Три комедии Жака Тати

Feb 12, 2010 14:09

Праздничный день. Франция, 1949, цв.
Каникулы господина Юло. Франция, 1953, ч/б.
Мой дядюшка. Франция, 1958, цв.
В главной роли - сам Жак Тати.

"Праздничный день" и "Каникулы господина Юло" похожи на набор зарисовок, скетчей и гэгов. Сюжет весьма условен, атмосфера мягка и беззаботна. Такая "Радионяня", только с картинками. Конфликтов нет, есть только недоразумения. Что французская деревня, что французский курорт, - везде хорошо проводит время тот, кто остаётся в центре маленьких местных событий. День деревенского почтальона-активиста и день курортника-бестолочи проходят в маленьких путешествиях от человека к человеку, от встречи к встрече. Это мир, где каждый интересен каждому, хотя ни от кого не ждут слишком многого. Солнечная страна Утопия, которую посторонний глаз по ошибке принимает за обывательское болото.
Фильмы текут неспешно, и кажутся много длиннее своего хронометража. Смотреть их неотрывно я, конечно, не смогла, но две милые комедии составили отличный ни к чему не обязывающий фон хорошего настроения для посиделок у компьютера.

В комедии "Мой дядюшка" чуть более чёткий сюжет и ансамбль одних и тех же персонажей на протяжении всего фильма, а манера комикования и нанизывания гэгов всё та же. Не сильно отличаясь по форме, эта комедия очень заметно контрастирует по содержанию. Здесь уже есть конфликт мировоззрений, от атмосферы гармонии и всеобщей расслабленности не осталось и следа.

Рассеянный, но милый господин Юло отлично ладит с маленьким племянником. Однако безработный брат жены раздражает отца мальчика, благополучного обывателя. Растяпу Юло удаётся пристроить на производство, и ничего хорошего из этого не выходит. Причём о господине Юло нельзя сказать, что это взрослый мужчина с психологией тинейджера. Нет, он именно растяпа, на которого безвинно валятся все шишки.

image Click to view



Если в "Праздничном дне" и в "Каникулах" оплошности центрального героя создавали событие, привлекали к нему (сравнительно) доброжелательное внимание, то в "Моём дядюшке" любой просчёт Юло только усугубляет его невзгоды. Господин Юло всё тот же, что и в двух предыдущих комедиях, но в глазах окружающих он уже не эксцентричный чудак, а просто вечный неудачник.

Поэтому самый главный герой "Моего дядюшки" - высокотехнологичный модный дом, в котором живёт сестра господина Юло с мужем и сыном. Воздушный, эргономичный дом с дизайнерской мебелью, гаражом и фонтаном обеспечивает бестолковый, неуклюжий комфорт, требующий усилий больших, чем обычное жильё. Причём это ещё не дом века сложнейшей электроники, год-то 1958, так что хай-тек там механический либо радиоуправляемый. Прелесть несказанная. Словами не описать, надо видеть.

image Click to view



Не удивительно, что новую Францию больше не развлекают милые чудаки, и живые игрушки отброшены ради механических.

В том же 1958г. Луи Маль снял своих "Любовников" - фильм бесконечно серьёзный и взыскательный к недостаточно интеллектуальным и высокодуховным персонажам. Готова поспорить, за работу над "Зази в метро" (1960) Маль взялся, заразившись "Моим дядюшкой", где так же комично выглядит столкновение добровольного абсурда с естественной разумностью.
Исследование беззащитной детскости взрослого героя во французских комедиях временно приостановилось, как только аутентичная детскость одиннадцатилетней Зази получила свои законные художественные права насмешливости. Но образ великовозрастного дитя в мире взрослых циников уже в 1970-х подхватил и отшлифовал до совершенства Пьер Ришар.

французское кино, 1940-1949, комедии, 1950-1959

Previous post Next post
Up