Фото слетели, копия поста с картинками
ЗДЕСЬ.
А вот в Хмельник-то как раз ехать мы не хотели. Так, проскочим мимо, выезжая из
Летичева в Киев, быстренько перекусим по возможности в придорожном «генделыке» - и домой. Устали мы очень, погода тусклая, в Киев хочется побыстрее, какие уж тут достопримечательности! Но Хмельник решил все за нас. Городок этот неожиданно стал одной из моих «сердечных моих привязанностей» - вроде не ожидалось ничего особенного, но так приятно и комфортно я в нем себя почувствовала, так приглянулись мне его уютные красоты, необъяснимой тихой радостью согрелось вдруг сердце. Вошел Хмельник в список моих симпатий, городков-фаворитов, как
Корсунь-Шевченковский,
Кременец,
Рогатин, как три криницы в
Холодном Яру и беседка в
Яготине.
О Хмельнике я слышала неоднократно, как и любой врач в Украине, потому как находится здесь известный бальнеологический курорт. Еще до войны при поиске питьевой воды был обнаружен источник минеральных вод, содержащих радон. Такие воды используются для лечения заболеваний суставов и позвоночника. Первая бальнеологическая лечебница была открыта еще в 1944 году. Позже неподалеку от Хмельника обнаружили залежи торфяных грязей, которые так же широко используются для лечебных аппликаций (а кому не помогает уже ничего, мажут, чтобы тело к земле привыкало). Но пусть у вас не складывается впечатление, что жизнь в Хмельнике зародилась только после обнаружения целебной водицы, она здесь бурлила задолго до этого.
Местные историки утверждают, что знаменитая битва великого князя литовского Ольгерда с татарами под руководством трех ханов - Котлогуба, Качибея и Дмитрия (типично татарское имя!) происходила не в нынешней
Кировоградской области на Синих Водах (река Синюха?), а здесь, на Подолье у реки Снивода, протекающей на границе Киевской области, Волыни и Подолья.
В подтверждении они ссылаются на литовского летописца, сообщающего, что после победы в битве Ольгерд завладел Хмельником. Кто его там сейчас разберет, этого Ольгерда? Может, и правда. Как нам уже известно, князь передал Подолье во владение своим племянникам Кориатовичам, а сам отправился на запад, в сторону нынешней Белоруссии, чтобы заняться своими любимыми делами: посражаться с кем-нибудь и поделать детей (а было их от двух жен у Ольгерда-Дмитрия 17 душ).
В 1434 году в Хмельнике была построена первая крепость, конечно, тогда она была еще деревянной. В том же году Федор Кориатович (Несвицкий) принял присягу на верность Польскому королю Владиславу Третьему, за что король признал право Федора на владение Хмельником до конца жизни.
Казимир Четвертый в 1448 году жаловал городку Магдебургское право, после чего здесь стали более активно развиваться ремесла и торговля. Связан городок и с историей украинского казачества. Как мы знаем, как и когда именно зародилось это движение, не ясно. Частью историков считается, что первым гетманом, собравшим ватагу смелых побратимов, возглавившим их, назвав их «казаками», а себя их «гетманом» был украинец Евстафий Дашкевич. По другим источникам, он был не гетманом, а всего лишь воеводой Каневским и Черкасским, а первым гетманом был не он, а польский шляхтич Предслав Лянцкоронский (другие и вовсе считают первым
Дмитрия Байду-Вишневецкого). Так вот этот самый Лянцкоронский поселился в Хмельнике в 1512 году, после сильнейшего разрушения и разграбления города татарами. Примерно в то же время было принято решение укрепить Хмельник и построить каменную крепость. Новый Хмельницкий староста Лянцкоронский занимался не только своим городом, но и совершал дерзкие вылазки против татар. Так, в 1516 году он с отрядами казаков совершил отважный поход в Белгород (Аккерман, Белгород-Днестровский), где разгромил татарские отряды и взял богатую добычу. Тогда же он напал на
Очаков и разграбил его.
Отважные хозяева не спасали Хмельник от регулярных нападений татар - городок лежал на Черном шляхе, по которому кочевники совершали свои набеги на славянские земли. Как совершают - так и в Хмельник заглядывают. Вроде и не нужен он им, но не проезжать же мимо. Вот так и жгли городок регулярно - не от злобы, а чисто машинально.
