Жан-Мишель Жарр в Кремле, 17.11.2008

Nov 18, 2008 02:42


Итак, сабж. Уверен, многие из вас, уважаемые френды и читатели, видели по Москве плакаты с разодранным земным шаром, из которого выглядывает черепушка. Так вот это обложка самого знаменитого, легендарного и т.д. альбома г-на Жарра «Oxygene» (что переводится с ихнего как «Кислород»). Альбом вышел аж в 1977 году и, собственно, сделал сына известного французского кинокомпозитора тем, кем Жан-Мишель сейчас и является. В Москву корифей масштабных электронных полотнищ уже приезжал в 1997-м, давал концерт на Воробьёвых горах и с ним в очередной раз попал в «Книгу рекордов Гиннесса», ибо на том концерте присутствовало 3,5 миллиона человек.

Ну а вот в ноябре с.г. Жан-Мишель посетил Москву в очередной раз, но выступать решил не на открытом воздухе (что правильно - погодка откровенно не благоприятствовала), а в зале. Недавно «Oxygene» был переиздан в ремастированном и даже частями перезаписанном виде, и вот исполнитель колесит по Европе, играя его целиком. Концерты запланированы на 17 и 21 числа, на первом из них я и побывал в сопровождении очаровательной ezhishka (или это я её сопровождал? Ну не суть).

Надо сказать, что в ГЦКЗ ещё бывать не доводилось, так что размеры и пафос здания весьма впечатлили. И показалась забавной метаморфоза зала: когда-то в седые древние времена в нём проходили съезды и конференции единственной в те седые и древние времена партии существовавшей в те седые и древние времена страны, а теперь в том же зале (хотя и сильно поменявшем облик) выступают всякие известные музыканты, в основном относящиеся к «попсе» (или попсе). Вообще, люблю такие места - обширные и пафосные. Захотелось погулять, исследовать пространство, но времени уже не оставалось.

Начало концерта обещалось на 19.00, однако примерно полчаса пришлось дожидаться нашего дорогого и любимого Жана-Мишеля. Всё это время пространство медленно заполнялось, причём партер корифей электронной музыки так и не собрал. И если левая сторона зала в конечном итоге заколосилась головами слушателей довольно богато, то правая - зияла обидными проплешинами пустых кресел. А нечего было такие дорогие билеты делать - слышал, стоимость до 10-12 тыщщ доходила! И это в мировой экономический кризис! Ну совести же нету :о/

Зато активно заполнился амфитеатр (где расположились - пусть и на разных сторонах его - мы с моей спутницей. Или всё-таки она со мной? Ну не суть), из чего нами был сделан логичный, вообще говоря, вывод о том, что самые дешёвые билеты и оказались раскуплены. Однако - даже после того, как все, кто хотел прийти, пришли, в амфитеатре оставались свободные места. Благодаря сему я, к примеру, передвинулся ближе ажник на три ряда со своего законного места (о чём не пожалел, кстати).

Относительно балкона судить не могу, однако боюсь, что зал в целом оказался заполнен вряд ли более чем процентов на 60... Кстати, перед концертом успели разыграть лотерею - те, кто покупал билет в кассах ГЦКЗ, получали ещё программку с анкетой, которую можно было заполнить и сдать ради выигрыша призов. Я в этой гнусной акции, направленной на разжигание низменных страстей публики, участвовать поленился, а вот многие из пришедших не смогли устоять. В результате призов было два: абонемент на концерты, устраиваемые привезшей ЖМЖ фирмой «TCI» в ГЦКЗ и диск «Oxygene» с автографом автора. Первый приз выиграл какой-то Анвар (и почему я не удивлён?), а второй достался человеку с инициалами, но, вроде, титульной национальности. Прошла церемония как-то безыскусно, под ведущиные прибаутки про «всё честно», в общем чорт-те что.

Итак, ждали мы нашего героя примерно полчаса, свет погас к тому времени, и тут прожектор выхватил Жан-Мишеля гдей-то прямо в середине зала. Публика, естественно, разразилась апплодисментами, как тут не поприветствовать дорогого гостя. Поднявшись на сцену, Жарр стал говорить в микрофон по-аглицки (с сильным акцентом, хе-хе), а дефка-переводчица откуда-то из-за кулис синхронно переводила. Оный перевод это, по-хорошему, «вон из профессии», да ещё и высечь для острастки: половину фраз не поняла, многое перевела ровно наоборот по смыслу (ну например: ЖМЖ наш говорит перед самым началом «вот, мол, инструменты наши старенькие, они как старушки, их надо привести в форму перед исполнением» - «переводчица» «переводит»: «инструменты как девушки, их надо перед использованием разогреть». Ну йопта! Слышал бы тебя старик Фрейд!). Льва Термена, о котором с большим чувством говорил Жан-Мишель, обозвала Леоном Тереминым... Ох :о/ В конце концов обошлись бы без такого перевода, в конце концов сейчас знать английский для публики, которая является аудиторией Жарра, вполне обычно и нормально, да и говорил он членораздельно.

