Касабланка (Марокко). Часть 2

May 24, 2009 00:44

продолжение, начало ЗДЕСЬ



Дворец Юстиции на площади Мухаммеда Пятого

Итак, я немного отвлеклась.

После посещения мечети Хассана нас отвезли в медину - старую часть города, обнесенную стенами, издревле облюбованную торговцами.



Медина в Марокко (голоногие и толстозадые тетки - наши туристки)

Медина есть в любом старом магрибском городе. Обычно новые постройки возводят вокруг исторического центра, сохраняя для потомков древние стены. В медине множество кварталов, узкие улочки со несметным количеством лавчонок и прилавков, застройка хаотичная.





Медина глазами Жака Мажореля

Это не только место торговли, здесь, в стареньких домиках с крохотными окнами-бойницами до сих пор живут люди. Самая крупная Медина в Марокко находится в Фесе - в ней около трех тысяч улиц и переулков, нередко заканчивающихся тупиками. В такую медину нельзя ходить без провожатого, легко можно заблудится. В Касабланке Медина небольшая, нечасто посещаемая туристами, мы с гидами пробегаем по ней быстро. Нам сказали, что она находится недалеко от нашей гостиницы, мы можем вернуться сюда после поселения в номер.



Площадь Мухаммеда Пятого

Теперь нас отвозят в центр города, на площадь Мухаммеда Пятого. Вообще, в любом крупном городе центральные улицы обязательно называются именем Мухаммеда Пятого - дедушки нынешнего короля, или Хасана Второго - папы короля. Народ с большой лояльностью относится к правящей династии Алауитов, а молодого Мухаммеда Шестого, нынешнего короля, здесь просто обожают.



Семья короля Мухаммеда Шестого

Королю всего 45 лет, он довольно приятный внешне - улыбчивый такой и немного застенчивый; говорят, характер у него дружелюбный, хоть и твердый. Мать короля берберка. Вообще берберы составляют половину населения Марокко. Женат Его Величество по любви на Лале Сальме - девушке с образованием инженера-компьютерщика (во как!), он не имеет положенного гарема.

Король занимает восьмое место в списке самых богатых монархов в мире, его состояние оценивается в 1,5 миллиарда долларов. Вообще, в десятке королей-богатеев всего два монарха не из исламских стран - принц Лихтенштейна (№ 6) и принц Монако Альберт Второй (№ 9. Девочки! Внимание! Он не женат!!!). К слову, говорят, король Мухаммед недавно пожертвовал крупную сумму денег на отделку московской соборной мечети. Конкретно сумма не называлась, однако это был самый крупный вклад в это строительство со стороны иностранных мусульманских государств.



Касабланка на предвоенном фото

На площади располагается ряд важных административных строений. В первую очередь, это здание Дворца Юстиции. Он построено в мавританском стиле в 1922 году.



Дворец Юстиции

Надо сказать, что подобные постройки, которым почти сто лет, в Марокко выглядят как новенькие, их аккуратно поддерживают в первозданном состоянии. В то же время, многие современные дома и резиденции строятся в традиционном историческом стиле, поэтому определить приблизительный возраст строения, как, к примеру, в европейской архитектуре, довольно сложно. Наша гид из Украины, Юля, рассказывала, что ей довелось побывать в некоторых марокканских домах; такие же традиции поддерживаются и в оформлении интерьера - все те же орнаменты и рельефы. То же мы увидели в декоре холлов гостиниц. Правда, говорят, среди особо «продвинутых» жителей больших городов все больше распространяется мода на европейский декор; в этой среде мозаики-зеллидж уже считаются старомодными.



Префектура

Неподалеку от Дворца Юстиции расположено здание Префектуры с 60-метровой вышкой-«компанилой», подобной тосканским. Этот дом построил архитектор Бойе в 1937 году. Так же на площади стоит Главпочтамт и Французское консульство.



Водоносы на площади Мухаммеда Пятого

Площадь совсем не большая, но очень аккуратная и красивенькая - здесь много пальм и цветов, тротуарные плитки чисто выметены. На площади крутится пара водоносов, наряженных в невообразимые шляпы - еще одна «визитка» Марокко. Когда-то они действительно разносили воду в своих мешках из овечьей кожи, привлекая жаждущих звоном медных колокольчиков, однако сейчас, когда проблема с питьевой водой в Марокко решена, они служат скорее живым украшением достопримечательных мест, игрушкой для туристов. Таких же водоносов вы можете встретить в Марракеше на знаменитой площади Джамма-эль-Фна. Нередко изображают их и на сувенирных магнитиках для холодильника. Надо сказать, что изготовители марокканских магнитиков страдают крайней степенью гигантомании: некоторые их изделия достигают размера ладони; коллекция из Марокко заняла у меня полхолодильника.



