на развитие, то и подгонять при переходе от стадии к стадии развития-в-малом некому, некому проводить валидацию всего этого огромного совершенствования...
К чему я это всё пишу? Когда-то я выдвинул тезис, что можно создать очень компактный язык (набор понятий и их отношений), на котором обсуждать самые разные проблемы. Это освобождает от необходимости осваивать отдельные языки, используемые в самых разных практиках. Вот я и хочу показать, что если речь идёт о развитии, то будь это изучающий информатику школьник-малолетка, мятущийся студент, обдумывающий житьё, инжиниринговый проект (проект ведь -- это тоже предпринятие, договорка о разделении труда и ответственностей,
http://praxos.livejournal.com/14905.html), или крупная инжиниринговая фирма -- все они могут получить выгоды от использования языка системного подхода, в котором рассматриваются жизненные циклы.
Жизненный цикл предпринятия (помним, что и "себя" я считаю предпринятием) -- это тоже жизненный цикл, и нужно уметь по нему двигаться с максимизацией прохода. Помним: "или ты планируешь, или тебя планируют" (хотя тут я бы писал "или ты стратегируешь, и развиваешься -- движешься по жизненному циклу, или тебя стратегируют и подвигают").
Жизненный цикл предприятия, "стратегирования в большом" -- это жизненный цикл замены его практик, жизненный цикл управления технологиями. Развитие-в-большом -- это ступени полной смены практик (при этом практики меняются отнюдь не по одной, они меняются большими связками -- в связи ли со сменой рынка, или в связи со сменой рыночной технологической платформы, инженерного или менеджерского уклада).
Развитие-в-малом -- это переходы по ступеням зрелости практик, жизненный цикл "текущего предпринятия-каким-мы-его-мечтаем-видеть" внутри жизненного цикла предпринятия-от-рождения-до-могилы. Это совсем разные жизненные циклы, но все они состоят из стадий, все они -- ступеньки развития между плато совершенствований.
Совершенствование предпринятия -- это необходимость практиковать какую-то ступень зрелости практик, чтобы получить хоть какой-то шанс шагнуть вперёд, на следующую ступень развития. Совершенствование зрелой уже практики -- это часто путь к загниванию, это прекращение развития. После того, как вы довели до блеска бумажный документооборот, у вас могут быть огромные проблемы с развитием в сторону электронной коллаборации, ибо там не просто "электронный документооборот", но проблемы с самим понятием документа как универсальной сущности -- речь ведь идёт главным образом о совместной работе разных приложений с общими базами данных! Отказаться от документов в этот момент -- это будет восприниматься не как развитие, а как махровое антисовершенствование, разрушение основ и крах того совершенства, которым нужно гордиться! Совершенное воспринимается, как лучшее, а результат развития -- только как хорошее (ибо всем очевидно, что этому ещё совершенствоваться и совершенствоваться, чтобы сравниться с уже имеющимся). "Хорошее -- враг лучшего!" -- и развитие прекращается, не начавшись. Старые парадигмы, старые cognitive frameworks умирают только с их носителями...
Первый шаг решения проблемы "развитие против совершенствование" -- это возможность её коллективного (ага, в том числе в коллективе с самим собой! Попробуйте написать ваши мысли, а затем прочесть -- и при написании, и при прочтении вы откроете для себя много нового!) обсуждения. А для возможности этого обсуждения -- нужно выучить этот язык. Как писал Harold Lawson пару дней назад в комьюнити INCOSE в LinkedIn в треде "Building SE into an Organization", -- "...it is all about understanding and communication. If you do not get people on the same page you are simply talking in the air. That is why learning fundamental paradigms, concepts and principles of systems is so important". То есть развитие начинается в тот момент, когда его можно обсуждать, когда выучен язык, на котором говорят о развитии. Нужно освоить "fundamental paradigms, concepts and principles of systems" -- и пройти ступеньку совершенствования, чтобы научиться этим пользоваться. Нужно сделать шаг "развития для развития". Это трудно: прекратить индивидуальное или корпоративное совершенствование в том, чем вы прямо сейчас сами или с коллегами заняты, и пройти ряд образовательных ступенек "о ни о чём".
Но эти "ступеньки ни о чём" лежат в основе любого общего образования, которое готовит развитых людей -- т.е. людей, не теряющихся в широком разнообразии ситуаций. Это совсем не "совершенствование", которое имеет своим предметом что-то предельно конкретное, и результаты которого довольно легко измерить (ибо совершенствование -- это повышенная эффективность поведения в одной и той же ситуации).
Это парадоксально, но самое эффективное для развития предпринятия -- это не сразу бросаться в преобразования, а сначала научить людей говорить об их предпринятии, научить людей говорить о стратегировании/развитии на языке системного подхода. Люди получают возможность быстро договориться между собой и скооперироваться (ага, в том числе договориться "внутри себя", если ваше предпринятие -- это только вы сами). И тогда начинают происходить чудеса, тогда начинается настоящее развитие и осмысленное для него совершенствование -- в маркетинге, инженерии, операциях.