После долгого затишья продолжу рассказывать о весенней поездке на Памир. В этой части рассказ пойдет о самом Памирском тракте от его начала, недалеко от города Куляб, до середины тракта - города Хорог.
0.
По моему личному мнению, именно так следует делить тракт, поскольку дальнейшая дорога вплоть до границы с Киргизией вдоль Ваханского корридора - заслуживает отдельного внимания, из-за малолюдности и совершенно другой природы, нежели низовья Пянджа.
На последней фотографии
4-части можно увидеть начало тракта. Через пару километров стоит блокпост, дальше начинается пограничная зона с Афганистаном. Чтобы попасть туда - нужен пропуск, который оформить в Душанбе и Кулябе мы не смогли по тем или иным причинам.
На смотровой площадке перед вывеской встречаем большую группу парней на мотоциклах, ребята из Москвы, Киргизии, Казахстана так же едут в сторону Хорога. Пропуска у них есть, заказывали их еще будучи дома. Общаемся, желаем друг другу удачи и катим вперед.
Мы первыми прибываем на блокпост. Разговариваю со старшим смены, объясняю ситуацию, поначалу он не преклонен и отказывается пропускать без разрешения в погранзону. Настроение резко ухудшается, ведь это то, ради чего и затевалась вся поездка... Спасают положение 2 тысячи рублей, по тысячи на человека. Нас записывают в тетрадь, открывают шлагбаум и мы оказываемся на тракте! Настрой снова боевой и мы мчим дальше!
На тракте ведется ремонт, потихоньку строят дорогу, поэтому спуск к реке Пяндж, которая является естественной границей двух государств, немного размешан строительной техникой, и представляет собой смесь красной глины, воды и песка.
1.
Навстречу проходят редкие местные машины, в основном это Лэнд Крузеры 80 и 78, Ссанг Ёнги Муссо и старые Паджеро, и изредка Хайлюксы. Совсем редко попадаются грузовики с китайскими номерами, которые еле ползут по прижимам и уступам, ревя и очень тяжело заползая в гору. А мы без конца останавливаемся и фотографируем горы!
2.
Начинается длинный спуск к реке. После очередного поворота на 180 градусов попадаем в небольшой затор. С платформы грузовика на подъеме одной стороной упал экскаватор, и конечно же, происшествие случилось в самом узком месте дороги. Снизу собралось уже около 10 машин, проезд настолько узкий, что не пролезет даже Ока. Мужики собираются, достают кирки и кувалды, и начинают громить огромный скальный выступ, чтобы расширить проезд. Примерно через полчаса, чиркая порогами, пролезает Жигуль, за ним следую я, помогали проезжать все стоявшие рядом, кто-то смотрит правую часть проезда, кто-то левую, еще один следит за расширителями, четвертый - за зеркалами, а еще 15 человек впереди штурманят, причем каждый в свою сторону, проезд был феерический! Гоупро разрядилась, как водится, в самый неподходящий момент, но кусок проезда будет в фильме, там смешно:)
3.
Красная грязь фактурно пачкает все вокруг. После грязевого участка нас догоняют мотоциклисты, все заляпанные с ног до головы, но счастливые и смеющиеся - как дети, до сих пор с улыбкой вспоминаю эту встречу и их эмоции!
4.
Кстати едут кто на чем, кто на древнем Трансальпе, кто на Африке, а кто и на ГС-ке.
5.
Краски продолжают взрывать мозг и рушить представление о цветах природы. Ярко красная дорога, просто какого-то нереально насыщенного зеленого цвета трава, цветы, птицы!
6.
Окончательно спускаемся вниз, к реке, и видим первый мост в соседний Афганистан, эмоции через край! Красота и небольшой страх того, что ждет впереди. Всем нам присущи различные стереотипы из телевизора, новостей и прочих средств массовой информации, но эта поездка порвала великое множество шаблонов в моей голове.
7.
Совершенно забыл сказать, все действо происходит на высоте примерно 2500 метров над уровнем моря, и при этом обратите внимание на высоту этих гор!
8.
Вначале тракта идет новая асфальтированная дорога. Впрочем, участок до Хорога весьма хорошего качества, хоть и встречаются небольшие куски грейдера в самых тяжелых ее местах. Нет никаких ограждений, минимальное количество знаков, почти нулевой траффик. Но все равно это чудесная и живописная дорога, по которой хочется ехать снова и снова. А за очередным поворотом нам показался первый кишлак находящийся на противоположном берегу.
