Касабланка (Марокко). Часть 1

May 23, 2009 23:04





Вид от мечети Хасана на район Карниз Айн Диаб и маяк Эль-Ханк



Мечеть Хассана Второго

Касабланка - один из обязательных пунктов программы тура по марокканским имперским городам. Сегодня это наименее «марокканский», экзотический город в стране, но в то же время, это город, обладающий неповторимым колоритом и очарованием; город, побывав в котором, вы вряд ли его забудете. Арабы называют его Ад-Дар-эль-Беида, португалицы во времена своего владычества дали имя - Каза Бранка, испански купцы, наводнившие город в 18 веке - Каса Бланка («Белый Дом»). Город и сейчас белый - подавляющее большинство строений сложены из белого камня либо облицованы белой плиткой.

Когда-то это было небольшое берберское селение, носящее во времена средневековья имя Анфа (сейчас так называется один из районов города), сейчас это - самый большой город в Марокко: около 4 миллионов жителей! Говорят, в 7-м веке Анфа («холм» на берберском наречии), была столицей берберийского государства Бергуата. Сейчас Касабланка крупнейший порт в стране, а также промышленный и банковский центр Марокко, а когда-то это была столица марокканских пиратов. Флибустьеры регулярно нападали на португальские корабли торговые корабли, что вызывало негодование португальского короля Афонсу Пятого. В 1468 году он отослал к берегам Марокко свою эскадру, которая разрушила Анфу; в 1471 подобным образом пал Танжер; Марокко оказалось под многолетним португальским владычеством. За завоевание Северной Африки, Гвинеи, Островов Зеленого Мыса Афонсу получил прозвище «Африканец».



Афонсу Пятый "Африканец"

В 1515 году, уже при другом короле Мануэле Первом, португальцы заново отстраивают Анфу, возведя здесь свою крепость. В 1755 году Анфа-Касабланска была сильнейшим Лиссабонским землетрясением и впоследствии восстановлена. Новому витку развития Касы, как попросту ее сейчас называют жители, обязана султану Мохаммеду бен Абдалле, который возобновил строительство и укрепление города в 18 веке.



Анфа на карте Брауна и Хогеберга 1572 года

Как можно увидеть на старой карте, в древности существовала естественная гавань-порт, однако в наше время ее использование стало невозможным - уж больно мала; в 20 веке была создана широкая искусственная гавань, одна из самых больших в мире. С 1907 по 1956 год в Марокко действовал французский протекторат. При французах город значительно разросся, с 1912 года по указанию французского маршала Лиоте началась перепланировка города и расширение бухты.



Кварталы Касабланки, 1920-е

Проект создал Анри Пост. В начале 20 века были созданы образцы типичной для Касабланки архитектуры - малоэтажные белые здания, украшенные в стиле арт-деко с сохранением ориентальных черт. Сейчас в городе сохранилось немало таких построек. После войны еще одна перепланировка была осуществлена под руководством Мишеля Экошара.



Касабланка с высоты птичьего полета (фото с городского портала)

Есть и более новые дома, высотные; это офисные центры, отели, банки. Как и в любом мировом мегаполисе, здесь имеются отели сетей «Шератон», «Холидей-Ин» и «Саввой»; мы жили в скромном четырехзвездочном «Ajiad Casablancа». Имеются в Касабланке и свои «Башни-близнецы» - правда, они пониже погибших нью-йоркских: 28 этажей, 115 метров. Построили их каталонец Риккардо Бофиль и марокканец Эли Муаяль в 1998 году.



Касабланка в 30-е годы

А в истории города имеется еще несколько интересных фактов. В 1942 году в районе бухты произошла высадка союзного десанта, а в 1943 - знаменитая Конференция в Касабланке, на которой присутствовали Рузвельт и Черчилль.



У.Черчилль и Т.Рузвельт на конференции в Касабланке в 1942 году

Несмотря на то, что окончание технических работ над фильмом «Касабланка» на тот момент затягивались, голливудские боссы решили воспользоваться политическими событиями в Марокко и ускорили выпуск фильма. Как мы знаем, они не прогадали: малобюджетный фильм категории «Б» стал мировой сенсацией, заработал 3 «Оскара» и навсегда вошел в историю мирового кинематографа. Занятно, что действие фильма происходит в Касабланке, однако ни одного кадра не снято ни в самом городе, ни вообще в Марокко.

А еще в Касабланке родился в 1948 году и провел первые 12 лет жизни Жан Рено (Иииеех! Такой дядька симпатичный!). По национальности он испанец, и вообще-то зовут его Хуан Морено Хедерике Хименес; его семья бежала из Испании в Марокко, укрываясь от режима Франко, а в 60-х вернулась в Европу.


Леон-киллер в детстве (маленький Хуан Морено Хедерике Хименес, он же - Жан Рено)

В Касабланке мы останавливались на 3-й день нашего путешествия. На подъезде к городу нас «выпустили» на пляж, чтобы мы могли часа полтора покупаться в океане, скоро мы свернем вглубь материка и вновь увидим его только в конце нашего путешествия, когда вернемся в Агадир.