В 17 веке многие крестьяне Хмельника, постоянно терпящие притеснения со стороны поляков, присоединились к войскам Хмельницкого и приняли участие в его восстании. Сам Хмельник был завоеван Максимом Кривоносом, пого еще несколько раз занимали войска казаков. А в 1672 году Подолье было захвачено турками под руководством султана Махмета Четвертого. За 27 лет хозяйничанья османы укрепили замок и переделали его восьмигранную башню под мечеть. Правда, в 1699 году все вернулось на круги своя, опять воцарилась власть шляхты. В 1774 году польский король Станислав Август Понятовский подарил Хмельницкое староство своему племяннику Йозефу (Юзефу) Понятовскому - после смерти брата Анджея король занимался воспитанием его сыновей Йозефа и
Станислава.
Со временем Йозеф стал блестящим военным и дослужился до маршала в наполеоновской армии, правда, утонул через три дня после получения нового высокого звания (интересно про него написано у sarmata здесь:
http://sarmata.livejournal.com/129349.html ).
В 1795 году Хмельник вошел в состав Российской империи. Екатерина Вторая подарила городок своему любимцу графу Безбородько (о котором Сегюр говорил "В этом толстом теле скрывается тонкий ум"). Во владениях семьи Безбородько-Кошелевых городок пребывал до конца 19 века. К тому времени от старинной польской крепости практически ничего не осталось - только валы и одинокая башня с контрфорсами - неприступная твердыня потеряла свое оборонное значение, обветшала и со временем впала в ничтожество.
Одной из последних владелиц стала Екатерина Владимировна Левашова, внучка героя Бородинского сражения генерала Василия Васильевича Левашова.
Этой даме принадлежали обширные угодья на Подолье и несколько имений под Петербургом. Так, она владела родовым имением Осиновая Роща (посмотрите про имение здесь:
http://community.livejournal.com/arch_heritage/203007.html) , где, к слову умер от холеры ее героический дед в 1848 году. Вместе со своей сестрой Марией Владимировной Вяземской они на территории своей петербургской усадьбы организовали курортный поселок Графская Колония (сейчас - Песочное).
Еще она владела сахарным заводом на Подолье и домом в Петербурге по адресу Фонтанка, 18, где находилось издательство «Русская старина». Говорят, Екатерина Владимировна была нехороша собой, в одной из статей в Интернете написано, что была она к тому же глухонемая (?), но, тем не менее, будучи уже немолодой она вышла замуж за эффектного мужчину, грека по происхождению Константина Ивановича Ксидо (богатющая и глухонемая - не жена, а находка!).
Греческий офицер в молодости состоял в полку, занимавшемся «изловом» Кармелюка. Бывший штабс-капитан, участник Цусимского сражения, Ксидо решил в принадлежавшем жене Хмельнике построить родовой замок. Для осуществления своих планов он пригласил архитектора Ивана Александровича Фомина.
Замок начли возводить в 1911 году, строительство продолжалось до 1915 года. Фомин помимо усадебного дома спроектировал мост и облицовку старинной башни. Правда, по неизвестным причинам башню перелицовывать не стали, а зря - сейчас, обложенная жутким дешевым кафелем и «украшенная» мозаикой, изображающей аляповатого богатыря, она выглядит довольно грустно.
Фомин решился на смелый эксперимент, совместив в усадебном доме два, казалось бы, несовместимых стиля. Парадный фасад очень похож на усадьбу Гагариных, построенную архитектором в Холомках под Псковом: типичный такой беленький барский дом с изящной, но незатейливой полуротондой с колоннадой. А вот садовый, в данном случае «речной» фасад, словно грубо вырублен из темно-серого гранита (на самом деле стилизация) в массивном аскетичном стиле, явно навеянном древнеримскими мотивами. По-видимому, зодчий выбрал такой стиль не случайно - он хотел возродить концепцию родового замка, надежной твердыни, возведенной на неприступном склоне. В том же стиле планировалось создать весь ансамбль. Башню Фомин вознамерился облицевать таким же камнем, в подобной манере возведен и мост.
Ранее правда, его планировали поставить над оврагом, а в результате он стоит над Южным Бугом. Да и сам проект моста изначально выглядел немного по-другому, судя по авторским чертежам.
Семья Ксидо эмигрировала в 1919 году, якобы в Прагу. Константин по одним сведениям умер в 1917 году, и жена его уехала одна, а по другим - дожил до старости и даже приезжал навестить свое имение во время войны. Детей у семьи не было.
