В развитие
http://community.livejournal.com/aeg_dev/63709.html (где я писал про ISO 15926) чуть более подробные тезисы:
1. Текущая айтишная парадигма "автоматизации" не работает, когда приходится объединять уже существующие приложения в неподчиненных друг другу организациях. Слово "метаданные" -- обычное колдовское заклинание, которое само по себе не работает. Справиться может только онтологический подход (более подробное обоснование -- в Chris Partrige "Data and process revisited: ontology driving a paradigm shift in the development of business application systems" --
http://ontolog.cim3.net/cgi-bin/wiki.pl?ConferenceCall_2007_07_05).
2. Существует несколько онтологических стандартов: ISO 15926 для поддержки жизненного цикла строительства заводов, электростанций и нефтегазовых платформ, а также ISO 18629 для общей работы в процессном подходе. Я предлагаю использовать ISO 15926, который имеет на сегодня бОльшую промышленную поддержку и (главное!) рассказывает, как его внедрять (часть 7 стандарта, вот-вот выйдет в качестве стандарта -- она основана на хорошо извествных спецификациях Semantic Web, для которых уже сегодня есть множество реализаций, в том числе open source). В качестве источников информации о стандарте можно брать сайты
http://15926.org, а также (по части 7, касающейся реализации)
http://www.infowebml.ws/.
3. Конечно, онтологические стандарты для электронного государства должны использоваться в соответствии с принципами создания информационных систем, которые приходят от "заказчика" (административной реформы) --
http://www.elrussia.ru/manifest, а также спецификой государственного учета
http://www.elrussia.ru/66836. Другое дело, что ISO 15926 предлагает механизмы для реализации всего этого -- стандарт был создан специально для построения таких систем, в которых предусмотрен режим coopetition (cooperation-competition), т.е. предусматривает "тайну и секьюрити" там, где необходимо именно это, и "полную межорганизационную прозрачность" где необходима именно прозрачность. Главное, стандарт не предусматривает иерархической модели для участвующих в электронном обмене данными информационных систем, в нем предлагается "конфедерация" -- что соответствует ситуации с практически независимыми друг от друга ведомствами.
4. Практически вся информация в учетных системах государства имеет географическую и организационную привязку. Это означает, что в основе информационных систем государства должны присутствовать географическая и организационная модели.
5. Географическая модель, которая делается на основе ортофото высокого разрешения и адресной схемы, подразумевает наличие множества "слоев" информации, которые "подключаются" на основе "метаданных". Тем самым вполне возможна интеграция информационных систем государства на базе какой-либо геоинформационной системы: вся информация в этой "птолемеевской" для экспертов по ГИС модели привязывается к территории. Так, вся информация всех государственных информационных систем Оренбурга может быть привязана на карте РФ к территории Оренбурга -- и тем самым быть объявлена одним из "слоёв" геоинформационной системы, с предоставлением метаданных для регистрации в этой системе. Такой подход позволяет выстроить всю "Электронную Россию" как развитие концепции РИПД (что геоинформационщики называют ИСОГД). Но вряд ли ведомства согласятся с тем, что все их информационные системы должны подчиняться стандартам метаданных, которые наличествуют в геоинформационных системах для представления "слоёв". Скорее, они посчитают, что географическая информация -- один из равноправных видов информации, и будут на этом настаивать, а не "предоставлять данные в электронную карту" и делать ИСОГД (что и происходит в жизни). Ходжа Насреддин спас тонущего богача тем, что сказал "на руку", а не "дай руку"!
6. Но есть некоторый интересный шанс на естественную реализацию связки ISO 15926 и геоинформационного софта: ведущие поставщики ГИС (фирмы Intergraph, Bentley) и лидеры поставщиков софта для ISO 15926 (фирмы Interghraph, Bentley) -- это одни и те же фирмы. Только для ISO 15926 они поставляют инжиниринговый софт, а для геоинформационных систем -- картографический. Но одновременный выпуск этими фирмами инжиниринговых и картографических компьтерных приложений нельзя назвать случайным. Более того, поскольку онтология подразумевает и ответ на вопрос "чьи данные", и обмен документами, такое решение (информационная платформа электронного государства на базе стандарта ISO 15926) покрывает и представление данных организационного моделирования, и решения по обмену документами.
8. Что касается регионов, то принятие множества управленческих решений предполагает обязательный выход на экономико-географическое моделирование, а также другие специфические модели в привязке к географии, типа транспортного моделирования.
9. Тем самым "Электронное государство" в его второй версии (ЭР-2) могло бы включать:
-- стандартизацию онтологической информационной платформы на базе ISO 15926
-- стандартизацию представления географической информации на базе онтологического подхода
-- стандартизацию представления организационной информации на базе онтологического подхода
10. Про такие плюшки онтологии ISO 15926, как направленность в учете на представление изменений (4D-онтология, явный учет временнОго измерения), или явный переход от документоцентрической модели к датацентрической (но сохранение обмена документами при этом!) я пока умолчу.
Резюме: ядро ЭР-2 -- это Манифест, плюс онтологический стандарт обмена учетными данными (ISO 15926), плюс географическая онтология, плюс организационная онтология.
Update: как выяснилось, лучше специально пояснить, что Манифест в резюме -- это текст по ссылке
http://www.elrussia.ru/manifest (поминался в п.3).