В 1894-95 годах в Санкт-Петербурге в доме 32 по Преображенской улице (дом 23 по Саперному переулку) жили отец и сын Базаровы: Александр Иванович и Павел Александрович. В 1895 году отец - Александр Иванович переезжает на Конногвардейский бульвар, сын остается на Преображенской. В 1897 году Александр Иванович селится в доме 23 по Саперному переулку, а сын его числится фактически в том же доме, но по адресу Преображенская улица, дом 32, то есть, отец и сын жили, по-видимому, отдельно. В 1899 году они уже оба переезжают: отец - снова на Конногвардейский бульвар, дом 9; Павел Александрович живет вместе с братом Сергеем недалеко от отца - на Галерной, 12.
А теперь о них самих и их семье.
Александр Иванович Базаров родился 26 августа 1845 года в Висбадене (Германия). Его отцом был весьма известный в свое время человек - священник Иоанн Иоаннович Базаров. В интернете легко найти информацию о биографии этого человека, я же напишу только о том, что особенно привлекло мое внимание.
Иоанн Иоаннович Базаров
Протоиерей Иоанн Иоаннович Базаров
Согласно сведениям из Википедии родился он 21 июня (3 июля) 1819 года в Туле, где его отец Иоанн Григорьевич Базаров (1785 - 1830) был протоиереем и преподавателем философии в Тульской духовной семинарии, в которой затем учился и Иоанн Иоаннович. Добавлю, что Иоанн Григорьевич был в первом выпуске Петербургской Духовной академии. И основные события жизни его сына Иоанна в немалой степени определялись связями отца, в частности, со своими товарищами по академии.
После окончания семинарии в 1839 году Иоанн Иоаннович поступил в Петербургскую духовную академию.
А в 1841 году он оказался самым непосредственным образом замешан в шумной истории о литографировании русского перевода Ветхого Завета. Этот случай показателен для всего своего времени, и поэтому кратко расскажу о нем.
Несмотря на то, что православие было в Российской империи официальной религией, доступ к тексту главной книги христианства - Библии - у населения был весьма ограниченным. Во-первых, сама книга была очень дорогой и редкой. Только в 1751 году по указу императрицы Елизаветы I была отпечатана так называемая «Елизаветинская» Библия на церковно-славянском языке. Русского перевода Библии не было, а русский язык уже в 18-м веке далеко ушел от церковно-славянского. В 1813 году при императоре Александре I (удивительно! еще во всю идет война с Наполеоном!) cоздается Библейское общество, задачей которого было печатание и распространение книг Священного писания среди народа.
Некоторые представители высших церковных властей продолжительное время отрицательно относились к деятельности Библейского общества. Они считали, что Библия должна находиться в руках духовенства и что не следует давать возможность народу читать и изучать её самостоятельно «во избежание ошибок понимания». Плоды такого отношения к распространению Писания описывал П. В. Знаменский, церковный историк:
«Вместо славянской Библии в семинариях употреблялась более доступная, хотя тоже довольно редкая, латинская Вульгата… Славянская Библия была большой редкостью, почти недоступной для частных лиц и духовенства, слишком дорогой и для семинарской библиотеки даже после издания ее в 1751 г. Неудивительно, что изучения Свящ. Писания вовсе не было не только в семинариях, но даже и в академиях. Между духовенством о чтении Свящ. Писания и речи не было. Издание 1751 г., как известно, в первый раз только познакомило с Библией русскую публику, но число экземпляров, выпущенных в свет, было слишком недостаточно для удовлетворения потребностям не только народа, но и служителей Церкви, кроме того, каждый экземпляр стоил 5 р., большой тогда суммы денег».
В 1824 году митрополит Серафим, занявший в результате интриг место Председателя Библейского Общества вместо лояльного делу просвещения князя Голицына, и поставивший своей целью разрушить само общество перевода, просит царя запретить Библейское общество. В конце 1824 - начале 1825 г. отдельные тиражи Восьмикнижия (Бытие-Руфь) были сожжены на кирпичных заводах. В апреле 1826 года по указу императора Николая I деятельность общества была прекращена.
Лишь после смерти Николая I в 1858 году его сын император Александр II разрешил перевод и печатание Священного Писания на русском языке.
Но возвращаюсь к Иоанну Базарову.
