Уходим, уходим, уходим... (Манипуляция сознанием, часть III)

Apr 16, 2008 12:29

Вчерашний пост Слона напомнил, что я обещался закончить цикл постов про секты (первые две заметки: Как я столкнулся с сектантами | Всех впускать, никого не выпускать).

Как уже было отмечено, иногда достаточно нескольких часов, чтобы попасть под влияние секты. Но далеко не всех могут обработать рекрутеры сект. Многое зависит от стабильности психики индивида, от того, насколько развито критическое мышление. Успех обработки зависит от психологического состояния индивида в момент вербовки: недавняя потеря близкого человека, неразделенная любовь, болезни, стресс, пониженная самооценка - все эти и многие другие факторы снижают имунитет к психологическим манипуляциям.

Часть последователей тоталитарных сект покидают секты самостоятельно. Со временем набираются ума, начинают чувствовать, что слова предводителей разнятся с реальностью, что под разговоры об идее, делается бизнес и т.п. Но не все и зачастую с большими потерями (моральными, психологическими и финансовыми).

Как быть, если требуется вывести близкого человека из под влияния секты? Особенно, если секта использует агрессивные методы изоляции, например, запреты на контакты с близкими и друзьями, которые не входят в секту.

В американской (и вообще западной) практике существует два метода:
1. Deprogramming
2. Exit counseling (aka cult intervention, thought reform consultation - TRC)

Депрограммирование использует очень агрессивный подход. Объект депрограммирования может быть даже похищен и насильно изолирован (с согласия родственников, конечно), после чего с ним в течение нескольких дней работает специалист. Подобные действия фактически незаконны, и могут иметь далеко идущие негативные последствия для организаторов операции, особенно, если сеанс депрограммирования закончился неудачей. «Спасаемый» самостоятельно или с подачи секты может заявить о похищении властям, потребовать ареста депрограммера и т.д. Поэтому к депрограммированию прибегают в крайних случаях, в основном, когда секта держит своих последователей под тотальным контролем, ограничивает свободу передвижения (например, держит в «учебных лагерях»), не позволяет контактировать с родственниками и друзьями.

Exit counseling использует более мягкие («белые») методы. Явление это относительно новое, и существуют несколько групп/школ. Пример этического кодекса, которому следуют некоторые thought reform консультанты можно увидеть на сайте консультанта Кэрол Джиамбальво. Например, подчиняющиеся этому кодексу консультанты обязуются не использовать гипноз, НЛП и другие подобные техники без предварительного и полностью осознанного согласия клиента (пункт А.5); консультант отказывается работать, если свобода передвижения клиента насильно ограничивается (A.11) и т.д.

Учитывая, что для успешной работы с клиентом необходимо детально знать идеологию, историю, быт, методы конкретной секты, то обычно консультанты специализируются на каких-то конкретных сектах. Т.е. специалист по мунитам вряд ли сможет эффективно помочь человеку, который пытается выйти из секты сайентологов.

Ещё один интересный ньюанс: работая с клиентом, консультанты никогда не атакуют лидеров или догматы секты. Сеансы проходят в виде дружеских дискуссий; клиенту предоставляется информация, о которой он может не знать; могут, например, обсуждаться другие секты, и клиента подводят к тому, что он сам начинает замечать факты и противоречия, о которых раньше не задумывался.

Подходы консультации могут отличаться также в зависимости от того, каких религиозных взглядов придерживается сам консультант (представитель какой-либо из традиционных религий, атеист). Если человек, попавший под влияние секты, ранее был католиком, возможно, что будет легче вывести его из секты используя в том числе и католическую догматику (т.е. в конечном итоге вернуть его в лоно католической церкви).

И, завершая пост, обязательное предупреждение: надо понимать, что если родственники решились обратиться к специалисту, то они прежде всего должны тщательно проверить его самого, ознакомиться с его методами, поговорить с бывшими клиентами, одним словом, сделать всё, чтобы не оказаться в ситуации «из огня да в полымя».

Некоторые полезные ресурсы:

Статья известного психолога Филиппа Зимбардо: What messages are behind today's cults?
Сайт депрограммера Рика Росса (которого периодически судят :))
Депрограмминг и Exit-consulting с христианской точки зрения
Страница со ссылками: Counseling & Support for ex-cult members, current members, plus families and friends
Ещё одна обзорная статья, небольшая, но очень информативная.

Сайт «Глазная мазь» (via freeziek , как я понимаю это баптистский сайт, направленный против других сект :))

секты

Previous post Next post
Up