Марокканские "магнитики" ("Галина Бланка" присутствует для осознания масштаба, брюссельский Писающий мальчик и швейцарские часики - для сравнения)

Сфотографировать водоносов украдкой не удалось - у парней наметанный глаз и годами формировавшийся навык: непонятно как они замечают наши фотоаппараты, тут же бросаются к нам, галдят и тянут к нам свои жадные ладошки. Никуда не денешься, надо дать пару дерхамов.



Правда, получив деньги, водоносы демонстрируют небывалую щедрость: эти косматые дядьки с весьма проблемной стоматологией вцепляются в меня, хватают под руки, принимая выигрышные позы и призывая моего спутника сделать столько снимков, сколько нам захочется. Мой приятель послушно фотографирует, а один из водоносов от широты душевной даже нахлобучивает на меня свою роскошную шляпу. Уже в автобусе по дороге в отель мой спутник задумчиво замечает, что с личной гигиеной у водоносов явно не лады. У них, дескать, вполне могут быть… ээээ…. некоторые гигиенические проблемы с волосистой частью головы, которые легко могли перелезть на шапку, побывавшую на моей макушке. Излишне говорить, что после этих слов у меня тут же начинает адски чесаться голова, шея, а потом и все тело. Не помню, как я добралась до отеля, поднялась в номер и кинулась в душ.



Фотосессия у Префектуры

И это не смотря на то, что я утром уже мыла голову. Уже просушивая волосы феном, я слушала, как мой приятель философствовал, о том, что никаких.. эээ… проблем у водоносов могло и не быть, и что все это расистские предрассудки. Позже, рассматривая на экранчике фотоаппарата сделанные за день фотографии, я увидела, что волосы водоносов были спрятаны под косынки. Заканчивая эту леденящую душу историю, добавлю, что никаких отдаленных последствий одевания водоносовой шляпы у меня, к счастью, так и не наблюдалось.

После моих превентивных водных процедур мы отправились на прогулку по Касабланке. Неподалеку от гостиницы мы зашли в книжный магазин, где я купила книгу о марокканской кулинарии на английском языке, а мой друг приобрел путеводитель, опять же, на английском языке. К слову, работники турагентства в Киеве уверяли нас, что путеводители на русском языке легко можно купить в самом Марокко (вранье!), и, кроме того, на нас свалится столько информации (как я поняла, в исполнении нашей полуглухонемой «гидши»), что нам будет не до путеводителей (опять вранье!). О нашем гиде «отечественного производства» я как-нибудь расскажу отдельно, когда смогу подобрать достаточное количество эвфемизмов, чтобы мой рассказ выглядел поделикатней; дам только потенциальным туристам один совет: обязательно, пренепременно купите перед поездкой самый подробный путеводитель, который сумеете достать! Я, к примеру, два свои купила уже по приезду домой. Оба неплохие: один пообъемнее издательства «Дорлинг Киндерсли», второй поменьше из серии «Вокруг Света».

После магазина мы пешком вернулись в медину. Здесь, учитывая небольшое количество туристов, совсем немного сувенирной продукции. Мы встретили огромные телеги, ломящиеся от связок бананов и цитрусовых, лотки с орехами и сухофруктами на любой вкус, множество «развалов» с явно китайскими товарами - все те же футболки, джинсы, кроссовки. Есть здесь торговцы жаренной рыбой: сардин зажимают между двумя решетками и быстро обжаривают на открытом огне. Продают и сырую рыбу, правда, рыбный базар к концу дня обычно пустеет, остается только вонь. Глаза разбегается от огромного количества восточных сладостей и специй; они создают приятную составляющую «многоликого» аромата старой медины. Продают здесь и керамику, и светильники из кожи, и изделия из латуни; словом - все, что вашей душе угодно. Говорят, весной здесь торгуют разноцветными циплятами - их красят в разные цвета потехи ради, правда, вырастая, птички теряют свой оригинальный пошок и обрастают обычными белыми перьями.



