О предках

Oct 15, 2011 21:54

Видно не избежать мне таки этой темы. Родственника я убил в себе давно. Хотя далеко не все понимают, что значить «убить», ведь это не отречение, а наоборот выход на более ясное, чистое и не приземлено-привязанное восприятие родных душ. Поэтому эта запись скорее дань и почтение предкам, Роду, а не просто эгоистически-ассоциативные воспоминания и жизнеописания.
В данной записи речь идет о предках по линии бабушки, матери отца - Ирины Николаевны Третьяковой.
В своем ЖЖурнале я уже делал одну запись с фотографиями - « Дом там, где сердце». Где-то за полгода-год, до смерти бабушки (в 2006-м), я было намерился собрать материал по её семье и записать в ЖЖурнал, но как-то не сложилось, да и вскоре я утратил полностью интерес к этому. Всё что я здесь напишу - это в основном со слов моей мамы и из газетной статьи. Сам я, будучи ребенком, юношей, не был достаточно осознан, чтобы запомнить что-то о предках, бывая в бабушкином доме. Помню юношей я частенько сидел в комнате своей прабабушки (бабы Лены) среди фотографий родственников, но внимание мое было больше захвачено современным японским музыкальным центром; и как-то сидя за столом кто-то (толи бабушка, толи моя тётя) сказал: «А Саша очень похож на дедушку Николая» (отца бабушки). - Я спрашиваю: «а кто это?». - Мне отвечают: «Да, это тот, чья фотография стоит на трюмо, прямо у тебя за спиной, когда ты сидишь перед муз.центром…» …
О родителях бабушки Ирины Николаевны (бабы Иры) вкратце описано в статье « ДОЧЬ АДМИРАЛА». Здесь я прокомментирую эту статью. (Раньше, в советское время, писали о бабушке статьи в газете вроде «Кредо коммуниста», а теперь всё перевернулось - людей сейчас активно интересует та русская история, которая в советское время заминалась и скрывалась, а «коммунистический маразм» уже сейчас неинтересен… )

«Женился Николай Третьяков на дочери Ивана Петровича Надеждинского, морского врача. Это он оказал первую медицинскую помощь Николаю II, когда того, еще молодого цесаревича, во время визита в Японию ударил по голове какой-то полицейский.»
- Я помню мама говорила, что Николай II чем-то заболел и отец моей прабабушки (бабы Лены), Иван Петрович Надеждинский его вылечил от недуга за что ему был пожалован царский серебреный портсигар. Портсигар этот был впоследствии украден ( видимо в той самой краже, упоминаемой в статье, в 1926 году в Гельсингфорсе )
Прабабушку Елену Ивановну Надеждинскую(-Тучкову) я помню, насколько позволяет детская память. И в этой памяти баба Лена всегда была очень старенькой, весьма глухой, практически слепой, очень невнятно говорящей. Но что-то она мне маленькому всё-таки пыталась говорить. Специально меня сажали рядом с ней на веранде, чтобы я что-то послушал, но я долго не выдерживал и видя, что бабушка практически меня не видит и вся в своих воспоминаниях, я тихонечко сползал с дивана и убегал на улицу, играть с собачками. Когда немного подрос, то слушал уже больше её и помню смутно некоторые обрывки из рассказов о её молодости, о том как она встречалась с одним молодым человеком на каналах Ленинграда (сейчас я полагаю она мне пыталась рассказать о её муже, моем прадеде Николае). Из образных воспоминаний остались в основном её деревянное кресло у дома, в котором она сидит с палочкой и её любимой собачкой Тобой (которую потом похоронили рядом с ней) и ещё стол в её комнате на котором она раскладывала пасьянсы. Я однажды заинтересовался правилами игры пасьянса, но баба Лена не очень-то захотела это со мной обсуждать - было видно, что для неё это очень серьёзное занятие; или в этом чувствовался интеллигентский подход к воспитанию - молчаливый, сдержанный. Была у прабабушки какая-то благородная стать. Но ведь она и была дворянского происхождения, о чем никогда особо не распространялись ни она, ни домочадцы; мама говорит, я об этом узнала только лишь просматривая старые документы.
Умерла прабабушка при мне, в прямом смысле. Была она долгожительницей - прожила 100 лет и 100 дней. Хотя последние годы трудно назвать жизнью; поэтому когда бабушка зашла ко мне в комнату и сказала баба Лена умирает, я не очень понял, потому как мне казалось она умирала уже не один год. Я зашел в комнату, немного постоял и бабушки тихо сказала: «всё, она отошла» … Было действительно как-то тихо и мирно. Не знаю совпадение ли это, что я присутствовал при этом (учитывая, что приезжал на несколько коротких неделек лишь раз в год, да и то не каждый), но может что-то не случайное привело меня к этому моменту, - так получилось что в этот час перехода души около неё оказались дочь, внучка и правнук…