Еще в 1838 году студенты Петербургской Духовной академии получили разрешение делать литографские копии лекционных материалов. Уже после поступления Базарова в СПбДА образовался кружок студентов, которые хотели размножить русские переводы Библии. Основу материалов составили переводы, излагавшиеся во время лекций. Пикантность ситуации добавляло и то, что студентам хитростью удалось достать некоторые переводы, которые участник прежнего Библейского общества протоиерей Герасим Павский делал для себя дома (через его дочерей). Замысел был приведен в исполнение и в 1839-1841 годах перевод был отпечатан в литографии генерал-губернатора Санкт-Петербурга в количестве 460 экземпляров. В том же 1841 году в Сенат поступил донос. Была назначена синодальная комиссия по расследованию. В число подозреваемых попал и Иоанн Базаров. Как пишет священник Д. Долгушин: «История с литографированным переводом могла плохо закончиться для ее участников. Сторонники строгих мер требовали лишить сана Павского, а студентов исключить из академии с запрещением поступать в какое-либо учебное заведение. Однако возобладала мягкая линия… , и история завершилась без особых последствий». [«Протоиерей Иоанн Базаров и В.А. Жуковский: из истории религиозно-философских исканий русского образованного общества 1840-х гг.»]
Духовную академию Базаров закончил прекрасно. И здесь произошло событие, которое определило всю его дальнейшую жизнь. Племянница императора Николая I великая княгиня Елизавета Михайловна готовилась выйти замуж за герцога Нассауского Адольфа и уехать в Германию, в Висбаден. Ей требовался духовник, готовый уехать вместе с ней. В то время законоучителем наследника престола по личному выбору императора Николая I был протоиерей Василий Бажанов, многим обязанный отцу Иоанна Базарова. Его слово было в данном вопросе определяющим. Выбор был сделан в пользу Иоанна Базарова. Иоанн женился на дочери однокурсника отца по академии, принял сан священника и отправился в Германию в качестве духовника великой княгини.
Жизнь иногда подкидывает необыкновенные случаи. Новоприбывший в Висбаден Иоанн Базаров оказался ближайшим православным священником к месту жительства знаменитого русского поэта Василия Андреевича Жуковского (тот жил во Франкфурте). Сам Базаров писал позже: «Как первые крестины были для меня в доме Жуковского, так и первая исповедь, которую мне пришлось совершать, была также над ним. Я не забуду, как меня, молодого и неопытного духовника, подавлял собою авторитет этого тогда уже маститого поэта, которого мы изучали в школах как одного из важнейших корифеев нашей отечественной литературы. Выслушав его глубокую, можно сказать, высокохристианскую исповедь, я не мог ему ничего другого сказать, как сознаться в своей молодости и пастырской неопытности перед ним. В ответ он поцеловал мне руку, сказав: "Лучше этого урока смирения вы и не могли мне преподать"».
Но что-то, видимо, рассмотрел поэт в этом молодом священнике, потому что их связала настоящая дружба, оборвавшаяся только со смертью Василия Андреевича.
Надо сказать еще, что приезд Базарова в Германию омрачился скорой гибелью в родах (в январе 1845 года) великой княгини Елизаветы Михайловны. Священник остается служить в Германии, и в том же 1845 году у него рождается сын Александр, который гораздо позже и поселится в Санкт-Петербурге в доме 32 по Преображенской улице.
В 1851 году состоялся перевод Иоанна Базарова в Штутгарт, согласно желанию великой княгини Ольги Николаевны (дочери императора Николая I, тогда ещё наследной принцессы вюртембергской), которая хотела видеть его своим духовником. Он стал настоятелем русской придворной церкви в Штутгарте.
Тут история с переводом Библии дала неожиданный отклик.
В 1857 году в Карлсруэ были напечатаны «Сказания, заимствованные из священных книг Ветхого и Нового Завета». По просьбе известного миссионера и пиетиста Х. Г. Барта Базаров перевёл его книгу на русский язык под названием «Библейская история в кратких сказаниях». Несколько десятков лет она служила в России учебником, выдержала более 30 изданий и разошлась в количестве свыше миллиона (!!!) экземпляров. Феноменальный тираж для того времени!
К этому же времени относится и история с подзаголовком
Тургенев и Базаров
Очень может быть, что свою фамилию герой всероссийско-школьно известной книги «Отцы и дети» получил как раз от Иоанна Базарова. [Н.П. Генералова, Л.К. Хитрово «К родословной главного героя романа «Отцы и дети» (Кто дал фамилию Евгению Базарову?) »] О прототипе главного героя романа Тургенев пишет сам в подготовительных материалах: «Нигилист. Самоуверен. Говорит отрывисто и немного - работящ - (Смесь Добролюбова, Павлова и Преображенского).» То есть, чьи черты закладывались в его образ - известно от самого автора, но вот откуда он взял саму фамилию - Базаров?
