три поворота винта

Nov 22, 2016 12:35

...из двадцати.
да, примерно столько экранизаций насчитывает повесть Генри Джеймса. не знаю, что в ней такого особенного - есть куда более сильные книги, не удостоившиеся и двух-трех.
хотя доля мистики в викторианских декорациях всегда привлекает, а уж сиротки, в которых вселились потусторонние силы, что может быть интереснее :) и не до конца разгаданная загадка. что было на самом деле, а что привиделось, и что послужило причиной именно такого фатального хода событий. возможно, именно эта недосказанность дает некий простор фантазии и позволяет режиссеру и сценаристу трактовать сюжет именно так, как интересно им самим.
до этого я видела только одну экранизацию, и уже не вспомню, какую именно. собственно, сюжет знают почти все.
вот и аргентинцы внесли свою лепту, выпустив фильм под другим названием, но по мотивам.

Воспитательница
La Tutora
2016, режиссер Иван Ноэль


не слишком юная и красивая, но милая и добрая девушка нанимается гувернанткой в необычную семью. мальчик и девочка, потерявшие родителей, дядя-опекун, всегда отсутствующий, и слегка полоумная старушка на хозяйстве. в отличие от того, что я уже видела раньше, детки довольно зрелые, так сказать, с вторичными половыми признаками. нам очень быстро это демонстрируют. педагогически запущенные брат и сестра бегают по саду голышом, купаются вдвоем в старой ванне прямо во дворе или в каком-то канале неподалеку, спят вповалку в одной постели, играют в  непонятные игры - не то двусмысленные, не то невинные, то есть по недопониманию системы намеков, знаков, образов. сперва кажется, что это чисто райский сад до грехопадения - дети просто не знают жизни и делают все, что хотят, что их забавляет. старушка-экономка терпит мелкие нападки и издевки, жалея сирот.


гувернантка сначала теряется и явно пытается продумать, как объяснить деткам, что все это нехорошо, если им - хорошо.
то, что дети несчастны и недолюблены, следует из их положения, но они нескоро дадут понять, что нуждаются в ласке и внимании. первое впечатление - что они самодостаточны, и рушить их мирок весьма опасно. они могут подраться, но ближе друг друга у них нет никого, и уснут они все равно рядом, закинув ноги друг на друга, чумазые и растрепанные, не сняв майку и шорты.
правда, идиллия оказывается хрупкой. нянька, не успев проработать стратегию, оказывается втянутой в непонятные явления. какой-то человек, наблюдающий за домом издали, с каждым разом оказывается все ближе... он похож на недавно умершего садовника, выясняет Мона. экономка отказывается признавать его присутствие, но приоткрывает тайны прошлого, заодно подпаивая нервную Мону какой-то чудо-травой...


а детки оказываются не столь уж наивными. шутки сменяются угрозами, намеки - открытым давлением, шантажом, дети перестают казаться закрытой экосистемой.
развитие событий несколько отличается от каноничного, но суть та же. все кончается плохо для гувернантки. что происходит, здесь довольно понятно. не очень понятно только - почему. кажется, что это просто мир сошел с ума.
сюжет перенесен в наше время. детки едва разумеют грамоте, но телефон и ноутбук гувернантки явно привлекают их внимание, может быть, просто как красивые штучки с кнопочками и картиночками - но кто знает...

фильм сделан добротно, зрелищно, в меру жутковато. отличные мордашки у сироток. мальчик не просто так Анхель - его ангельски наивный взгляд порой отдает инфернальностью. а в Эмме невинное кокетство явно граничит с осознаннной порочностью. ну а благостная экономка в определенных ситуациях настолько жутко выглядит - как будто восстала из мертвых.
призраков в нем, по моим расчетам, не хватает :) но и от одного вполне оторопь берет.

после просмотра обнаружила, что кроме многочисленных "Поворотов винта" в кино присутствуют еще несколько
экранизаций с другими названиями. заинтересовали две ленты - приквел с Марлоном Брандо, и еще один более старый фильм с диалогами Трумена Капоте.

Ночные пришельцы
The Nightcomers
1972, режиссёр Майкл Уиннер


сюжет основан на все той же повести, но предполагает предысторию всем известных событий.
мужчина, на чьем попечении остались осиротевшие племянники (тут привычные Флора и Майлз), обеспечивает их жизнь в отдаленном поместье, но предпочитает не вмешиваться в нее, переложив ответственность на  наемных работников.
все дела в поместье ведут экономка средних лет, гувернантка помоложе и непонятно кто - то есть Марлон Брандо, которому сказали:  не знаю, чем тебе заняться, ну можешь садом, если хочешь.
Брандо, с хвостиком седых волос и еще гладким лицом, на первый взгляд работает не столько садовником, сколько другом и наперсником деток. он учит их всему, что сочтет нужным, в остальное время спит под кустом, ну а уж если появилась свободная минутка, то может еще и эти самые кусты подстричь.


