Тетрадь смерти / Desu nôto (сезоны 1-2, Япония, 2006-2007, по манге Цугуми Оба 2003-2006 годов)

Dec 31, 2016 17:08

"Тетрадь смерти" ( вводно-установочный пост по ней уже был) безумно сложна в рецензировании, потому что стимулирует рецензента к проповеди о степени правоты серийного убийцы Киры-Лайта и вставшего на его пути сыщика Л, а это самый скучный жанр, кому ж оно надо. Вот сейчас и я...
Что характерно, и страница в википедии, и превью к любой раздаче, и большинство юзерских рецензий на Кинопоиске (более 150!), - как под копирку писаны. Мол, тварь он дрожащая или право имел? Общественная рефлексия над рисованным кинотекстом замкнулась на дилемме цели, оправдывающей средства.

Грустно, товарищи. Мышление современников всё так же инерционно. Цепляются за обветшалые проблемы вчерашнего дня, когда у авторов самое новьё на кончиках пальцев. Тут чувствуется пограничье эпох, когда ещё довлеет классический концепт "суперзлодея", избранника судьбы, великого одиночки, - а миру такие злодеи уже не нужны.

Действительно, на первый взгляд, всё в сериале вертится вокруг перверсий стратегии главгероя, стремительно деградирующего от изначального социофоба Лайта к итоговому социопату Кире.
Лайт заявил через СМИ, что изничтожит преступность. Витиевато выражаясь, среди меня его искренность не нашла бы отклика. Кира-Лайт озабочен уничтожением не столько злодеев, сколько препятствий в битве за место на олимпе медиа-звёзд.

Следует учитывать, что финансовые, организационные и политические возможности сыщика Л таковы, что он мог бы стать идеальным напарником Киры, поставщиком нескончаемого потока имён и фоток преступников, не попавших в поле зрения полиции или масс-медиа. Тем не менее, Кира ни разу не пытался искусить Л такой перспективой. Ещё бы, ему ведь нет нужды уничтожать всех подряд грешников и оставлять слабаков и невротиков без стимула к мечтам о "заступнике".

Самым популистским способом, через охоту на распиаренных в масс-медиа злодеев, Кира добился именно того, чего желал истинно и истово, - благоволения толп и миллиарда лайков. Ну а следующий закономерный этап - оборона рейтинга ото всех, кто пытался его обрушить, в том числе и от добродетельных граждан, чьи имена неуместны в списке жертв-уголовников.
Стыдоба, но Кире как с гуся вода. Он утешал себя тем, что ему предстоит стать новым богом на Земле и вести благодарные стада в светлое будущее. К гадалке не ходи, сюжет не смог бы обойтись без пары-тройки пошлейших культов и культиков нового божка.

Дешёвкой отдаёт и показная сторона "благодеяний" Киры, эти его потуги на избавление современников от криминалитета. Успех пиар-акции "народного мстителя" основан на устаревших личностных страхах, в то время как пресловутое 11.09.2001 резко изменило само понятие угрозы. Кира приговаривал к смерти тех, кто изобличён, арестован и сидит в тюрьме, и общая идея состояла в том, что неизбежность казни притормаживает криминальные намерения в потенциальных новых злодеях. Мир же постигал науку бояться тех, о ком и не скажешь, что парень втихаря мастерит бомбу, имея намерение стать смертником.

Кира с его дурацкой тетрадью бессилен перед любым подпольным смертником. Впрочем, он сам и есть альфа-террорист, вербующий адептов-смертников. Кичливых дурачков что грязи, знай подхватывай. То есть, Кира один в один повторил действия организованного террористического подполья, где слишком много "тетрадей смерти" бывает доступно самым обычным парням, и Кира - всего лишь одна из множества голов, срубив которые можно получить передышку в противостоянии, которое пока что видится бесконечным.

Суть этого противостояния неоднозначна, что и помешало сериалу достигнуть предельной мощи.
"Тетрадь смерти" - детище 2000-х, когда ещё казалось, что терроризм порождается идеями и ради самозащиты необходимо эти идеи опровергнуть моралью. Однако уже к началу (в начале?) 2010-х стало ясно, что терроризм является крупным транснациональным бизнесом, то есть его лидеры не нуждаются ни в идеях, ни в моральных координатах. Бизнес и ничего личного.

Ничего личного!
Думается, вот откуда взялась финальная серия первого сезона, которую многие ненавидят люто, вплоть до призывов бойкотировать злосчастную двадцать пятую и считать сезон двадцатичетырёхсерийным с открытым финалом.
Финал первого сезона упредил итоги 2000-х, но на материале, который за пределы идей 2000-х пока не вышел. Здесь как раз демонстрируется бессилие последних рубежей идеологической (идеалистической) обороны, подталкивая мысль в сторону поиска внеидеологических (материалистических) методов антитеррора. Жаль, сами эти методы в сериале никак не проклёвываются. Да и Киру авторы так и не наделили характеристиками человека, чья пиар-акция служила не романтическим средством влюбить в себя весь мир, а прагматической ступенькой бизнес-проекта.

[КАК БЫ СПОЙЛЕР ФИНАЛА ПЕРВОГО СЕЗОНА]Лайт всю дорогу уязвлён эфемерностью своей славы, её, так сказать, отчуждаемостью. Масс-медиа обсуждают виртуала Киру, но равнодушны к Ягами Лайту. Скорее, не Кира, а Лайт настойчиво требует от полиции сотрудничества, от политиков признания, - в общем, жаждет легализоваться и явить миру свою личность. Чтобы все обожали персонально его, а не какой-то медиа-фантом.

И вот, наконец, следует внезапная "сцена с полотенцем", воспринятая хейтерами как гей-пропаганда.




Тут я склонна полагаться на свой внутренний барометр пропаганд, а он мне показывает штиль. Не вижу причин считать гей-пропагандой любую визуализацию тактильного контакта.
Да, Л воспользовался случаем вторгнуться в личное пространство Киры-Лайта. Чтобы показать, что никакие массовые убийства не сделали Лайта не-человеком. Мол, не гадина ядовитая, прикоснусь, использую шанс сыграть на жажде Лайта выйти из тени Киры. Это и есть наш с вами последний рубеж идеологической обороны - не испытывать ненависти к монстру-эгоцентрику, не брезговать прикоснуться, не отказывать в теплоте личной коммуникации.

На этом рубеже мы всё равно проигрываем, само собой. Но только эту победу в итоге и ценит наш противник, какие бы цели ни ставил изначально. И это как бы что-то меняет, осталось понять, что. Эх, да нифига не меняет. Против бизнеса может попереть только другой бизнес, а не сердечная теплота. Наверное, на эту тему уже есть какой-нибудь сериал.


Во втором сезоне сыщик осведомлён о методе убийств и строит ловушки убийце, исходя из практических данных. Про этот сезон и сказать нечего кроме того, что всецело разделяю всеобщее разочарование. Авторы не зажгли ни разу.

терроризм в кино, анимация, экранизации, мистика социального маркетинга, аниме, 2000-2009, японская анимация

Previous post Next post
Up