Материалы к теме "Инцест в русской драматургии XX века"

Mar 09, 2017 21:18

Мало ли, вдруг кто захочет написать дипломную работу поинтересней, чем вялые копания в стотыщ раз раскопанном. Нам ли, библиотекарям, не знать, как из года в год студенты-дипломники заказывают в читальный зал одни и те же книги и номера журналов. Тоска и уныние, заканчивать так сладостные годы студенчества. Бросайте дохлое, голосуйте за горячее!

Почему инцест, спросите вы, ведь куда более выигрышного броманса в советской драматургии хоть ложками ешь? Жаль, выковырять оттуда гомосексуальное зерно довольно трудно, потому что здоровые духом советские персонажи (обычно армейские офицеры, студенты-очники или передовики производства на крупных заводах) противятся самой идее дать повод к инсинуациям. Они живут в общаге в одной комнате и не расстаются ни на минуту, проводя досуги совместно и без свидетелей, особенно в одноактных пьесах. И тем не менее стойко держатся в рамках броманса, сволочи упрямые, не развлечься.
Но с тех пор, как своими глазами увидела настоящий русский мистический хоррор 1944 года ( "Мёртвые воскресают"), вера в жанрово-тематическое богатство отечественной литературы не покидает ни на секунду. Могли, когда хотели, ещё как могли.

Напомню, если кто забыл: я в Санкт-Петербургской театральной библиотеке сейчас каталогизирую пьесы из фонда основного книгохранения. Пьесы инцестуальной тематики не то чтобы сыплются, как из рога изобилия, но всё же попадаются.
И первой попалась выспренная драма того самого Луначарского, которого все и без меня хорошо знают, - "Королевский брадобрей" 1906 года. Первая русская революция, может, и не много нации полезного причинила, зато цензура ослабла и инцесты прорвались на сцену.

Луначарский, Анатолий Васильевич (1875-1933). Королевский брадобрей: пьеса в семи картинах : [белым стихом]. - Санкт-Петербург: Книгоиздательство "Дело", [1906]. - [4], 90 с. - Перед осн. текстом подзаг.: Пьеса в семи сценах, в стихах.
Ремарка: "Действие происходит в XV веке в феодальном западноевропейском государстве". Брадобрей Аристид стал тайным наперсником короля Дагобера, носящего прозвище Крюэль ("Жестокий"). Дагобер поверяет Аристиду все свои порочные мысли и желания, потому что брадобрей не выказывает к ним отвращения, а только любопытство. Король захвачен страстью к собственной дочери, принцессе Бланке, и задумал открыто обвенчаться с ней, несмотря на недовольство знати и церкви, опасающихся бунта черни в случае кровосмесительного брака в королевской семье. Конечно, и сама девушка умоляет старика одуматься, но Дагобер непреклонен. Чтоб сделать Бланку покорной желаниям отца, Аристид советует королю пригрозить возможными пытками, которым подвергнется её возлюбленный, граф Евстафий, томящийся в башне за то, что в споре с королем посмел аж наполовину обнажить меч. Не перенеся этой мысли, принцесса сошла с ума. Король сомневается, принесет ли ему желаемое брак с апатичной дочерью, совершенно потерявшей волю к жизни, но все же готовится к свадьбе и потчует Аристида рассуждениями о сути безграничной власти. Торжествуя и упиваясь моментом, Аристид перерезал Дагоберу горло и тихонько скрылся из дворца. Истинной властью обладает тот, кто держит бритву у чужого горла.
В 1918 году, когда Луначарский уже был наркомом (министром), Литературно-издательский отдел Комиссариата народного просвещения в Петрограде переиздал "Королевского брадобрея", то есть рекомендовал к постановке в театрах системы политпросвета.

Соната: эскиз в 1-м действии. - Б.м., [192-?]. - 26 с. - Машинопись. - Авт. не указан.
Одноактная пьеса для трёх исполнителей осталась анонимной, - и поделом, совсем бездарная. Внук князя Алексея Никс и его возлюбленная Китти не понимают, почему князь против их брака. Но бабушке Китти, чей давний роман с князем не привёл к браку, известна тайна: Китти тоже внучка князя Алексея. Пьеса снабжена ремаркой: "Усадьба бабушки. ...Сороковые года".

"Сонату" следует счесть скорее курьёзом, чем памятником эпохи. В первой половине 1920-х появилось немало пьес, вытащенных пожилыми авторами из пыльных углов в надежде протолкнуть в театры и получить хоть какой-нибудь гонорар. Эти произведения были нелепы по содержанию, художественны беспомощны, написаны витиеватым языком графоманской прозы 1900-х. К счастью, драматургия нэповских времён предлагала куда более живые и актуальные сюжеты, и один из них - "Братство Кугикап" Юрия Юрьина.

