танцующие ондатры в ожидании конца света

Mar 26, 2022 23:12

фильмы, затрагивающие эту тему, все чаще попадаются на моем пути.
сказать мне по этому поводу нечего.
кроме вот этих трех отзывов на три фильма - эстетский, романтичный и сатирический - в которых уже все сказано.

Меланхолия
Melancholia
2011, режиссер Ларс фон Триер



в прологе - красивой визуализации под музыку Вагнера - нам транслируется краткое содержание предстоящей истории.
планета Меланхолия надвигается на Землю, роняя пепел, гася звезды, вытряхивая землян из душевного равновесия. это красиво, многозначительно, мрачно и не одной мне напомнило "Космическую одиссею 2001", как выяснилось.

а потом вполне земное действо - свадьба Джастин и Майкла, которая с самого начала не задалась. опоздание, браконенавистническое выступление матери Джастин, постоянные отлучки невесты то в поле, то в ванну, а то и в адюльтер.
все больше открывается ее изломанная психика, все меньше она владеет собой; но ей предстоит быть самым спокойным человеком во второй части, перед лицом неминуемой и заявленной в прологе катастрофы.

не секрет, что именно этот аспект для режиссера ключевой - он задумал фильм после консультации с психотерапевтом на тему, что в острой ситуации неуравновешенный человек может вести себя адекватнее обычных людей. она для него - родная стихия, можно просто созерцать, совершать неоднозначные поступки, простить себя и других и не паниковать перед неизбежностью, успокаивая своей невозмутимостью тех, кто способен успокоиться.

Кирстен Данст - актриса из тех, кому необязательно говорить и действовать. нет, конечно, никто не лишал ее диалогов и поступков, но ее лицо и тело говорят не меньше, чем язык.
вторая главная героиня - Клэр (Шарлотта Генсбур), сестра Джастин. вполне здравомыслящая, благополучная, замужняя, она теряет самообладание в тот момент, когда Меланхолия перестает помещаться в проволочный сачок для ловли планет, изготовленный научно продвинутым мужем.
а что бы мы делали в такой момент?
уж лучше и правда - занять себя чем-то. ну и быть по возможности с близкими, а вдруг именно ты кому-то невзначай поможешь прожить вот это томительное ожидание.

кино чрезвычайно красивое, гармоничное в сплаве музыки и картинки, суетная первая часть сменяется мыслями о том, что бывают вещи, которые не предотвратить.
и вот тут надо уметь правильно смириться.

Человек будущего
The Tomorrow Man
2019, режиссер Ноубл Линкольн Джонс



нет, это не фантастика в обычном смысле слова, и не рассказ о перспективном ученом, открывающем новые пути для человечества.
это история о двух одиноких пенсионерах, нашедших друг в друге родственную душу.
это сходство довольно необычным образом обнаружил Эд (Джон Литгоу), приметив, как Ронни (Блайт Даннер) расплачивается в кассе супермаркета. а потом он спросил ее, какого консервированного тунца и какую туалетную бумагу она предпочитает. а потом она подпела исполняемую по радио песню про ондатра Сэма и ондатру Сьюзи, которые при свечах смотрят в небо, щекочут друг друга и танцуют. и он резко припарковался и исступленно побежал в чисто поле. потому что это была его любимая песня.

но не все так легко и просто.
и у Эда, и у Ронни оказались свои тараканы в голове. при некотором сходстве эти тараканы были принципиально полярными друг другу.
и чтобы их подружить, понадобилось немало испытать вместе.

в фильме много всякого - милого, смешного, грустного, серьезного, а местами и глупого (но это неточно).
есть пара мест, которые неожиданно попали в точку именно теперь.
но он оставил очень, очень теплое чувство.

Литгоу люблю еще с "Третьей планеты от Солнца", Даннер вообще не припоминаю, а она оказалась мамой Гвинет Пэлтроу и, по-моему, гораздо круче дочки. и еще они оба в отличной форме в свои за 75.
а песню Muskrat Love послушала как следует и теперь тоже люблю.
сумасшедшим временам нужны сумасшедшие люди. да, и здесь озвучена  эта мысль.

Не смотрите наверх
Don’t Look Up
2021, режиссер Адам Маккей



американские ученые устанавливают наличие бодро надвигающейся на родную планету крупной кометы, которой ничего не стоит в считанные минуты угробить население и нанести необратимые разрушения.
маленькая делегация из Кэт (Дженнифер Лоуренс), обнаружившей объект, ее начальника Минди (Лео Дикаприо) и ответственного за оборону планеты Оглторпа отправляется на доклад президенту Джени Орлин (Мерил Стрип).

ожидая конструктивных действий, астрономы обламываются - вся властная верхушка переживает кризис власти, ей вообще не до катастроф на фоне своих мелких катаклизмов. делегатов то просят не разглашать секрет, то подвергают некомпетентным проверкам, то надевают мешки на голову, то запирают без еды и туалета, то снимают в клоунском шоу, преподнося как дешевую комическую сенсацию, бледную на фоне расставания рэперской парочки.

да, получилось чрезмерно концентрированное зрелище, полное как бы бреда, но каждый отдельный элемент удивительно достоверен - мы такое то и дело наблюдаем. и жуткую некомпетентность, и тенденциозность, и приоритет хайпа, и первостепенную важность материальной выгоды, но не голос разума.
а актерский ансамбль отыграл на все 100 - и те, кто сразу бросился в глаза, и те, кого трудно было узнать - все великолепны в своей достоверности.
оттого и печально - больше, чем от финала.

замечу, что черновики по 1 и 3 фильмам написаны достаточно давно, а второй я посмотрела сегодня, и в первую очередь именно он сподвиг меня на публикацию. хотя навряд ли многим придется по вкусу.
еще фильмы по теме - по тегу "конец света".

тройка, 2019, кинематограф, 2021, Don’t Look Up, melancholia, 2011, the tomorrow man, Ларс фон Триер, конец света

Previous post Next post
Up