"Повелитель иллюзий" Клайва Баркера (1995), "В пасти безумия" Джона Карпентера (1994), "Экзистенция" Дэвида Кроненберга (1999), - если вы одобряете один из этих фильмов, то два других тоже для вас. И ещё некоторое количество тех, о которых я пока не знаю, но они точно существуют.
Когда щёчки-яблочки домохозяюшка с нежнейшей из улыбок разъясняет, как радикально изменилась её жизнь после покупки нового чистящего средства... вы видите то же, что и я? Чудище из По-Ту-Сторону-Сна, требующее безусловных рефлексов подчинения, восхищения и благодарности? Она не приемлет других чистящих средств, а чудище внутри неё не приемлет ваших отказов.
Всем нам приходилось быть объектом чужих манипуляций. Причём не манипуляций, построенных как игра с умным, способным к сопротивлению противником. А манипуляций с безликой стандартной личинкой, живущей скромной надеждой превратиться в бабочку, и забывающей, что бабочка тоже будет стандартной.
Поддавались? Потом было противно? Ничего, мы все через это проходили. Массовая культура пожирает всё и вся, легально уклониться можно только одним способом - прикинуться фриком.
Многим кажется, что есть ещё один способ, тайный и главный ...стать властелином масскульта. Стать самим Масскультом. Ха, и пожрать самого себя, разумеется.
Кино 1990-х полюбило эту тему и пошло по лезвию босыми пятками, дерзко минуя этап с румяными домохозяйками и переходя сразу к сути - к чудовищам отформатированного подсознания.
Фильмы получались странными, сложными, загадочными, малопонятными. Полными безумных фантазий и реализованных комплексов. Многослойными.
Кому хоррор, кому философская притча, - каждый зритель имеет шанс увидеть самого себя в зеркале окровавленного экрана. Окровавленного, потому что экран непременно будет весь в крови. Это главный из реализованных комплексов великого бога Масскульта, иначе зачем бы он притворялся любителем чистящих средств...
"В пасти безумия" Карпентера - один из этих фильмов, причём радикально злой и безжалостный, с распилом нервов зрителя тупой погнутой пилой.
Мир сходит с ума по Масскульту в лице бесследно исчезнувшего писателя мистических романов Саттера Кэйна, а детектив страховой компании Джон Трэйт (Сэм Нил) сходит с ума в попытках доказать, что сходить с ума не из-за чего.
Джон Трэйт вовсе не стремился соревноваться в бесноватости с толпой и её идолом, но кто из жрецов Масскульта спрашивает нас, чего мы хотим, когда его ноздри раздулись от запаха будущей крови и пришла пора начать рекламную кампанию очередного чистящего средства?..