в итоге детки делают кукол-вуду, стреляют из лука, путаются под ногами у экономки, а в оставшееся время учат буквы. школ тут не предусмотрено вовсе, в отличие от первоисточника.
гувернантка гуляет по садам, служит по ночам садовнику объектом для садо-мазо-экспериментов, утром завешивает синяки на лице вуалью, а в редкие незамутненные часы показывает детишкам глобус.
экономка делает вид, что все идет в штатном режиме, и до поры предпочитает не замечать, что дети с удовольствием наблюдают ночные представления, активно участвуют в личной жизни садовника и учительницы, служа курьерами и купидонами.


и только когда невинная детская игра в сексуальный абьюз со связыванием, избиением и воплями наконец заставляет экономку признать, что что-то идет не так; когда дети один за другим оказываются на волосок от несчастья, -  пожилая дама пытается вмешаться в жизнь маленького сообщества. и ей здорово достается. хорошо еще, она остается жива - потому что началась игра не на жизнь, а на смерть.

если кто-то рискнет посмотреть этот фильм, пусть потом сообщит мне, вот это лицо гувернантки, каким мы его видим в финале - это такое физиологическое явление или черный юмор режиссера?
ну а когда в конце нам показывают, как деловой дядюшка нанимает новую воспитательницу, начинаешь предвкушать, как эти ангелы с шелковыми волосами и радушными улыбками возьмут ее в оборот. и для этого мне послужит самый старый из этих трех фильм.

Невинные
The Innocents
1961, режиссер Джек Клейтон


дада, это очень страшное кино -  ясно уже с первых кадров. сначала под чорный-чорный экран дрожащий детский голосок поет  песню про ивушку. потом под титры женский профиль с заломленными руками трагически шепчет, что надо спасти детей...
начинается все как положено. добродетельная девушка (Дебора Керр), выбранная дядей-опекуном, воодушевленно направляется в поместье, заранее настроившись любить сироток в тех же странных условиях - разгребать самой все проблемы, не обращаясь к нанимателю. к приему гувернантки тщательно подготовились. Флора, например, сообщает, что помогла экономке перемыть сто тридцать с чем-то окошек. Майлза пока нет - он в школе, как положено по книжке. впрочем, его внезапное прибытие каким-то образом предугадано Флорой. жаль, что оно сопровождается загадочным письмом от школьного руководства - мальчик исключен, за что - непонятно, грех его слишком велик, чтобы так просто о нем сообщить. в общем-то, это и есть первый тревожный звоночек - ибо в остальном чистенькие вежливые детки ничем не настораживают.


пока девушка не замечает на крыше башни своего первого призрака, и с ним каким-то образом связан присутствующий тут Майлз.
в отличие от аргентинской Моны, довольно бездеятельной, мисс Гидденс разворачивает сыскные мероприятия. в одиночку она шарится по беседкам и чердакам, она допрашивает домочадцев, она доводит детей до истерик допросами. ей и самой-то страшно аж жуть, но за каким-то лешим она выпроваживает всех из дому, кроме мальчика. понять мотивы ее действий можно, только если заподозрить ее в  начинающемся психозе. она очень быстро делает выводы о характере происходящего и стремится как-то изгнать дьявола очистить дом от паранормальных явлений.


в этом фильме дети - не более чем дети. вселяются ли в них чужие личности - вопрос остается открытым, но в спокойном состоянии  они вполне невинны. их шалости не содержат в себе чего-то более порочного, чем бывает в их возрасте. только в некоторых сценах они выдают какие-то сверхъестественные способности и странно себя ведут. и, конечно, не являются хладнокровными истребителями гувернанток.
фильм снят в лучших традициях мистического хоррора. очень красивая картинка. классическая подача сюжета, последовательная, линейная. напряженность нагнетается постепенно, минимальными средствами - тонкой игрой, тенями и звуками, какими-то намеками и ассоциациями.

три вариации на заданную тему. просмотренные мной в порядке, обратном хронологическому.
от наиболее вольной трактовки - к наиболее каноничной.
все двадцать сразу не осилю, пожалуй. может, еще вернусь к этой теме, но деток с призраками внутри мне пока достаточно.

PS. никогда не говорите плохо знакомым детям, чего вы не умеете и чего вы боитесь :)

также тут

кинематограф, кинораскопки, the turn of the screw, сравнение, la tutora, экранизации, Генри Джеймс, the nightcomers, the innocents

Previous post Next post
Up