Про позднец Советского союза

Nov 23, 2011 22:57


Звиняйте, хлопцi, что я так нечасто обновляюсь - околодиссертационная битва ещё не окончена, предстоят арьергардные бои со стенограммами, справками и пр. (собственно, уже идут, и пока я тесним противником). Плюс осваиваюсь на новой работе. Так что всё будет весьма и весьма иррегулярно. Но будет. И кое-что - вот прямо сейчас. В комментах к посту о хрущёвском строительстве allemand1990 поинтересовался насчёт обеспеченности водопроводами с канализацией в 60-е - с намерениями явно небезобидными поинтересовался, ибо разве будет настоящий советский человек интересоваться такими низменными вещами, когда американские империалисты, западногерманские реваншисты, китайские гегемонисты и протчая точат ножи и жмут по всем азимутам в мировом масштабе? Как бы то ни было, запрошенной цифры у меня под рукой не оказалось, но я вывернулся и привёл цифру из середины 80-х. А потом усумнился - правильно ли запомнил, не подвела ли память? Сегодня решил проверить книгу, из которой цифру выудил - и как-то вот попутно наудилось ещё всякого, причём не только циферок, но и таблиц. Пока у меня ещё есть гражданское мужество и силы, оформлю постом - а то опять на завтра отложу, а завтра будет ни до чего.

Книга называется «Отечественная история новейшего времени, 1985-2008. Учебник», наше, РГГУшное издание (М., 2007). Так как я фоткал на своей верный мобильник (а потом ещё в IrfanView похимичил), качество не высшего класса, но всё видно, так что ничего страшного. Дабы завлечь читателей, размещаю таблицы после текста.
Важнейшим фактором существования советской экономики на протяжении всего послевоенного периода был военно-промышленный комплекс (ВПК). Он включал в себя десятки тысяч заводов, конструкторских бюро, научно-исследовательских институтов и т.д. Его наличие было обусловлено советской политической системой, сориентированной на военное противостояние с Западом. Начиная с 1970-х годов советская экономика в основном работала на ВПК и была чрезвычайно милитаризована. В общем объеме продукции машиностроения производство военной техники составляло более 60%, а доля военных расходов в валовом национальном продукте - около 23%. По данным зарубежных источников, в начале 1980-х годов заводы СССР выпускали танков в 4,5 раза больше, чем США, БТР - в 5 раз, артиллерийских орудий - а 9 раз, атомных подводных лодок - в 3 раза. При этом в оборонной промышленности США работало 2,2 млн. человек, в советской - 5-8 млн. Такой «перекос» привел к колоссальным диспропорциям в экономике. По мнению некоторых исследователей, несмотря на безусловные «прорывы» в ряде отраслей народного хозяйства - космосе, некоторых видах вооружения, - в целом в стране сохранялся «индустриальный» подход к развитию промышленности, не учитывавший фактор времени. Это привело к тому, что ко второй половине 1980-х годов СССР лидировал в мире по производству низкокачественной техники.

Темпы роста эффективности труда к началу 1980-х годов падали даже по официальным данным. Так, в 1971-1975 гг. в среднем за год он составлял 4,4%, а в 1976-1979 - 3,8%. Началось абсолютное падение производства. Практика построения социализма вступила в явное противоречие с известным высказыванием Ленина о том, что «производительность труда есть самое главное, самое решающее условие для победы нового общественного строя». На деле оказалось, что и для поражения тоже.
В то же время потребительский отрос оставался неудовлетворенным. В 1980 г., по подсчетам ленинградского математика Е.Л. Крола, неудовлетворенный спрос составил 75% прироста сбережений населения. В СССР было в 10 раз меньше телефонов, чем в США, компьютеров - в 100 раз, в 5% городов и 15% посёлков не было водопровода, в 30% городов и 60% поселков - канализации.
Советская экономика становилась все менее эффективной. Капиталовложения в сельское хозяйство за 1976-1985 гг. составили 150 млрд. долл., а зерно закупали в Канаде. О качестве продукции советского машиностроения говорит то, что, производя зерноуборочных комбайнов в среднем в 12 раз больше, чем CША, СССР собирал зерновых на несколько порядков меньше.
Сверхцентрализация управления экономикой СССР и отсутствие рыночных цен приводили к парадоксальным ситуациям: возникновению хозяйственных комплексов с интересами, противоречащими не только интересам других комплексов, но и страны в целом. Например, гидростроители «пробивали» через Госплан строительство ГЭС в удобных створах рек, не заботясь о возведении дамб для защиты от затопления сельскохозяйственных угодий и не думая о том, что рядом не было энергопотребителей.
Особую роль в экономике СССР играла так называемая тенеевая экономика. К середине 1980-х годов 1/3 спроса на услуги погашалась частными лицами. Фактически бесплатность образования, здравоохранения и жилья лишь декларировалась. Капиталы теневой экономики (80 млрд рублей) были сравнимы с финансированием отдельных отраслей бюджета. Особенно криминализированными оказались торговля и сфера обслуживания. К концу 1970-х годов рост реальных доходов населения прекратился.

