О перспективах Москвы

Jan 11, 2020 22:11

Продолжаю цикл статей о перспективах (сугубо теоретических) Прекрасной Россiи Будущего (Которой Не Будет), далее ПРБ(КНБ). В прошлый раз рассматривал IT-индустрию, ну а сегодня хотелось бы поговорить о Москве, точнее о том, какие трудности бы у неё возникли при переходе ПРБ(КНБ) к разумной налогово-бюджетной политике, не высасывающей из регионов все соки.

Для начала, сразу уточню два момента:

1) Москва мне нравится, и "вредоносной опухолью, которую нужно выжечь калёным железом" я её не считаю. Будущее мира (экономическое и техническое, по крайней мере) куётся в _мировых_городах_™, и в ПРБ(КНБ) такой город был бы всего один (ну, ладно, питерцы, не обижайтесь - полтора). _Мировой_город_™ - огромная ценность, и каждый такой, если уж он вдруг есть, нужно холить, лелеять и развивать. Причин этому множество, например - некоторые виды экономической деятельности в принципе возможны только в высоконасыщенной капиталом (не только финансовым) среде, другие же требуют такой среды для функционирования своих важнейших структур, иначе эти структуры попросту переедут.

2) Понятно, что дегенераты вроде Путиных, Шойгу, Сечиных, Миллеров и прочих Грефов могут довести до катастрофы абсолютно любую ситуацию, потому в своих статьях о ПРБ(КНБ) я исхожу из предпосылки нахождения у власти более-менее адекватных людей. Не святых и не гениев, разумеется. Но людей, озабоченных не только тем, как бы навечно врасти задницами в кресла, набить карманы и остаться своими в мишпухе.


Итак, ПРБ(КНБ) изменяет налогово-бюджетную политику на отвечающую цели сохранения страны, и доходы как бюджета Москвы, так и федерального бюджета резко падают. Чего не произойдёт? Не произойдёт оттока бизнеса из столицы в регионы. Концентрация деловой активности - вещь совершенно объективная и неизбежная, безумие текущей экономической политики лишь подстёгивает её сверх всякой меры.

Тем не менее, негативные последствия, разумеется, будут. Первое из них - падение объема ресурсов, которые направляются на поддержание (и развитие) городской инфраструктуры. При этом необходимо учитывать два момента:
  • Содержать всё, что в Москве и окрестностях понастроили, весьма недёшево.
  • Вследствие миграционной политики РФ в регионе находятся миллионы людей с весьма низкими навыками* нормальной жизни в мегаполисе, и компенсация этих низких навыков стоит дополнительных и немалых расходов.
Учитывая допущение №2 предположим, что власти Москвы** смогут удержать ситуацию под контролем. Для этого придётся меньше воровать и почти полностью отказаться от сжигания денег просто так. Тем не менее, даже при выполнении этих условий, представляется весьма вероятным, что поддерживать текущий уровень благоустройства/развития на всей территории не получится, поэтому для его поддержания в деловых, туристических и элитных районах придётся несколько ухудшить условия в "спальниках", "промках" и т.д. Решение не слишком красивое, но неизбежное и, по большому счёту, правильное.

Идём дальше. Второй волной кризиса (с некоторым временным лагом) станет резкое проседание некоторых отраслей экономики, прежде всего сферы услуг, ритейла и строительства. Немалая доля спроса (и, пусть и меньшая, предложения) в них обеспечивается за счёт средств (как расходуемых, так и разворовываемых) федерального и московского бюджетов. Это проседание повлечёт за собой три основных последствия:
  • Дальнейшее снижение доходов московского бюджета.
  • Резкий рост социальной напряжённости и преступности.
  • Как результат первых двух - дальнейшее расслоение городских районов на успешные и депрессивные.
Третья волна станет логичным продолжением второй, когда падение спроса в завязанных на бюджетные деньги отраслях ударит по прочему бизнесу. Понятно, что тут существуют цепочки положительных обратных связей, поэтому к тому моменту, когда ситуация выйдет на новую точку равновесия, миллионы людей окажутся на куда более низком уровне потребления и качества жизни, нежели привычный. Социально-политические последствия, в общем, понятны, поэтому не следует слишком удивляться, если федеральные власти ПРБ(КНБ) переедут, от греха подальше, хоть во Владимир, хоть в Севастополь, хоть во Владивосток. Что, конечно же, нанесёт дополнительный удар по московской экономике.

Необходимо отметить, что и после всего вышеописанного Москва, при любом неапокалиптическом сценарии, останется экономическим центром ПРБ(КНБ), с высокой деловой активностью, сверкающими торгово-развлекательными центрами, обширными элитными районами, etc. Но всё это будет соседствовать с намного большими бедными районами, а также немаленькими трущобами, этническими гетто и местами, где полиция появляется разве что на паре броневиков. В общем-то, таких городов в мире много, взять хоть Сан-Паулу или Йоханнесбург.

Любопытный факт - при сохранении текущей путинской политики выжимания регионов досуха перспективы Москвы (на среднесрочном горизонте) выглядят заметно лучше, ибо на фоне умирающей страны столица останется магнитом для денег и активных людей, а РФ большая, и умирать может довольно долго.

Из практических выводов хотелось бы отметить, что покупка квартиры в очагово-элитной застройке посреди так-себе-района (или даже просто неэлитного) представляет собой довольно рискованную инвестицию.

*Я политкорректно выражаюсь
**Напоминаю, что в рамках данной теоретической модели собянинцы уже строили бы метро в Когалыме. Вручную, разумеется.

размышления, Нерезиновая

Previous post Next post
Up