Куотермасс и колодец / Quatermass and the Pit (Великобритания, 1967, реж. Roy Ward Baker)

Aug 26, 2011 23:17

- Сынок, как тебя в армию забрали, мне одной картошку не посадить, вскопать сил нету.
- Мама, не копай, я в огороде пулемёт зарыл.
- ...Сынок, с города люди приезжали, всё перерыли, ничего не нашли, очень ругалися.
- Перерыли? Теперь сажай картошку.
...или Как использовать армию на благо науки нам расскажет фантастическая лента "Куотермасс и колодец".

Однажды в одной точке истории и пространства сошлись и сразились в поединке воль трое социально ответственных мужчин, равных друг другу интеллектом, образованием и общей привлекательностью. Физик-эксперт, военный чин и мирный антрополог.







А дело было так. Расширяли в Лондоне станцию метро под улицей Хоббс-Энд, расширяли - и нате вам, скелеты древних прачеловеков!









Антрополог мистер Руни в восторге, его ассистентка Барбара тоже счастлива, все счастливы, журналисты кропают статейки - и нате вам, рядом со скелетами немецкая авиабомба! Да ещё какая здоровенная!









Полковник Брин в восторге. Его бравые сапёры засиделись в стойлах и тоже счастливы. Все счастливы, журналисты бдят - и нате вам, физик-эксперт мистер Куотермасс прозрел истину!





Это не бомба, а марсианское НЛО пятимиллионолетней давности! С дохлыми космонавтами внутри, очень может быть. Щас армейские всё окончательно отроют и тут-то нам всем крышка. По крайней мере, Лондону мало не покажется!.. Роль Барбары в развитии паранойи Куотермасса кажется вторичной, но только на первый взгляд.







И с этого момента нормальное развитие сюжета становится решительно невозможным. Куотермасс просто не допустит, чтобы кто-нибудь вокруг был счастлив. Надо обязательно обличить чужое скудоумие, посеять панику, заразить ею всех, до кого дотянулся...







...и погрузиться в глубины отчаяния, когда все твои пророчества оказались правильными.
Лондонцы таки оказались на грани гибели, и прагматик Брин не в силах остановить катастрофу!









По ходу дела были задействованы прямые намёки на серию случаев явления противного вида привидений на Хоббс-Энд. Заодно вскрылись истоки феномена бесноватости. И причины полтергейста. Ну и немножно наблюдений из области психологии толпы.







После чего скромный романтик-естественник мистер Руни железной рукой встряхнул буйного теоретика-технаря Куотермасса за шкирку и призвал к порядку. Какого чёрта, Куотермасс! Мужик не стонет, мужик сражается! Ты мужик? Ты меня уважаешь?!



Теперь им осталось только надавать по шее прекрасной Барбаре и спасти мир.







Типа хэппи-энд.

Очень достойное произведение социальной фантастики второй половины 1960-х. Полное задора, блеска и постановочной выдумки.
Даёт клаустрофобный эффект ввиду съёмок на тесной улице (вернее, в её полномасштабной декорации) и в интерьерах. Поразительная особенность - без широких панорам создана атмосфера тотальной паники и хаоса, охватившая город.

Имеются визуальные спецэффекты.





И даже если трупики марсиан не покажутся вам впечатляющим зрелищем с точки зрения достоверности, как дизайнерские поделки они всё равно весьма декоративны и как бы радуют глаз.





В роли Барбары зрелая актриса с хорошей фигурой. По тогдашней моде все юбки на ней выше колена, и это нельзя не одобрить, когда у женщины такие приятные ноги!
Сеанс ментальной связи с марсианским модулем управления она сделала похожим на сцену из эротического фильма.



Шляпки, беретки и шапочки Барбара не носит. Её макияж исключительно скромен. Волосы всегда пышно уложены.
Образцовая леди. Пристрастна к стилю "кэжуал", но любит экспериментировать и с высокими стилями.
Костюмы Барбары, которые вы могли частично наблюдать на предшествующих скриншотах:
1) оранжевый спортивный жакетик в мелкую клетку, прямого силуэта, со слегка спущенной линией плеч и крупным отложным воротником без стойки, рукава три четверти; к нему коричневый джемпер без ворота;
2) трапециевидного силуэта костюмчик "от Шанель" из светло-розового букле, имеющий в качестве отделки тёмно-розовый круглый (шёлковый?) воротничок в сборку и из той же ткани листочки на прорезных карманах; к нему простая шёлковая блузка со сборкой у горловины, тон в тон с цветом отделки; аксессуары - светлые кожаные перчатки и сумочка в тон к ним; в волосах широкий обруч;
3) прямого силуэта светло-зелёное трикотажное платье-футляр без рукавов, талию подчёркивает завязывающийся поясок из той же ткани; двойку с платьем составляет классическое зелёное пальто с лацканами, линия низа на ладонь длиннее платья; законченность ансамблю придают светло-серые сапоги;
4) коричневый джемпер из первого ансамбля солирует, вместо блузки из горловины выглядывает аккуратный шейный платочек;
5) красная юбка из ткани в клетку-шотландку, крупные складки на спинке застрочены до линии бёдер; к ней красный джемпер.

Я не зря так тщательно запротоколировала всё про вкусы Барбары в одежде. Вы, конечно, читать не стали, но ткну пальцем в нужное место - пункт №5 описывает совершенно неподходящий костюм для пресс-конференции!
То есть эта вольность в костюме что-то да значит. Например, потерю контроля над собой.

Чтоб закончить с темой костюмов Барбары:











Всё же от некоторой дополнительной реалистичности деталей я бы не отказалась. Режет глаз манера научных работников ковыряться в мокрой глине в одежде, пригодной для выхода в город, без халатов и перчаток.





Хотелось приплести сюда "Доктора Стрейнджлава" Кубрика, но никак не приплёлся. Тяни-толкай какой-то получается, если два этих фильма рядом поставить:)

Из работ Роя Уорда Бэйкера у меня ещё припасены для просмотра "Клуб монстров" и "Доктор Джекилл и сестра Хайд". Что ж, будем посмотреть!

инопланетяне в кино, 1960-1969, британия рулит, фантастика

Previous post Next post
Up