...нарастающее отставание от западных стран, особенно очевидное в условиях активных внешних контактов, формировало недовольство властью среди достаточно большого слоя элиты, технической интеллигенции, представителей военно-промышленного комплекса,
Неудовлетворенность усиливалась в связи с замедлением в 1970-е годы обновления кадров в рамках номенклатуры. До 1953 г. темпы вертикальной мобильности достигали 8 лет. В 1954-1961 гг. - 9 лет. В 1962-1968 гг. - 11 лет. В 1969-1973 гг. - 14 лет. В 1974-1984 гг. - 18 лет.

Симптомы надвигающегося кризиса были очевидными уже в первой половине 1980-х годов. Когда в 1985 г. M.С. Горбачев пришел к власти, экономическое положение СССР лишь на первый взгляд было стабильным. На деле возможности не только развития. но и сохранения сложившегося уровня производства и потребления полностью зависели от факторов, находившихся вне контроля Горбачева. К таким факторам относились: мировая конъюнктура на нефтегазовых рынках, открытие новых месторождений с крайне высокими параметрами нефте- и газоотдачи, возможности беспрепятственного привлечения долгосрочных кредитов на мировых финансовых рынках по низким процентным ставкам и др. Однако начавшееся падение цен на нефть на мировом рынке и сокращение абсолютного уровня экспортных поступлений (1983 г. - 91,4 млрд. долл., 1985 г. - 86,7 млрд. долл.) свидетельствовали о том, что чуда не произойдет.

«Слабым звеном социализма» в начале 1980-х годов стала Польша. СССР поддерживал Польшу суммами в 3-4 млрд долл. в год. К середине 1980-х годов из-за собственных экономических трудностей эта помощь сократилась до 1-2 млрд долл. На протяжении 1970-х годов польское правительство делало огромные внешние займы, что подорвало экономику. Очередное повышение цен на продовольствие вызвало толпу забастовок, достигшую своего апогея летом 1980 г. в г. Гданьске.

Противостояние приобрело новые черты. К этому времени в США насчитывалось около 150 учреждений по «советологии», в ФРГ - около 90. Только в англоязычных странах выходило около 400 периодических изданий по проблематике, связанной с анализом положения дел в СССР и социалистических странах. К числу наиболее крупных относились журналы «Проблемы коммунизма» (орган Информационного агентства США), «Русское обозрение» (орган Гуверовского института) и др.

В начале 1980-х годов уровень коррупции в сфере распределения и торговли достиг 60-70%, т.е. из 10 человек 6-7 были так или иначе втянуты в теневые операции.

К 1980 г. потребление алкоголя на душу населения в СССР увеличилось по сравнению с 1950 г. в 10,4 раза и составило 11,3 литра чистого спирта. Вместе с тем к началу 1980-х годов доходы бюджета по этой статье сократились из-за роста самогоноварения и криминализации «питьевого рынка». Тем не менее в 1985 г. производство спиртных напитков составляло по плану 24% товарооборота, и резкое сокращение производства грозило разбалансировкой бюджета.

Производство спиртного по планам должно было сократиться к 1990 г. в два раза. В духе советской практики перевыполнения планов эту задачу постарались решить к 1987 г. - к 70-летию Октября. В винодельческих совхозах Крыма, Молдавии, Краснодарского края в русле сокращения производства проводилась вырубка виноградной лозы ценнейших пород.
Борьба с алкоголизмом нанесла ощутимый удар по экономике... Дело в том, что сокращение производства водки привело к снижению доходной части бюджета на.25 млрд. рублей. За три года (1985-1987 гг.) государство недобрало по этой статье 37 млрд. рублей (в литературе есть и другие оценки бюджетных потерь: называются цифры в 67 и 200 млрд. рублей).

