Продолжение. Часть 1 -
здесь Восставшие солдаты стремятся на Выборгскую сторону
Количественно революционные войска значительно увеличились и качество управления ими снизилось. Это уже были не в порядке выстроенные войска, а солдатское море, заполнившее Кирочную и растекавшееся по примыкавшим улицам и переулкам.
В этот момент в солдатские массы стали вливаться рабочие и революционно настроенные граждане. Рабочий Патронного завода Иван Ляпин жил по Знаменской улице (ныне улица Восстания) недалеко от Кирочной. Утром понедельника он заметил солдат и присоединился к состоявшемуся летучему митингу. Среди митингующих уже были рабочие, которые призывали солдат к большей организованности и предложили идти на Выборгскую сторону. К этому же времени и в солдатских воспоминаниях упоминается о присоединении к солдатам рабочих.
Развитие событий 2 февраля (12 марта) 1917 - восставшие солдаты идут на Выборгскую сторону и к Таврическому дворцу
У Знаменской улицы отряд разделился: часть пошла «снимать» 1, 2, 3 роты «волынцев», остальные двинулись дальше по Кирочной к Литейному проспекту.
Три роты «волынцев» и пулеметная команда сразу же присоединились к восставшим, как только увидели их. Во главе с музыкальной командой, революционные войска прошли по Басковому переулку к Басковой улице (ныне улица Короленко). Проходя по Басковой улице, восставшие попытались привлечь учебную команду запасного батальона лейб-гвардии Литовского полка. Однако офицеры были готовы к такому развитию событий и заперли команду в казарме, при этом часть солдат поддержала офицеров. Чтобы не сдерживать темпа восстания, «волынцы» оставили у ворот казармы отряд в 20 человек, а сами пошли дальше. Но пройти они не смогли - с верхнего этажа казармы «литовцев» их обстрелял пулемёт. Ответным ружейным огнём «волынцев» он был подавлен. Это послужило толчком к присоединению тех «учеников»-«литовцев», которые сдерживались офицерами. Солдаты выбивали окна, выбрасывали ящики с патронами и сами выпрыгивали, присоединяясь к восставшим войскам.
Колонна «волынцев», пройдя по Басковой улице до Преображенской площади, соединилась на Кирочной с основной частью революционных войск.
Всё это время на Кирочной улице продолжалась борьба - проходя мимо казарм жандармского дивизиона, солдаты уже совместно с рабочими решили «снять» жандармов. Ворвавшись в казарму, обнаружили не более 50 человек (остальные были на постах в городе) и эти остатки жандармов были выкинуты из казармы. Недалёко, на другой стороне Кирочной улицы, в доме №8 находилась школа прапорщиков инженерных войск. Именно в этом здании революционные солдаты застали штабс-капитана Станкевича, который, по мнению Милюкова, наблюдал революцию «снизу». Именно в этом месте и в это время Станкевич попытался сагитировать солдат идти в Таврический дворец на поклон к Государственной думе. Солдаты, выслушав офицера, пошли на Литейный проспект к Литейному мосту, чтобы перейти на Выборгскую сторону к рабочим.
Часть рабочих Орудийного завода в этот день находилась в цехах под охраной вооруженного караула. Подошедшая революционная колонна солдат и рабочих осадила завод и стала требовать присоединения работавших на заводе к ним. Рабочие завода поддержали восставших и совместными усилиями были сломаны ворота, разоружен караул. Рабочие Орудийного завода захватили Артиллерийское управление, Орудийный и Патронный заводы. В ходе присоединения Орудийного завода был убит начальник складов Главного арсенала генерал-майор Матусов.
После Орудийного завода авангард революционной колонны подошёл к Литейному мосту, сама же колонна тянулась вплоть до Кирочной улицы. С Выборгской стороны стоял заслон из полуроты Московского полка. Восставшие солдаты с криками и выстрелами в воздух вступили на мост, не разобравшись в ситуации, думая, что их обстреливают, «московцы» открыли огонь по колонне. Среди революционных солдат появились убитые и раненые. По «московцам» открыли ответный огонь, но, одновременно, в революционной колонне появилось замешательство - многие стали отходить назад. Благодаря усилиям Кирпичникова, Маркова, Орлова и Конокова порядок в рядах был восстановлен, а Кирпичников, дойдя до «московцев» убедился, что «московцы» не намерены вступать в бой с восставшими и колонна, перейдя Литейный мост, вступила на Выборгскую сторону.
На Литейном проспекте и прилегающих улицах солдаты и рабочие вели революционную борьбу с самодержавием. Ещё до того как авангард колонны пересёк Литейный мост было подожжено здание Окружного суда. На Шпалерную улицу отправился отряд и разгромил, находящуюся там тюрьму - Дом предварительного заключения. У Орудийного завода началось сооружение баррикады с одновременной установкой артиллерийских орудий. Проезжавшие мимо автомобили захватывались революционным войском, на некоторые сразу устанавливали пулеметы. По «хронометру» Кирпичникова было около 14 часов, когда восставшие отряды соединились в районе Преображенской площади. Таким образом, если верить Кирпичникову отряд подошёл к Литейному не ранее 14 часов.
Исходя из свидетельств других участников восстания 27 февраля, вероятное время перехода восставшими войсками Литейного моста можно считать - около 13 часов. То есть, к часу дня восставшие волынцы прошли по «казарменному кварталу»* (* - «казарменным кварталом» называлась часть Петрограда, расположенная между улицами Литейный проспект - улица Бассейная - Суворовский проспект, где находилось множество казарм), присоединив к восстанию находящиеся там воинские части. Из наиболее решительных и революционно настроенных солдат, присоединившихся рабочих, а также из самих «волынцев» образовался авангард, который перейдя Литейный мост, вступил на Выборгскую сторону, где с самого утра уже распоряжались рабочие...»
Продолжение:
здесь