Замок мы рассмотрели немного позже, а пока мы только въезжаем в Хмельник.
В центр города нас ведет парковая аллея среди густых старых деревьев. Место приятное - сочная зелень, тишина, свежий воздух, по листве шуршат редкие мелкие капельки дождя. Прямо не хочется возвращаться в большой город. С двух сторон практически вплотную друг к другу льнут бесконечные санатории и здравницы, но ощущения тесноты нет, места всем хватает.
А мы ищем какую-нибудь «кормушку». Придорожная «шашлычка» нас вполне бы устроила, и вскоре мы находим подходящую.
Шашлык оказался вкусным, обслуживание не очень медленным, а заплатили мы за двоих аж 47 гривен (чуть меньше 10 у.е.). Теперь мы разомлели, совсем обленились и решили, больше нигде не останавливаясь, ехать домой. Не тут-то было! Въехав в центр, мы обнаружили интересный костел, выкрашенный желтой краской - ну, не проезжать же мимо?! Выскочили из машины и сделали пару фотографий. Это костел Усекновения Головы Иоанна Предтечи, построенный в 1603 году, правда, неоднократно разрушавшийся и перестраивавшийся. Похоже, он сейчас действует.
Потом мы выехали на мост через Южный Буг и увидели знаменитую башню, визитную карточку Хмельника. Нет, не возможно вот так вот уехать и не посмотреть; когда там еще выпадет возможность посетить Хмельник?
Оставляем машину у нового моста и идем к другому мосту, старому, фоминскому.
Гора, на которой стоит замок, называется, естественно, Замковой. Ее насыпали вручную еще в 15 веке, во времена существования крепости. К нашей досаде «римский» фасад замка совершенно не виден из-за листвы. Мы вскарабкались по холму прямо под самые стены, но сфотографировать здание смогли лишь частями. Хорошо, что я нашла снимки и чертежи в статье В.Седова (
http://www.projectclassica.ru/school/23_2008/school2008_23_03.htm ), а то совсем было бы не понятно, что задумывал автор.
Сейчас, когда накрапывает дождик, мрачные стены покрыты влажными потеками и выглядят еще более «сердито». Обойдя вокруг, мы осмотрели и парадный фасад. Он довольно обшарпанный и не производит такого впечатления, как «речной».
Интересно смотрится переход одного стиля в другой на боковых торцах здания. Сейчас здесь находится дешевая гостиница. Читала, что условия в ней ужасные, нет ни удобств в номерах, ни отопления - в холодное время редким экономным постояльцам выдают обогреватели-вентиляторы. Перекрытия частично обвалились, поэтому на втором этаже сейчас уже не селят, там сушат белье.
Администрация ищет спонсоров, но они пока не находятся: по самым скромным оценкам для полной реконструкции, ремонта и проведения нормальных коммуникаций понадобиться сумма около 1,5 млн у.е.
Совсем рядом с усадебным домом знаменитая башня. Вблизи на нее лучше не смотреть - она смахивает на котельную или водонапорное сооружение (поотбивать бы руки за вот эту плитку!). Отсюда хорошо виден костел.
Снизу со стороны города башню вплотную подпер свежесварганеный ресторан, а в помещении башни находится небольшой краеведческий музей. В Сети нашла интервью с директором музея Николаем Иващуком, где он жалуется на полное отсутствие финансирования - ему даже зарплату не платят. Совершенно на добровольных началах он выполняет обязанности и директора, и уборщика, и гида. Даже музейную табличку приходится на ночь прятать, чтобы не стащили!
Мы покидаем усадьбу и спускаемся к реке. Вода в ней мутная, зеленоватая, течение довольно сильное. В сочетании со старыми деревьями, башней и мрачными стенами замка темные воды Южного Буга смотрятся довольно живописно. И арочный мостик явно находится «на своем месте»; молодец все-таки был Фомин! Мне очень нравится это место! В довершении всеобщей гармонии вдруг раздается торжественный звон колоколов костела. Все, теперь я окончательно влюбилась в Хмельник!
Любовь наша, правда, была недолгой - мы уехали домой, в Киев. Интересно, а как выглядит город в солнечную погоду?
По дороге мы проехали еще один интересный городок -
Бердичев, но я в нем уже была, Оксана делает фото буквально на ходу. В сумерках монастырь Босых Кармелитов выглядел превосходно!