Памятники татарской культуры в Касимовском районе: беглый обзор

Sep 06, 2013 02:31

17 августа с.г. произвел небольшую вылазку в Касимовский район. Скоопирировшись с Рашидом Бултачеевым - лидером местной мусульманской общины - мы совершили вояж по татарским деревням. Посетили Собакино, Тонкачево, Ахматово, Подлипки, Барамыково с прилегающими к ним кладбищам.


Начали с Собакино. Нынче этого населенного пункта не существует и только плодовые деревья и строительный мусор в кустах напоминают о когда-то кипящей здесь жизни…
Кстати, по словам местных жителей, татарские населенные пункты ведут свое существование еще со времен Касимовского ханства (15-17 вв.). Во многих из них до революции имелись мечети. Мечеть была и в Собакино. Судя по «Списку населенных мест Российской империи. Рязанская губерния» в 1862 г. здесь уже была мечеть (на карте Менде за 1850 г. она не отмечена), а в том же издании за 1906 г. эта мечеть была обозначена как каменная. В архивах сохранилась фотография минарета этой мечети, сделанная Ишимбаевым лет 30-40 назад. Ориентировочно в 80е гг. село покинул последний житель.
В настоящее время нужно приложить усилия, чтобы найти эту мечеть. Сейчас она представляет собою фрагментарно сохранившейся каменный цоколь с россыпью кирпичей рядом; еще прослеживаются следы михрабной ниши. Поиск остатков мечети осложнен наличием густой растительности - рощицы над ними.
Немного сохранилось и от кладбища. Самые поздние могилы датируются 90ми гг. прошлого века (тогда село уже не существовало), а самое ранее обнаруженное нами - 1849 г. Вообще, только 2мя «современными» могилами и 3мя дореволюционными надгробными памятниками и ограничивается кладбище.










Еще более печальную картину представляет кладбище соседнего Томкачева (кстати, тоже канувшего в Лету). Удалось найти лишь 3 фрагмента от надгробий с еле читаемым арабографичным текстом.







Следующим пунктом нашей поездки было кладбище «в поле», между Собакиным и Шегашановым. Вероятно, это кладбище было «приписано» исчезнувшей 50 лет назад деревни Казаково. Здесь обнаружилась одна относительно новая могила и несколько старых надгробий.
В Ахматово кладбище действующее и вместе со «свежими» захоронениями можно встретить и довольно старые (Рашид сообщил, что им были встречены 20е гг. 19го в.).




После Ахматова поехали в Подлипки. Здесь сохранилась действующая деревянная мечеть 1880 г. постройки (по другим данным мечеть на этом месте существовала еще до 1862 г.).




Посетили и действующее кладбище села. Здесь нашел свой последний покой один из последних дореволюционных духовных лидеров касимовских татар.




Также здесь можно увидеть фундаменты склепов, аналогичных склепам на новом татарском кладбище в Касимове.



Финальным пунктом нашей поездки стала деревенька Барамыково. Здесь мы встретили бабулю, которая сообщила, что живет в мечете, переделанной под жилой дом. Устроили ревизию. Действительно, на двери при входе в дом что-то написано на старотатарском, сама постройка ориентирована на юг. Но никаких следов михрабной ниши, как и минарета, обнаружено не было. Да и все остальные дома улицы ориентированы по линии север-юг. Вполне вероятно, что это мог быть просто молитвенный дом.







Завершили посещение Барамыкова визитом на татарское кладбище. Видимо, здесь уже не хоронят, старых надгробий сохранилось больше, чем на посещенных ранее кладбищах (за искл. Ахматово).













Вообще, татарские некрополи имеют контраст с русскими. Во-первых, они, как правило, расположены в рощицах или в лесочке. Это отмечал еще Усманов. Во-вторых, все кладбища имеют ровик, выполняющий как практическую функцию (сюда стекает вода), так и сакральную - отмечает границу некрополя. Да и погребальные традиции здесь иные, связанные с предписаниями Ислама: нельзя хоронить после захода солнца, приносить искусственные цветы, а также принимать пищу. Совершение намаза на кладбищах не допускается. В то же время проявляются и любопытные особенности. Например, нельзя находиться на кладбище после захода солнца, иначе могут доставить неприятности некие «злые духи». Еще любопытная деталь: если при рытье могильной ямы попалось предыдущее захоронение, то эти останки перезахораниваются на дно этой самой могильной ямы, при этом туда же опускается монета - «плата» за то, что потревожили.
Следует добавить, что при каждом татарском населенном пункте имеется свое кладбище.

В конце хочу поблагодарить Микиеля из д. Ахатово за хорошую компанию почти на всем протяжении нашего пути.

Касимов, Ахматово, Касимовский район, некрополистика, эпиграфика, Подлипки, Тонкачево, касимовские татары, касимоведение, Собакино, Барамыково

Previous post Next post
Up