Кстати, забавно - ЖМЖ сказал, что «я привык к огромным площадкам, на прошлом концерте в Москве было больше трёх миллионов человек, а здесь зал всего на 5 тысяч мест. так что можно сказать, что вы все у меня дома в гостях» :о) Сколько же потеряли те, кто не пришёл - когда ещё выпадет шанс попасть в гости к ТАКОМУ человеку!

В общем, несмотря на такое жуткое вступление, начался-таки концерт. Звук - что сказать о звуке: хороший, чистый такой, пронзительный звук, все нюансы отлично слышны, тут претензий вообще никаких. ЖМЖ известен своими внушительными лазерными шоу, но перед концертом пообещал: «Сегодня никаких экранов, никаких спецэффектов, только музыка». Публика вокруг приуныла (да и я с ней, чего греха таить), но артист оказался большим шутником. Разве только знаменитых лазеров не было - в остальном же светошоу просто выше всех и всяческих похвал. Аппаратура Жарра и троих его коллег-помощников, видимо, имеет встроенные светодиоды, поэтому практически весь концерт мерцала и переливалась всеми цветами радуги и разными причудливыми соцветиями (хотя перед шоу стояло всё себе на сцене и ничем не выдавало своей необычности). Описать ЭТО словами я не в состоянии, ограничусь штапмом «это надо видеть». С потолка до кучи опустили сначала длинную световую шпалу, красиво переливавшуюся яркими и насыщенными цветами, а затем большущую зеркальную панель, которая, видимо, заменяла экран, можно было насладиться видом сверху на сцену и магические чудо-инструменты музыкантов. Жаль вот я так и не допёр, синтезаторы были ТЕ САМЫЕ или современные аналоги.

Покомпозиционно расписывать не стану, собственно, послушайте (кто не слушал) альбом - в той же последовательности и исполнялось. Я, кстати, хотел освежить перед концертом впечатления от музыки, но так и не добрался. Собственно, «гвозди программы» - это части вторая и особенно четвёртая (ну уж эту-то, думаю, всяк слыхал по радио), на ней и зал прямо-таки взорвался овациями, и сам Жан-Мишель весьма приободрился, стал скакать и прыгать за синтезаторами.

Вообще, удивительное чувство эйфории - видеть, как классическую вещь исполняет автор. Любители рок-музыки могут представить какую-нибудь свою любимую песнь в исполнении авторов и понять, что я ощущал :о)

Далее Жарр под аккомпанемент сотрудников (запамятовал имена, шляпа!) жёг на Терменвоксе, нарезал на «расчёске» что твой среднестатистический джимихендрикс (ох люблю я такие запилы!), а на шестой части «Кислорода» задник сцены окончательно освободился от занавеса и на ём возникла компьютерная проекция обложки альбома/рекламного плаката. Под румбу камера совершила экскурсию внутрь черепушки, войдя в одну глазницу и выйдя из другой. Это было крайне познавательное и завораживающее путешествие.

Под конец прозвучала довольно быстрая вещь с оглушающим техно-ритмом - наверное, что-то со второй части «Кислорода», вышедшей в 1997-м. Я уж думал, и её сыграет отважный артист, но нет - по окончании под значительные апплодисменты публики все четверо исполнителей вышли, покланялись какое-то время и разошлись за кулисы. Ну это старая уловка западных музыкантов - публика должна устроить овацию, требуя тем самым на бис, артисты не могут устоять, возвращаются... Жан-Мишель вернулся один и, расчувствованный приёмом, исполнил меланхоличную композицию с мелодией, которая мне показалась смутно знакомой. Потом опять ушёл. Мы уж его звали, звали назад - он опять не устоял, вышел, пригласил свою троицу и говорит: «Ну ладно, вот сейчас точно последняя песня концерта, вы хлопайте активнее» - и опять прогнал четвёртую часть «Кислорода». Бегал по сцене, призывал активнее ладони отбивать и вообще явно получал удовольствие от реакции народа нашего отзывчивого и гостеприимного. После чего всё-таки все четверо ушли насовсем - ещё раз раскланявшись, приняв от публики букеты и расписавшись где было попрошено.

ЖМЖ, кстати, обещал вернуться - может, грит, в следующем году, может позже, но обязательно! Что сказать: ждём-с! Но билеты ты уж постарайся, батюшка, сделай подешевше - а то опять ползала соберёшь. Хотя, как говорил Гога Аллилуев, «меньше людей - больше знаешь чего? Лебедей!»

В общем, что сказать напоследок - концерт великолепный, у нас такого не делали, не делают и ещё долго не смогут сделать (и не додумаются, и не дотянутся), просто вот именно «западное качество». Эх, как же эти замечательные моменты быстро пролетают...

Культурная программа

Previous post Next post
Up