Атлантика!

Надо сказать, пляжи в Марокко удивительные - огромные, растянутые на несколько километров, широченные, покрытые мельчайшим красноватым песком. В середине осени на пляже удивительно пусто: Касабланка не является городом, популярным среди любителей пляжного отдыха, они, в основном, «оккупировали» Агадир, а теперь, в начале октября здесь совсем пусто. Поначалу мы хотели пройти на частный пляж, но он нас не впечатлил: только за вход надо заплатить 15 долларов, а еще отдельную плату требуют за топчаны и шезлонги.



Я в восторге!

Пришлось воспользоваться бесплатным муниципальным пляжем, он нам показался ничем не хуже. Несколько компаний местных парней гоняют по пляжу мяч - футбол невероятно популярен в Марокко. Играют в него везде, где только можно: на пляжах, стадионах, площадках между домами, пустырях.

Обед в этом типе туров за свой счет. Некоторые члены группы отправились в вездесущий «Макдоналдсе»; он мало чем отличается от нашего - народу полно, шум и теснота, характерная вонь перегретого масла; только вот надписи на арабском и на французском, да многие мамаши проказливых детишек одеты в платки и долгополые желябы. Нас «Макдоналдс» не соблазнил; мы съели по дораде, запеченной на гриле, в прибрежном ресторанчике. Еда в Марокко вкусная: замечательная рыба, особенно консервированные сардинки (Марокко - основной экспортер сардин на мировом рынке), оливковое и сливочное масло неповторимы на вкус, вкуснейшие булочки, особого посола оливки размером со среднюю сливу. Прекрасно готовят тажин (национальное блюдо, своего рода жаркое) - но о марокканской кухне я расскажу в одном из следующих рассказов.

После обеда нас повезли на осмотр достопримечательностей.
Первой мы осмотрели мечеть Хассана Второго. Ее мы увидели через окна автобуса издалека. После того, как она появилась в океане перед нашими глазами, как гигантский мираж, нам пришлось проехать до нее еще минут десять.



Мечеть Хассана Второго

Это одно их удивительнейших архитектурных сооружений в мире! Две трети комплекса располагается на насыпном острове на сваях, это «мечеть на воде». Источником вдохновения создателей постройки стала фраза из Корана: «И трон его был на воде». Отполированный до блеска пол молельного зала также создает иллюзию водной глади, словно колонны растут прямо из глубин Атлантики.



Спиной стоит наш марокканский гид Абдулла, милейший человек

Проект был создан в 1980 году французом Мишелем Пинсо (не мусульманином!), планировалось открыть мечеть в честь 60-летия короля Хассана, правда строительство немного затянулось, и закончено было только через четыре года после юбилея. Король решил придать своему любимому детищу исполинские размеры - ведь мечеть стоит на самой западной точке Исламского мира, она должна быть символично грандиозной. На постройку ушло 800 млн долларов, все деньги были собраны верующими! Основное строительство велось около 10 лет лет, первая служба состоялась в 1993 году.



200-метровый минарет





Декор минарета

Размеры мечети поражают воображение: площадь 9 га, весь комплекс - 22 га, высота минарета - 200 метров (это самое высокое культовое сооружение в мире!), ширина - 25 метров. В молельном зале смог бы уместиться собор Святого Петра - 200 метров в длину и 100 - в ширину, высота купола - 60 метров; здесь могут молиться одновременно 25 тысяч верующих. Минарет мечети, как и все минареты в Марокко, квадратный в плане - это отличительная черта построек в исламских странах, не попавших в свое время под владычество Османской империи.



Орнамент-зеллидж

Во вспомогательных помещениях располагаются баня-хаммам, библиотека, музей, медресе, архивы. Над двумя антресолями располагается практически не видимая снизу галерея для молящихся женщин.



Часть построек не окончена до сих пор, но эти недоделки скрыты от глаз туристов. Крыша над основным залом подвесная и раздвижная, не смотря на то, что весит 998 тонн.



Раздвигается она всего за три минуты; к сожалению, нам этого не показывали; думаю, это впечатляющее зрелище. Потолок украшен традиционной резьбой по дереву, в качестве материала использовали атласский кедр.





Купол мечети Хассана

Основные огромные светильники весят более 1200 кг. Пол сделан из мрамора, в нем имеются участки из сверхпрочного стекла, через которое молящиеся могут видеть океанские волны. Кроме мрамора, в отделке здания использовался серый гранит, оникс и травертин.









Мечеть богато украшена рельефной штукатуркой с узорамим-арабесками, характерным для Марокко мозаичным орнаментом-зеллидж, розетками, балкончиками, небольшими фонтанами-ракушками и колоннами. Многочисленные двери и главные ворота оббиты латунью, бронзой и титаном, испещренными чеканкой ручной работы.

Возле мечети есть смотровая площадка, с которой открывается красивый вид на район Карниз Айн Диаб. С 1920 года здесь селятся богатые жители Касабланки. Достопримечательностью района является маяк Эль-Ханк, построенный в 1916 году в восточной части. В летнее время маяк выглядит очень необычно: его обматывают кусками яркой цветастой ткани.