Тургенев писал роман в 1860-61 годах. Причем, в зимой 1858-59 годов очень часто бывал в Туле, где фамилия Базаровых была очень известна. Мало того, что Иоанн Григорьевич (отец Иоанна Иоанновича) преподавал там в свое время в Духовной семинарии, но и имя его сына, бывшего духовником сестры императора Александра II и ярким представителем православного духовенства зарубежом, регулярно попадало на страницы газет и в «светскую хронику». К тому же Иоанн Иоаннович слыл священником, не чуждым новаций. Чего стоит только попытка перейти в церковной службе на новый стиль календаря, предпринятая им сразу после переезда в Германию! Попытка неудачная, надо сказать. Или инициатива чтобы «места псаломщиков при русских православных церквях за границей стали замещаться лицами, окончившими курс Духовной академии. Новый порядок давал возможность совмещать церковное служение с учебой в заграничных университетах» [«Православная энциклопедия», т. 4]
Возможно, в выборе фамилии для персонажа так или иначе сыграло и то, что звучала она не «по-дворянски», а близко к просторечию, к народу. И к тому же в первых набросках романа его главный герой был из семьи священника (или дьячка).
История имела продолжение. Иоанн Базаров писал: «Как рассказывал мне Свербеев, Тургенев всячески избегал Стутгарт, зная, что королева Ольга Николаевна была недовольна им за то, что он в повести «Отцы и дети» дал герою романа имя Базарова, "как будто он не знает, - прибавляла при этом ее величество, - что это имя носит мой духовник"».
Познакомились Тургенев и Базаров как раз в Штутгарте, когда оба участвовали в крестинах дочери, родившейся в семье Алексея Михайловича Жемчужникова - одного из авторов знаменитого Козьмы Пруткова. Протоиерей Иоанн проводил обряд, а Тургенев был приглашен на него отцом новорожденной. Вот что писал сам И.И. Базаров: «Я в первый раз встретился с нашим знаменитым писателем, и мне показалось, что ему было как-то неловко со мною. Но потом мы разговорились…»[«Воспоминания протоиерея И.И. Базарова»]
И кстати, говоря об отце Иоанне Базарове нельзя не упомянуть о его «Воспоминаниях». Написать их настояла та самая великая княгиня Ольга Николаевна. И.И. Базаров вёл переписку со многими русскими писателями и общественными деятелями: В. А. Жуковским, Н. В. Гоголем, кн. П. П. Вяземским, а также с государственным канцлером А. М. Горчаковым и В. П. Титовым - писателем, бывшим посланником и наставником-наблюдателем наследника Николая Александровича. О знакомстве с такими выдающимися людьми отец Иоанн оставил воспоминания, среди них особенно ценны описание последних дней жизни Жуковского и впечатления от встреч с его женой.
Протоиерей Иоанн Иоаннович Базаров умер в 1895 году в Штутгарте и был похоронен на церковном кладбище в Висбадене, рядом с супругой.
Александр Иванович Базаров
Александр Иванович Базаров
Известный русский химик и директор Никитского ботанического сада Александр Иванович Базаров родился 26 августа 1845 года в Висбадене (Германия). [Далее на основе статьи С.А. Венгерова в «Критико-биографическом словаре русских писателей и ученых»] C 1851 по 1861 жил в Штутгарте, в доме отца, где получил домашнее начальное образование. В 1861 году отец отправил его в Петербург, где мальчик поступил «приходящим учеником» в Духовную семинарию. Но проучившись в ней два года, Александр почувствовал интерес к естественным наукам и делает резкий поворот в образовании. Сдает экзамены в 1-й гимназии и поступает в Петербургский университет. Через несколько месяцев по желанию отца возвращается в Германию, где осенью 1864 года поступает в Тюбингенский университет. Изучает химию, минералогию, ботанику. В то время в Германии для наилучшего изучения предметов было принято проходить учебу в разных университетах, что позволяло изучать отдельные части науки под руководством наиболее авторитетных в этой области специалистов. Поэтому Александр Иванович мог смело заявить, что учился аж в четырех университетах: Петербургском, Тюбингенском, Гейдельбергском и Лейпцигском. Как раз в последнем по предложению руководившего там химической лабораторией Кольбе он занялся разработкой темы синтеза мочевины из углекислоты и аммиака. Работа легла в основу его диссертации 1867 года «О получении мочевины из углекислоты и аммиака». После ее защиты и досдачи ряда экзаменов он получил степень, как это ни забавно звучит для синтеза мочевины, доктора философии (в большинстве немецких университетов того времени естественные науки проходили по факультету философии).
Вот здесь хочется остановиться и сделать благоговейную паузу, потому что эта работа еще совсем молодого Александра Базарова принесет ему долгую и заслуженную славу (но позже, не при жизни автора) и останется в истории химии как «реакция Базарова».