Специальный закон, регулярующий сферу индивидуальной трудовой деятельности, был принят 10 ноября 1986 г. (Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности)... В соответствии с этим законом в стране легализовалась частная деятельность в 30 видах производства товаров и услуг. Желающие организовать свое дело должны были зарегистрироваться, а их доходы облагались налогом, который составлял до 60% и был снижен только в мае 1988 г. Частная инициатива сталкивалась с бюрократическими препонами, производственными трудностями, вызванными дефицитом материальных ресурсов, идеологическими установками населения, враждебно относившегося к «частникам».

В обществе усиливалось недовольство социально-экономическими прео6разованиями. Проблему дефицита продовольственных товаров правительство решало путем повсеместного ввода талонов на основные виды продовольствия, ограничивался отпуск продуктов в одни руки при покупке их в магазинах. И это несмотря на то, что в аграрном секторе трудились 12,6 млн. колхозников, 1,2 млн. работников совхозов. Результаты социологических опросов показывали, что российская семья с каждым годом перестройки оценивала свою удовлетворенность в основных npoдуктax питания всe ниже. Если в 1986 г. эта оценка определялась тремя баллами из пяти возможных, то в 1987 г. она снизилась до 2,8 баллов, в 1989 г. - до 2,6, а в 1991 г. составила 2,5 балла.
Чтобы компенсировать финансовые потери населения, государство и отдельные предприятия в 1988 г. пошли на повышение заработной платы. При отсутствии роста производства и увеличении спроса на товары и услуги это породило мощную инфляцию.

...в конце 1990-1991 гг. социально-экономическое положение в стране крайне обострилось. В кризисном состоянии находилась финансово-кредитная система. Был дезорганизован потребительский рынок.
Нехватка продовольствия стала приметой времени. Продолжался экономический спад производства. Его динамика, выраженная в таком показателе, как валовой общественный продукт (в % к предыдущему году), выглядела следующим образом: в 1986 г. - 3,3; в 1987 г. - 2,6; в 1988 г. - 3,5; в 1989 г. - 1,8; в 1990 г. - минус 2.
В течение 1990-1991 гг. производство продуктов питания сократилось на 8,3%. Производство колбасных изделий уменьшилось на 42%; рыбная продукция в 1991 г. составлял 88% по отношению к уровню 1990 г.

Поддержка оказывалась тем режимам, которые руководство СССР расценивало как режимы социалистической ориентации, и выражалась в массированной экономической, военной и политической помощи. Уже в конце 1970 - начале 1980-х годов эта помощь для СССР стала непосильной.
Афганистану была оказана помощь в размере 69 млрд. долл., Вьетнаму - 1,6 млрд., Никарагуа (до смены режима) - 500 млн. ежегодно, Анголе - 1 млрд. долларов. В 1989 г. СССР оказал помощь Камбодже на сумму в 500 млн. долл. Политическая составляющая в советской внешней политике заключалась и в том, что СССР в сделках по поставке вооружений и военной техники действовал по формуле «оружие бесплатно, в кредит или по льготным ценам в обмен на политическую лояльность». Так создавалась советская система политического влияния мирового масштаба.

Осуществлявшаяся форсированными темпами индустриализация Прибалтики 1950-1980-х годов привела не только к громадным хозяйственным диспропорциям - объем продукции промышленности вырос за период 1938-1987 гг. в 57 раз, а сельского хозяйства - лишь в 1,4 раза, но и сопровождалась миграцией рабочей силы из других районов страны. В результате 2/3 рабочего класса Прибалтики составляли люди некоренной национальности.
В 1970-1980-е годы жители прибалтийскиx республик стали одними из самых европеизированных в СССР народов.

Товарищам, если сумеют до того места дочитать (как показывает практика, для них это задача зачастую непосильная) рекомендуется обратить внимание на количество советологических учреждений за границей. И после этого поспокойнее относиться к радужным западным оценкам советской экономики.

А вот и обещанные таблички:






















З.Ы. Ещё таблички по советскому периоду.

Совдепия, История

Previous post Next post
Up