Маяк Эль-Ханк



Маяк Эль-Ханк на фотографии начала 20 века

На территории мечети довольно много народа, однако на фоне исполинской постройки этого совсем не замечаешь - так, небольшая кучка зевак. Нам не повезло - к моменту нашего визита как раз началась подготовка к молитве-намазу, за несколько минут до нее в мечеть перестают пускать не мусульман. Верующие же, которых немало, проходят внутрь, оставляя на пороге обувь, бормоча молитвы и проделывая загадочные манипуляции.


Богомольцы. Позишен намбер ван.



Они же. Позишен намбер ту.

Фото интерьеров нам пришлось делать сбоку, от ворот. Вообще, это одно из немногих исламских культовых сооружений, куда пускают представителей других конфессий. В Марокко вообще с этим все в порядке, пускают во многие мечети и мавзолеи, это инициатива самого правительства - надо же туристов привлекать.



Марокко следует суннитской традиции мусульманства, менее радикальной, чем шиитизм. Как по секрету нам рассказал гид Абдулла, религиозными традициями в стране особенно не «закидываются», страна довольно светская.



Ворота мечети Хасана





Еще ворота

Правда, здесь все-таки меньше свобод, чем в другом государстве Магриба - Тунисе, и уж конечно не приняты такие вольности, как в Турции. Я не видела здесь местных женщин в шортах, хоть девушку в джинсах можно встретить нередко, особенно в больших городах. Большинство женщин все-таки предпочитают традиционную национальную одежду - желябу (длинный халат с рукавами и капюшоном) или кафтан (тот же халат, но без капюшона, у мужчин возможен укороченный вариант). Халаты шьют из разных натуральных тканей: летом носят из льна, шелка и хлопка, зимой - из шерсти. Сейчас, в начале октября, многие уже ходят в теплых желябах, для африканцев наступило холодное время года. На голову дамы надевают легкие косынки, паранджу можно встретить редко.





Уличные сценки (каково это - целоваться в паранже?!)

Многие мужчины носят фески - этот головной убор, воспринимающийся как сугубо турецкий, на самом деле изобретен он именно в Марокко. На ногах большая часть населения носит уморительные тапки бабуши: шлепанцы с загнутыми носками. В сувенирных лавках вы можете купить бабуши любого цвета, с узорами и дырочками, жители же предпочитают лимонно-желтые тапки без всякого орнамента - как, к примеру, наш гид Абдулла.
Страна не богатая, многие женщины работают. Видела я местных дам за рулем автомобиля. А уж на крохотных мопедиках (у нас их ласково называют «хрустиками») разъезжает добрая половина женского населения; вот так вот в желябах прямо и разъезжают.
Не смотря на местные традиции, за шорты и голые руки на вас никто шикать не будет, однако в религиозные места так все же лучше не ходить - просто не уважительно по отношению к традициям страны. К туристам в Марокко относятся очень корректно, да и вообще марокканцы народ очень открытый и дружелюбный, хоть немножечко и нахальный (в основном это касается торговцев). К свободе европейских нравов здесь давно привыкли, хотя всего диапазона возможностей граждан востока Европы, а именно России и Украины, в Марокко еще не познали - наших туристов здесь пока не много. Сухого закона в стране нет, в супермаркетах и специальных лавках вы можете купить алкогольные напитки, подают их и в ресторанах, но вот только нередко специальные отделы в магазинах открываются только после трех часов дня. Пьяных марокканцев вы вряд ли встретите, хотя гид говорит, что часть местного народа все-таки попивает, хоть и не открыто. Мы же с пьяными виделись, но это были не марокканцы, а туристы нашей группы: бедняги ничего не прихватили с собой, а купить местного все никак не выдавалась возможность.


Бутылка Ризании, анисовой водки

Страдальцы промучились три дня, пока мы не добрались все-таки до супермаркета с винным отделом. Ну, и дорвались люди… Хороший коньяк и виски вы здесь вряд ли найдете; мы предусмотрительно везли коньяк из дома, перелив его в пластиковую бутылку и поместив в багаж. В Марокко продаются некоторые известные ликеры и итальянские вермуты, из местных напитков смело пробуйте красное вино - оно очень недурно здесь. Белое тоже сносное. Есть у марокканцев и так называемое «серое» вино - «гри». На самом деле оно бледно розовое, чуть сладковатое и очень ароматное, похоже на китайское цветочно-виноградное - вкусно, попробуйте. Туристы из нашей группы пили и местное пиво; говорят: ничего так, а я и наше не люблю. Из крепких напитков можно отведать махию - особая местная финиковая водка. Немного похожа на саке, градусов 30 будет, чуть сладковатая, с фруктовым привкусом. Довольно интересно и своеобразно, но не относитесь к этому, как к водке. Из той же серии - ризания, анисовая; очень похожа на ракию.

Продолжение ЗДЕСЬ 

Марокко, мечети, храмы, Касабланка

Previous post Next post
Up