Ничего не понимая в химии и агрохимии сошлюсь на авторитетные мнения из интернета.
«150 лет назад российский химик Александр Базаров защитил диссертацию, которая перевернула весь мир - он описал, как можно получать карбамид в промышленных масштабах.
Для тех, кто не знает, карбамид - это универсальное удобрение, которое сегодня широко применяют аграрии».
«…карбамид во всем мире производился (и производится поныне) по схеме «реакции Базарова» - открытому выдающимся российским химиком Александром Базаровым способом синтеза смеси углекислого газа и аммиака путем нагревания при температуре 130-140°C под высоким давлением».
Д. М.Горловский, Л. Н.Альтшулер. В. И.Кучерявый
«Технология карбамида»:
«В течение столетия после исторического синтеза мочевины из цианата аммония, осуществленного Велером в 1828 г., было открыто свыше пятидесяти способов получения этого вещества… Знаменательным фактом является то, что обладающий бесспорными преимуществами единственный способ, применяющийся в мировой промышленной практике, был открыт видным русским химиком и плодоводом А. И. Базаровым.
Учитывая широкий размах, который приобрело использование реакции Базарова в промышленности, можно считать, что его имя достойно быть в ряду имен других крупных ученых, прославивших русскую науку.
…При жизни Базарова открытый им способ получения карбамида практически не использовался. Первая в мире промышленная установка по производству карбамида из аммиака и диоксида углерода была пущена в 1922 г. в Германии».
Е. Д. Терлецкий
«Философский камень - мочевина»
«В 1840 году Либих разработал теорию минерального питания растений. Особое место в ней было уделено соединениям азота. Спустя много лет другой виднейший агрохимик - Н. Д. Прянишников напишет: "Без азота нет белков, без белков нет протоплазмы, без протоплазмы нет жизни".
Еще в 1773 году французский химик И. Руэль впервые исследовал выделенное из мочи "мыльное вещество". Природу этого вещества, его состав и свойства уточнили два других известных француза - Воклен и Фуркруа. Они же назвали это вещество мочевиной и совершенно справедливо отнесли его к разряду веществ органических.
В то время (первая четверть XIX века) классификация веществ на органические и неорганические имела иную основу, чем сейчас. Считалось, что органические вещества могут возникать только в живых организмах при помощи некоей жизненной силы, физическую природу которой установить нельзя. И если неорганические соединения можно при старании получить в любой лаборатории, то органические - "богом данные": - искусственно создать невозможно.
… Диссертация, в которой А. И. Базаров описал синтез мочевины из аммиака и углекислого газа, была защищена в Лейпцигском университете. Синтез мочевины по Базарову и последовавшие за ним опыты физиологов и медиков положили конец многолетним философским спорам о роли мочевины в живом организме и месте ее образования
Немецкий врач Мейснер высказал в 1868 году мнение, что мочевина образуется в печени. Он много экспериментировал на собаках, но окончательно подтвердить свою догадку так и не сумел. Сделали это Иван Петрович Павлов и работавший вместе с ним польский профессор Марцелл Ненцкий. Они установили, что мочевина образуется в печени из тех самых веществ, из которых А. И. Базаров получил ее в стеклянной запаянной трубке, - из углекислого газа и аммиака.
Два биохимических продукта (один из них - аммиак - явно небезопасный, другой - СО2, вредный при избытке) связываются ферментами в молекулу мочевины и удаляются из организма. Такова ее [печени - А.Б.] главная биологическая функция».
Но Александр Иванович о своем историческом вкладе в химию, агрохимию и биологию так и не узнает.
Пока же в ожерелье университетов добавляется Берлинский, где А.И. Базаров снова занимается химией, и в конце 1869 года возвращается в Петербург. Он знакомится с выдающимся русским химиком А.М. Бутлеровым, работает в его лаборатории, готовится (ирония судьбы - сделав огромное открытие в химии!) к экзамену на звание (всего лишь!) магистра химии. По рекомендации Бутлерова Базарова берут лаборантом (!) в Киевский университет, где он сдает (успешно) экзамен на звание магистра и получает должность приват-доцента. В Киевском университете о нем и по сей день осталась хорошая память как об одном из основателей кафедры неорганической химии.
Полагаю, именно в тот приезд в Петербург произошло еще одно важное событие в жизни Александра Ивановича. Он женился на Клавдии Львовне Хромовой (12.03.1847 - 30.01.1901). Не знаю, когда была свадьба, но 22 апреля 1871 года у четы родился сын Павел (он будет впоследствии жить на Преображенской улице).
