Отвечая на упрёки в неконкретности моих
предложений о возможной экономической стратегии Россiи в
Саду Нургла, разберу одно из потенциально перспективных направлений чуть подробнее, для примера. Сразу прошу учесть, что сколь-нибудь детальная проработка такого рода проектов должна осуществляться экспертными группами и за деньги, а не блогером-энтузиастом в свободный субботний час, посему требовать слишком много не стоит.
Как обычно, для начала небольшой возврат к теории. Напоминаю, что указанная стратегия должна основываться на двух принципах (в порядке убывания значимости):
- Монетизация роли мирового изгоя.
- Повышение внутренней эффективности.
Из этих принципов имеются следствия:
- Основа экономики - внешний спрос на мировом рынке.
- Преимущественное внимание - развитию отраслей, перспективных в рамках существующей модели.
- Постоянное снижение административных издержек.
- Использование естественных географических преимуществ в развитии транспорта.
Как легко заметить, идеальным случаем является отрасль, которая а) востребована в рамках наблюдаемых/прогнозируемых тенденций б) пока находится в начальной стадии развития, при этом в) развитие сдерживается преимущественно несовершенством мировой правовой базы и г) даёт дополнительные плюсы именно в наших условиях. Идеалов на свете мало, но в данном конкретном случае их есть у меня, и один из прямо-таки напрашивающихся - индивидуальный/общественный воздушный транспорт, т.е. доставка людей/грузов аэромобилями/дронами.
Востребованность, надеюсь, пояснять не надо, что касается несовершенства правовой базы как главного тормоза - в мире насчитывается как минимум десяток компаний, разработавших вполне себе функционирующие, экономически выгодные и готовые к запуску в серию прототипы (в т.ч. и даже в РФ, кстати, например Hoversurf уже продаёт аэроциклы дубайской полиции). Загвоздка всегда и неизменно в одном - экономическая выгода от использования аэромобилей существует абстрактно, что тот сферический конь в вакууме, на практике же использовать их, в силу законодательных ограничений, либо нельзя вообще, либо можно, но в правовом режиме вертолёта, что мгновенно обнуляет всякий экономический (да и просто бытовой) смысл. Аналогична (пусть и с некоторой спецификой) ситуация с дрон-доставкой грузов.
При всём этом необходимо учитывать, что именно в Россiи (а равно Канаде, и ещё некоторых странах), с нашими физико-географическими особенностями, массовый переход к воздушной логистике (особенно в части "последней мили") будет иметь наибольший экономический эффект, тем самым повышая эффективность экономики за среднемировой уровень. Более того, это ещё и позволит
оптимизировать схему расселения, в настоящий момент жёстко ограниченную необходимостью развивать крайне дорогостоящую дорожную сеть на огромной территории.
Вышеописанная ситуация весьма печальна с общечеловеческой точки зрения, но, при этом, даёт Россiи уникальный шанс вырваться вперёд на одном из наиболее перспективных направлений, при этом государственные инвестиции требуются весьма умеренные (в разы меньше, чем потрачено на Олимпиаду), основные необходимые ресурсы - политическая воля и организационные способности. Если формулировать задачу вкратце, то необходимо повторить (на локально-отраслевом уровне) сценарий, выведший четверть тысячелетия назад Британию в мировые промышленные лидеры, а именно воспользоваться длинной волной спроса для разгона столь же длинной волны НТП. Принципиальная схема работы довольно проста:
- Слаборазвитая отрасль пытается удовлетворить имеющийся спрос, при этом возможности удовлетворить его иными путями (например импортом товаров/рабочей силы) ограниченны законодательно.
- Имеющийся спрос позволяет оплатить первые технологические усовершенствования, в результате чего цены на продукцию снижаются, она становится более доступной, что повышает совокупный спрос.
- Рост спроса позволяет оплатить новые усовершенствования, цена единицы продукции падает ещё больше, совокупный спрос растёт.
- Цикл повторяется.
ПРИМЕЧАНИЕ: Понятно, что на практике всё куда сложнее, необходимо редкое сочетание множества факторов, иначе мы бы переживали промышленные революции каждые лет двадцать, да и совершенствование технологических процессов рано или поздно упирается в предел (как в нынешней текстильной промышленности, например). Тем не менее, в общем и целом схема работает. Поначалу идея везти из Индии в Англию хлопок-сырец вызывает смешки и кручение пальцем у виска, потому как изготовление хлопковой ткани в 6 раз более трудоёмко, чем шерстяной, а зарплата английского ткача в 3 раза выше, чем индийского. Шестью три, как известно, восемнадцать. Добавить сюда транспортные издержки (на порядок более высокие для хлопка, чем для готовой ткани), и получается полнейшая нелепица - тут импорт готовой-то ткани из Индии особых барышей не приносит. Глупости и фантазии, да, вот только через пятьдесят лет сделанные в Англии (из индийского хлопка) и привезённые в Индию ткани обрекают местных ткачей на голодную смерть, и то, что зарплата английского ткача уже не в 3, а в 10 раз выше, чем индийского, делу никак не мешает.
Возвращаясь к основной теме поста - разумеется, на данный момент отрасль, даже предоставь ей полную свободу, не способна обеспечить картинку со снующими между небоскрёбами Москва-Сити сотнями аэромобилей и тысячами дронов. Существует множество "детских болезней", которые ещё предстоит разрешить. Только вот на их разрешение требуются средства, которые может обеспечить только платёжеспособный спрос, какового практически нет, потому что в рамках существующей правовой базы использование дрона/аэромобиля это дорогое и сложное хобби, не более того (о правовой специфике использования дронов в РФ можно почитать у ув.
9oodw1n, например). Получается замкнутый круг, выход из которого, несомненно будет найден. Проблема лишь в том, что если он будет найден не проектным способом, а естественным "медленным накоплением", то произойдёт это не в РФ, а в куда более ресурсно обеспеченных местах, типа Швейцарии или США.* Нам же придётся ограничиться импортом готовых изделий в Москву и ещё пару-тройку городов, где у кого-то хватит на это всё денег. О проектном же решении речь пойдёт во
второй части.
*Где, кстати, при всей медлительности тамошней бюрократии, уже ведётся тестирование тех же систем дрон-доставок, и даже выданы первые коммерческие лицензии.