Четыре фильма 1960-х. Сэйдзюн Судзуки

May 20, 2013 18:37

Считать себя как бы киноманом и не посмотреть ни одного фильма Сэйдзюна Судзуки... долго так продолжаться не могло.

Молодость зверя (1963)

Цветная гангстерская драма, перенёсшая на современную почву проблематику двумя годами ранее снятого "Телохранителя" Куросавы, но не его мораль.
По выходу из тюрьмы главгерой внедряется в один мафиозный клан, предлагает своии услуги соседнему и ловко стравливает конкурентов. Затеял он это всё исключительно ради честного имени старого друга, оклеветанного и убитого, но на выходе мы получаем дымящиеся руины, гору трупов и... человека без будущего, которому снова надо как-то в жизни устраиваться, а мог бы мирно торговать наркотиками и копить пенсию.

Единственную загадку составляет название фильма. Главгерой не такой уж и зверь, да и насчёт молодости вопрос тоже спорный.
Звезда "Молодости зверя" - актёр Джо Шишидо, человек с самыми невероятными щеками на свете.



На предложенном выше скриншоте деформация лица актёра кажется естественной, он же приплюснут к стеклу. Поэтому предлагаю пока обратить внимание только на умелое обращение Судзуки с широким кадром.





Отдельное удовольствие - следить за фирменным юмором Судзуки. Даже в самые психологически напряжённые моменты персонажи умудряются отчебучить что-нибудь этакое. Например, эти четверо грабителей натянули на головы дорогие чулки с утягивающим эффектом, да к тому же телесного цвета, а не чёрного. И лица напоказ, и глаз не открыть. Идиоты, но чертовски предприимчивые.



Эти темы и образы европейское и американское криминальное кино будут брутально пережёвать чуть ли не до конца 1980-х, а Судзуки двинулся дальше.

История проститутки (1965)

Чёрно-белая киноповесть о буднях одного японского гарнизона в Северном Китае, располагающего штатным борделем. Умы и сердца личного состава занимает пылкая страсть Харуми, фаворитки лейтенанта-садиста, к рядовому Миками, зацикленному на добродетелях (бусидо). Военные действия меж тем в разгаре, и юный гордец Миками получил возможность попрактиковаться в бусидо не на чувствах влюблённой девушки, а на солдатском поприще. И что же? Всё, что смог он, смогла и простая армейская шлюшка.



Судзуки жесточайшим образом осмеял все добродетели японского воина, вплоть до верности присяге. Финал фильма саркастичен до невозможности. При этом кино остаётся поэтическим и символическим, свидетельство чему - вот этот кадр-метафора, где женщина тянет мужчину вперёд, к жизни, в неизвестное, а мужчина судорожно цепляется за фундамент привычного островка безопасности. Если подумать, должно же быть наоборот! Фиксация нации на чистоте "мужского" привела к тому, что истинно мужские задачи взялись выполнять женщины. Ну, в женском стиле, конечно, с театрализованными истериками.



Должна заметить, в целом "История проститутки" выиграла бы от формата 4:3.





Интересующимся художественным воплощением темы армейских публичных домов рекомендую драму Витторио Дзурлини "Солдатские девки" ("Они шли за солдатами"). Тоже снята в 1965 году, тоже про времена Второй мировой войны, только не японки обслуживают японцев, а гречанок на грузовичке развозят по подразделениям итальянской армии.

Элегия насилию (1966), на рутрекере более известная как "Бойцовская элегия"

Не могу не упомянуть глубоко меня задевшую рецензию юзера oldys на Кинопоиске. Она там сейчас единственная, и oldys хотел бы чтоб так оно и осталось: "Слишком чуждо все, что хотел сказать режиссер, слишком иные культурные пласты он затрагивает, слишком противоположны эмоции. Впрочем, это касается любого произведения японского искусства. Ими можно интересоваться и любоваться - но только снаружи. При попытке погрузиться внутрь - вас неизбежно встретит непреодолимый барьер."
Спасибо на добром слове, добрый человек! Теперь у меня есть повод никогда не смотреть иностранное кино, надеть лапти с сарафаном и освоить окающий говор. Жаль, допетровскую бороду отрастить не удастся для пущего укоренения в родном культурном пласте.

"Бойцовская элегия" - нормальное молодёжное кино воспитания чувств, очень понятное, с массой шуток, трогательных мелодраматических моментов и, собственно, с воспитанием чувств.
Юноша-школьник Кироку сходит с ума по скромной красавице Мичико. Тогдашняя японская молодёжь дико стеснялась тискаться, прям как в православном иране, поэтому бедолага Кироку сублимировал бурные эрекции в мастерство кулачного боя под руководством сэнсея-автомеханика. Сублимация за сублимацией, приключение за приключением, и вот уже смешной, застенчивый мальчик Кироку выходит на лидирующие позиции у ровесников. Но мир не состоит из одних ровесников, а внутриполитическая обстановка располагает к революциям и генерирует новых вождей, так что в финальном кадре возмужавший герой смело уходит во взрослую жизнь.

Увы, качество видео оставляет желать.





Рождённый убивать (1967)

Чёрно-белое экспериментальное нечто, для приличия притворяющееся драмой из жизни профессионального киллера, род занятий которого стал известен слишком многим. При желании можно воспринять как вереницу фантазий, посетивших киллера в момент агонии, но можно смотреть и как историю всамделишних приключений.

В главной роли снова Джо Шишидо. Вот теперь-то настало время рассмотреть его щёки как следует.
Он их не надул. И языком изнутри не выпятил.



Они такие и есть, щёки Джо Шишидо. Обнять и плакать, а актёр хороший. Судзуки вписал его как самую лучшую виньетку в прихотливое зрелище с мёртвыми бабочками, запрокинутыми ракурсами, инфернальными женщинами и смятым нарративом.









Это не просто японский фильм, это сам дух кино 1960-х, когда каждый режиссёр-новатор мечтал изменить цветной мир, изменив его чёрно-белую картинку.
Сумерки, полутона? Это не к 60-м. Только кромешная ночь, только яркий полдень! А лучше и то, и другое одновременно.





Женщина? Сфинкс. Абсолютно доступна, но совершенно недосягаема.









Твой убийца? Всегда рядом. Иногда он жертва, а убийца ты. Но чаще он всё-таки убийца и смотрит на тебя с холодной ухмылкой собственника.









Думается мне, Судзуки нашёл бы что ответить пропагандистам принципиальной непостигаемости культурных пластов. Пусть за него скажет вот этот кадр:
Если ты чего-то не видишь, это не значит, что от тебя всё прячут. Просто зайди с другой стороны, и снова убедишься, что люди везде одинаковые.


арт-кино, 1960-1969, японское кино

Previous post Next post
Up