В 1873-1874 годах Базаров включает в свою коллекцию еще одно немецкое учебное заведение: он продолжил образование в Высшей технической школе в почти родном Штутгарте. За диссертацию «О фтороборной кислоте» 16 мая 1875 года получил от Харьковского университета степень доктора химии.
И далее продолжается его логичная «химическая» карьера, в которой есть хорошего уровня работы, есть попытки осознания строения химических элементов и какие-то подходы к тому, что Менделеев потом оформит в свою периодическую таблицу элементов, и, конечно, преподавание.
Однако в 1881 году служебная деятельность Александра Ивановича делает резкий поворот: он становится директором Никитского ботанического сада и по совместительству директором Никитского училища садоводства и виноделия. Признаюсь, я так и не нашел следов того, что стало побудительной причиной для столь резкой смены рода занятий. Возможно, уже давала знать болезнь сердца и Александр Иванович счел за благо переменить род деятельности. Возможно, сама должность была более престижной, заметной. Возможно, для сада требовалось подобрать директора, имеющего более научный подход к садоводству.
До Базарова директором в 1879-80 годах был Николай Яковлевич Данилевский - русский социолог, культуролог, публицист и естествоиспытатель; геополитик, один из основателей цивилизационного подхода к истории, идеолог панславизма. Человек, несомненно, яркий, самобытный, очень любил и хорошо знал садоводство, но был, помимо прочего, «антидарвинистом», что не могло не повлечь критику ученых собратьев.
Новый директор сразу взялся за решение накопившихся проблем. Будучи человеком глубоко верующим он не мог пройти мимо того факта, что в саду до сих пор не было ни церкви, ни больницы. Ученые-садоводы, рабочие и студенты училища садоводства и виноградарства за медицинской и духовной помощью вынуждены были ездить в Ялту.
При разработке проекта Базаров просил учесть следующее: «Церковь должна свободно вмещать до 200 человек. Желательно было бы устроить алтарь таким образом, чтобы можно было отделить его от церкви и превратить последнюю временно в зал для торжественных собраний... Больница должна представлять просторное помещение для 6 больных. Одну или две койки поместить в отдельной комнате на случай опасных или заразных болезней... Для квартиры преподавателя (имеется в виду священник - преподаватель Закона Божьего в училище) достаточно 3-х просторных комнат, передней и кухни...».
Закладка храма состоялась в 1884 году, но из-за «нестабильного» финансирования продолжалась 3 года, и только 5 января 1887 года храм во имя Преображения Господня был освящен настоятелем Ливадийской церкви архимандритом Епифанием.
Храм во имя Преображения Господня в Никитском Ботаническом саду
Разумеется, не только строительством занимался новый директор. Происходит постепенная переориентация в его научной деятельности. И хотя еще некоторое время из-под его пера выходят работы по «химической» тематике, но от года к году все больше статей он публикует о культуре виноградарства, о виноделии и садоводстве. Также при его руководстве значительно пополнились коллекции роз (до 220 наименований) и парковых древесных растений Никитского ботанического сада.
Научная деятельность Александра Ивановича не осталась незамеченной.
После шести лет работы директором в Никитском ботаническом саду Базаров был переведен в Санкт-Петербург, где с 1887 г. и до конца жизни (1907) занимал пост члена Ученого комитета Министерства Государственных Имуществ, позже переименованного в Главное управление землеустройства и земледелия. В 1889 году получает высокий, «генеральский», чин действительного статского советника. В 1892 г. он вступает в ряды недавно образованного Общества Плодоводства. С мая 1895 г. Базарова приглашают на должность редактора журнала «Плодоводство». Эту ответственную должность Александр Иванович занимал вплоть до своей кончины 30 января 1907 г. Под его редакцией вышло 12 томов (годовых комплектов) этого журнала, призванного, по оценкам современников, «оказать посильное содействие благосостоянию тружеников на сельскохозяйственном поприще путем интенсификации хозяйства».
К этому же времени относятся его работы в области обработки эфирномасличных растений. В соавторстве с Монтеверде Н.А. он пишет книгу «Душистые растения и эфирные масла», которая на долгие годы стала основой для работы ученых в эфирномасличной области.
Интересно, что проведя немало лет в Крыму, для отдыха Александр Иванович предпочитал Сочи и выстроил в Хосте дачу, здание которой существует и поныне.
Умер Александр Иванович Базаров 30 января 1907 года и похоронен рядом с женой на Свято-Троицком кладбище в Ораниенбауме (ныне г. Ломоносов).
Продолжение (часть 2):
https://agbutin.livejournal.com/5624.html