«А потом где он только не служил. Был и начальником штаба Астраханской флотилии, и командующим Амурской, и морскими силами на Балтике. Долгое время посвятил преподавательской работе, у него были учебники, по которым обучалось не одно поколение моряков.»
- Я не знаю историю, так называемого, «перехода к красным» (синим, зеленым и пр. серобуромалиновым), но мама говорила (хотя как выясняется она многое путает), что большая часть высшего офицерского состава дореволюционного периода, под началом которого служил молодой Третьяков, попали под расстрел. Но сам прадед Николай этой участи избежал и был просто сослан. Посмотрел видеоролик «Крейсер Варяг. История». Что интересно: экипаж Варяга - 20 офицеров, 550 матросов и унтер-офицеров; потери экипажа - 1 офицер и 30 матросов убиты, 6 офицеров и 85 матросов ранены и контужены, ещё около 100 человек получили лёгкие ранения. Мне подумалось: сколько погибало во время сражений и сколько при расстрелах - десятки против тысяч. И как в подтверждении этой мысли, в последующем просматриваемом мною ролике «Русско-Японская война. Крейсер Варяг», о том же говорится:
«У русского флота была высочайшая среди тогдашних военных флотов морская практика. Подобную школу военный советский флот приобрел только со второй половины 70-х годов, выйдя из балтийского и черноморского маловодья на просторы мирового океана. Между тем, любой корабль русского балтийского флота, из состава которого и формировалась эскадра тихого океана, выполняя плаванье к месту несения службы, совершал почти кругосветное плаванье. Клевета на царский флот была не случайной - она должна была прикрыть уничтожение русской морской традиции. - Не пропитой, согласно Пикулю и Новикову-Прибою, в кабаках, не потопленную под Артуром и в Цусиме, но расстрелянную на кровавом льду мятежного Гельсингфорса в феврале 17-го года.» …

Больше рассказать особо не о чём, это всё что пока пришло на ум. Единственное, можно добавить пару слов о Санкт-Петербурге. Кстати, баба Ира не любила это «новое» название города, а предпочитала Ленинград - там, где она выросла и жила. Бабушка всё мечтала съездить со своими внуками в Ленинград. Так этого и не случилось - времена и люди сильно изменились, не то что съездить, даже повидаться не складывалось (десять лет, с 1996-го по 2006г., я не был у бабушки и так и не увиделся больше с ней до её смерти). Вот уже второй год как я живу в 2-х часах езды от Санкт-Петербурга и не разу там не был… Только когда переезжали я прошел через железнодорожный вокзал, проехал сонно-вялый и апатичный на машине «вскользь» по городу и это вся моя встреча с Санкт-Петербургом за всю жизнь… Не могу объяснить почему, но в этот город меня никогда не тянуло и сейчас также. В целом отношения к городу хорошие, тёплые, но - издалека.

Также связанная запись: " Старые семейные фото предков"

============================================

ФОТОГРАФИИ РОДИТЕЛЕЙ

(то что имеется в данный момент на компьютере)



моя мама в юности



Софья Владимировна Ерёмина в молодости



мой папа Кирилл Тимофеевич Агельменев в школьном возрасте
( краткая биография и стихи на сайте )



свадебное фото родителей



А это я, сын своих родителей - Александр Кириллович Агельменев
( фото: Кингисепп, июнь 2010-го )
... "Рюриковичи мы" :)) ...

-------------------------------------------------------------------------------------------
UPD 2012-09-28: Новые записи по теме:
- 2012-09-28  Творческий рок. Часть 4 (здесь ещё одно фото И.Н.Третьяковой)
- 2012-09-27  Творческий рок. Часть 3
- 2012-09-26  Творческий рок. Часть 2
- 2012-09-25  Творческий рок. Часть 1
_

о предках, фото-видео-разное

Previous post Next post
Up