Тень сомнения / Shadow of a Doubt (США, 1943, реж. Альфред Хичкок)

Jan 21, 2013 13:51

Погостить в семью сестры прибыл дамский любимчик дядюшка Чарли. Ещё не стар, пока не женат, - старшая племянница сама не понимает, что её щенячий восторг перед родственником ни что иное, как девичья влюблённость в импозантного красавчика с картинки модного журнала.



Дядя из всей семьи тоже особо выделяет племянницу, но не за красоту и ум, о каковых судить пока рано, а за приятную его глазу энергию юности.



Приходит парень помоложе, поскромнее, попроще, зато не родственник и в него можно влюбиться открыто, - и девушка сломлена такой конкуренцией. Её первый настоящий кавалер оказался полицейским сыщиком, который охотится на серийного убийцу, а улики он ищет на великолепного дядюшку Чарли.
Дядюшка подозревается в растлении пылких пожилых вдовушек с последующим убийством с целью наживы.
Виновен дядя Чарли или не виновен, преданной племяннице пора повзрослеть и найти в себе силы разочароваться в кумире детства.



Да, две её любови неравноценны. Противостояние плохо сидящего дешёвого пиджака и безупречно сшитого по фигуре дорогого пиджака, - такое противостояние должно закончиться естественным образом. Либо девушка дальше пиджака никогда не заглянет, либо мысленно снимет, и тогда...





Нельзя прикрываться пиджаком всю жизнь. Однажды всё равно выдашь то, что заслонил блестящим покроем, и тут уж тебе скидок не будет.
Вот он всё такой же самодовольный, такой же самоуверенный, но девочка видит не лощёного джентльмена в модном прикиде, а пустые звериные глаза.



Более того, к финалу, когда между встревоженной племянницей и дядюшкой-оборотнем началась холодная война, предательские заломы на спине обозначили, что уже и пиджаки не способны скрыть гнилую суть своего хозяина. У него не осталось пространства для маневров - то, что снаружи, сравнялось с тем, что внутри.



В то же время делаемый оператором акцент на мешковатом пиджаке и жалком галстуке конкурента довольно быстро уступил место вглядыванию в лицо. Не стану утверждать, что одобрила выбор актёра, но по сценарию именно это лицо вызвало доверие в девушке, влюблённой в другого мужчину.



Разумеется, на одних пиджаках построить процесс вдумывания юной девушки в суть своей тяги к тому или иному мужчине было бы затруднительно. Чем ярко отличаются фильмы Хичкока, так это чёткой расстановкой акцентов и залпами тяжёлой артиллерии там, где иные режиссёры жеманились и деликатничали. Речь маньяка о ненависти к своим жертвам - любо-дорого послушать, да и женское бессознательное играет всеми красками.
Должна заметить, когда Хичкок не снимал фильм напрямую о женском бессознательном, как "Марни", его методы отлично работали.

Фишка "Тени сомнения" - подлинная ментальная связь между дядей и племянницей. Они чувствуют друг друга, настраиваются на волну.



Когда девчонка ощутила глубинные дядины трансляции, ей стали сперва чудиться образы из полной глумления над тупыми тётками "Весёлой вдовы" [в постановке Эрнста Любича?], а потом передалась и дядина мизантропия.
Вот только, в отличие от маньяка, неспособного сублимировать собственную агрессию во что-то позитивное, добродетельная девушка классического воспитания силой воли сублимировала агрессию в неприязнь конкретно к маньяку. Всем бы нам так научиться, насколько легче стало б жить.



Впрочем, просмотру мешал чудовищный дубляж, где только "взрослые" партии разыгрывались актёрами хорошей школы, а молодёжь, особенно главная героиня, озвучивалась бесталанными актёришками по рупь ведро, как из телесериалов. Извините, если я задела чьи-то чувства.

женское бессознательное, 1940-1949, женская готика, маньяки в кино, криминала будни нелегки

Previous post Next post
Up