Циплята-мутанты (фото из путеводителя)

Снуют торговцы, покупатели и просто прохожие и бродяги, в узких улицах вас норовят сбить с ног парни на «хрустиках» или велосипедах. Любители экзотики могут попасть под ослика или под тележку, толкаемую перед собой торговцем. Гомон стоит невообразимый. Будьте осторожны: спорящие друг с другом торговцы и покупатели так бурно жестикулируют, что ненароком могут выбить вам глаз! Во время нашей прогулке по Медине как раз началось время молитвы. Часть лавок (но далеко не все) опустела: продавцы ушли на молитву в специально отведенное место. Позже мы увидели через одну из закопченных арок во внутреннем дворике рядки их задов и голых пяток; под заунывное пение, доносящееся из динамика, они совершали намаз.
Одна из обязательных составляющих любой медины - кошки.



Пожрать дай! (кошка из Эссуэйры)

В Марокко к этим тощим зверюшкам относятся с большим почтением: ведь сам Аллах, увидевший, что на краю его желябы примостилась рожать беременная кошка, отрезал этот кусок своей одежды, сочувствуя животному и не решаясь его прогнать. Я совершенно солидарна с мусульманами в этой любви к изящным пушистым бестиям.



Свора котов из Шеллаха (Рабат)

Они чувствуют себя вольготно, бродя и валяясь там где можно и нельзя. Их можно увидеть спящими прямо на прилавке среди товаров, мурлыкающими на руках здоровенного мрачного мужика, разгуливающими по карнизу крыши, валяющимися прямо посреди торговой площади; кошке нечего боятся: никто ее не обидит и не прогонит.



Котяра из Марракеша (на прилавке со светильниками из кожи)

Правда, судя по телосложению большинства марокканских кисок, сытными обедами их не особенно балуют. Ну и правильно: ведь легенда рассказывает о том, что Аллах не прогнал кошку, однако там ничего не говорится о том, что он ее накормил!



Эта загадочная кошка из марракешской медины так и сидела совершенно спокойно посреди улицы, уткнувшись носом в стену



Рабат. Без слов

Впечатление о прогулке мне несколько испортил один эпизод. На одной их небольших площадей медины мы увидели мать с ребенком, просящих милостыню. Все лицо мальчика было изъедено чудовищными кровоточащими рытвинами; вместо глаз было такое, о чем мне даже не хочется вам говорить. Кожные проявления этой болезни подозрительно смахивают на проказу (лепру). Сейчас частота возникновения лепры значительно упала, однако в мире зарегистрировано около 1,8 млн человек, страдающих этим заболеванием. Хоть считается, что Марокко не входит в ареал распространения лепры, но… Факты, как говорится на лицо; вернее, на лице у несчастного ребенка. От этого ужасного зрелища у меня мороз пробежал по коже! Проработав 3,5 года врачом инфекционной реанимации, я навидалась всякого, но даже мне, считающей себя достаточно хладнокровной, стало очень не по себе. Не сговариваясь, мы с моим спутником развернулись и пошли искать выход. Благо, он нашелся быстро, мы не в Фесе. По прошествии времени, чуть успокоившись, мы вскоре даже почувствовали голод и купили у уличного торговца кулечек вареного арахиса (да-да! Они его варят с небольшим количеством соли и специй). Правда, до сих пор, когда в памяти всплывает это страшное лицо, я содрогаюсь от ужаса и жалости.



Весьма распространенный в Марокко вид транспорта

Затем мы взяли "петит-такси" (обычно это красного цвета старенькие малыши-"Рено") и съездили в супермаркет. Такси в Марокко недорогое - 1-2 доллара практически в любой конец города. Пешеходов на переходе обычно не пропускают, впрочем, как и не соблюдают и другие правила движения. После нашей поездки мы обнаружили, что супермаркет находился почти сразу за углом, водитель просто провез нас вокруг через пару кварталов. Может, он и хотел сказать, что магазин совсем рядом, да не смог - русского-то он не знает! Говорят, несколько лет назад всем таксистам в туристических городах запретили носить борода и "крутить" в проигрователях исламистские мелодии, чтобы не пугать туристов.

Вернувшись в отель, мы поужинали в ресторане отеля (завтраки и ужины включены в стоимость тура). К ужину купили бутылку местного красного вина, имевшего очень приятный, немного терпковатый вкус и богатый запах. Хорошие марокканские вина обычно изготавливают в городе Мекнесе. Эта бутылка замечательного вина стала хорошим завершением богатого впечатлениями дня. А нам надо пораньше лечь спать: завтра подъем в 6 утра; мы едем в Рабат.

Марокко, дворцы, мечети, храмы, Касабланка

Previous post Next post
Up