Юрьин, Юрий Николаевич (1891-1927). "Братство Кугикап", или Священный зверь: драма в 5-ти действиях [с предисл. автора]. - Б.м., [1926?]. - 136 с. - Машинопись. - В конце предисл.: Капри, 1926 год.
Автор в предисловии заявил, что это пьеса на тему распада "интеллигентской семьи". Кого он хотел обмануть - цензора, что ли? Идеологическое противостояние богемной молодёжи и комсомольцев сведено здесь к противопоставлению нездоровой и здоровой сексуальности. Дети профессора-египтолога Космовского оказались по разные стороны баррикад. Владимир, типичный "фокстротирующий кокаинист" (такова газетная лексика эпохи), пытается втянуть юную сестру-комсомолку Варвару в досуги некоего "Братства Кугикап". Её отвращение к атмосфере этих вечеринок побудило его открыть причину своей настойчивости: он испытывает инцестуальное влечение к сестре. Попытка соблазнения-изнасилования не удалась пьяному Владимиру, и он в депрессии застрелился, а Варвара над трупом брата произнесла резкие слова осуждения. Пьеса содержит диспут о новом быте и половом вопросе, написанный на материале статей Бухарина и Смидович из брошюры 1926 года "Быт и молодежь".

1930-е годы пропускаем, там индустриализация, людям не до инцестов. То ли дело военные годы, время расслабляться, видимо.

Шервинский, Сергей Васильевич (1892-1991). В одной семье: пьеса в 3-х действиях. - Б.м., 1944. - [4], 98 с. - Машинопись с многочисленной авторской правкой и рукописной вставкой на с. 42.
Вася Новицкий закончил институт и вот-вот уйдёт на фронт. Пора жениться, но любящая его студентка Соня Веригина узнала, что они единокровные брат и сестра, и измена мужа до сих пор задевает чувства Веригиной-старшей. Видя отчаяние дочери, мама Сони сбросила маску оскорблённой невинности и всё-таки призналась, что супружеская измена и её грех, так что биологическим отцом девушки вовсе не был отец Васи. Теперь между Васей и Соней нет преград.

Наверняка "оттепельные" пьесы содержали бы что-нибудь этакое... если бы в полной оптимистичных надежд эпохе не находились темы поинтереснее. А потом оттепель кончилась, и всё мерзкое и гадкое вернуло свои права художественного гражданства.

В начале 1971 года Александр Вампилов написал драму "Прошлым летом в Чулимске". О самой пьесе судить не берусь, ни разу не смотрела, если честно. Но за экранизацию Глеба Панфилова 1980 года ручаюсь - тема инцеста там главенствует. Причём тематика экранизации глубже пикантных перверсий, поскольку суть конфликта не в кровосмешении как таковом, а в практикуемой взрослыми политике умолчаний и сокрытия от молодёжи важной информации. В общем, сплошь затхлая духовная атмосфера страны, губящей собственных детей.
А вот примерно тогда же написанная Николаем Витарским "Каска" словно бы создана в каком-то другом мире, где нет ничего тайного и постыдного, а есть только подлежащие устранению досадные флуктуации социального, мешающие гармонии интимного.

Витарский, Николай Владимирович (1910-1990). Каска: пьеса в одном действии / отв. ред. М. Медведева. - Москва: ВУОАП, Отдел распространения драматических произведений, 1972. - 31 л. - [Разрешение к постановке] № А-03891 от 11/IV-1972 г. - На авантит.: Пьеса удостоена II премии на Всесоюзном конкурсе одноактных пьес. - Тир. 200 экз.
Инцестуальный любовный конфликт разрешается в "Каске" благодаря восстановлению разрушенных в военные годы семейных связей. Бросив работу колхозным механиком, Борис устроился в городе на заводе, но исправно навещает приёмную мать Настасью Самсонову и её младшую приёмную дочь Лизу. Бориса злит роман красавицы Лизы с местным хулиганом, который сейчас находится в тюрьме; он снова и снова возвращается к этой теме. В деревне недавно найдены и захоронены останки погибшего в бою лейтенанта Алексея Карташева, и пожилая мать героя приехала, чтоб собрать свидетельства о его последних днях. Так выяснилось, что Борис на самом деле сын Карташева. Получив право на фамилию, отличную от фамилии сестры, Борис признался Лизе в любви.
В том же 1972 году "Каску" издали в серии "Репертуар художественной самодеятельности" тиражом 65 000 экземпляров.

Судя по следующему примеру, в перестроечные годы драматурги считали делом чести притворяться, что пьесы создаются не ради сюжетных поворотов и пикантных подробностей, а чтобы доказать всему миру свою яйцеголовость.

Иванов, Сергей Анатольевич (1941-1999). Падение дома Романовых: пьеса в двух действиях / отв. ред. С. Терентьева. - Москва: ВААП-ИНФОРМ, 1988. - 79 л. - На правах рукописи. - [Разрешение к постановке] № А-13577 от 12/XI-1987 г. - Тир. 250 экз.
Основное содержание этой густо-фрейдистской пьесы составляют ведущиеся в воображении диалоги четырнадцатилетней Стеллы Романовой с матерью, отчимом, биологическим отцом и подругой из детдома. Пубертатные тревоги накладываются на инцестуальные комплексы девочки, переживающей, что не является биологическим ребёнком своих родителей. Отец в её воображении какая-то туманная, постоянно трансформирующаяся и ускользающая фигура доброжелателя, а к не умеющей удержать отца матери предъявляются невнятные, но весьма истеричные претензии.

пьесы в виде драматургии

Previous post Next post
Up