9.
10.
По-началу опасаемся выходить из машины и открыто снимать противоположный берег, ведь нас разделяет каких-то 100 метров. Ведь все всю жизнь говорили, какая опасная страна - Афганистан. Может это и так, только со временем перестаешь об этом думать и получаешь очень большое удовольствие от созерцания нетронутой, первозданной красоты природы, жизни людей с другого берега, отсутствию дорог и, в общем-то, цивилизации.
11.
Периодически с нашей стороны встречаются живописные водопады, самый высокий на глаз достигал 60-70 метров.
12.
Видимо, какой-то старый заброшенный кишлак, другого варианта назначения данных построек у меня нет.
13.
Хотя люди в нем есть, в правом нижнем углу видно, как женщины идут на реку стирать белье. Но меня настораживает отсутствие окон и дверей, ведь климат там весьма суровый. Разве что какие-то летние хижины для пастухов...
14.
В ущелье, в окружении огромных гор, чувствуешь себя маленькой песчинкой, которой разрешили одним глазком взглянуть на величие природы.
15.
А без этой штучки, я теперь вообще никуда не поеду:)
16.
По мере продвижения на юг, все чаще встречаются афганские кишлаки, все уже и опаснее становится дорога, тем интереснее становится путешествие. Я уже практически без опаски выхожу к обрыву, ставлю штатив и снимаю окружающую меня действительность, людей недоступного государства, людей, переживших очень много, живущих в очень тяжелых условиях, но, почему-то мне кажется, что не многие из них хотели бы уехать. Но, кто знает...?
17.
Кстати памирцы (к ним я отношу и подданных Афганистана) стараются не занимать домами и различными сооружениями землю. Каждый клочек земли стараются использовать под огород или пастбище. Встречаются плантации настолько высоко и под такими углами, что у меня в голове не укладывается как там вообще стоять можно, не то что вскопать землю и засеять культурами.
18.
Иногда горы расступаются, образуя небольшие речные долины:
19.
Близился вечер, солнце уже давно скрылось за горами, начинало смеркаться. Поставить палатку в ущелье решительно негде, да и немного не уютно. Нахожу неприметную отворотку в горы, начинается достаточно крутой подъем с серпантином. Ширина дороги 2,5-3 метра, с одной стороны сыпучий обрыв, с другой гора, рельеф дороги с небольшим но ощутимым и оттого напрягающим уклоном в сторону обрыва. Ползем наверх, в надежде что дорога выведет на мало-мальски ровную площадку для установки палатки. На очередном крутом повороте на 180 градусов машина глохнет. Таня подкладывает под колеса камни, включаю пониженную, холодок пробегает по спине, с очень большим трудом трогаюсь и ползу дальше в горку уже на пониженной. У страха глаза велики, но по моему мнению высота была с 25-30 этажный дом. Уклон начался еще жестче, в некоторых местах за капотом я переставал видеть дорогу. Стало реально страшно. В какой-то момент я понял, что чисто психологически не осилю этот подъем, тем более конца его все не было видно. Уже окончательно стемнело, принимаю решение спускаться. Хвала богам за то, что я поставил задний свет, без него было бы совсем печально. Развернуться негде, предстоит несколько крутых поворотов задом. Ставлю Таню сразу за фонарем с правого борта, чтобы видеть где начинается обрыв, она уже давно ревет, ей очень страшно, но страшно уже и мне, хотя я не признался ей в этом, пока окончательно не спустились вниз. На одном из поворотов с 20-й попытки удается развернуться путем упора задним силовиком в гору.
Это было наверное самым экстремальным местом за всю поездку. Спустившись вниз, через пару километров останавливаемся в гестхаусе за 10 долларов с носа, и на нервах расправляемся с половиной Джим Бима. Под шум Пянджа и виски, на веранде под открытым небом спалось очень хорошо:)
20.
Следующим утром выехали до восхода солнца. Рассвет в горах - это нечто!
21.
За каждым новым поворотом открывались новые захватывающие виды:
22.
На этих двух фотографиях, по-видимому афганская школа, дети бегают, играют в футбол, в общем живут обычной детской жизнью.
23.
24.
Недалеко от Хорога река Пяндж становится совсем узкой, кажется, что до соседнего берега можно достать рукой:
25.
Рабочий момент:)
26.
Вид назад, оттуда, со стороны Куляба мы и приехали:
27.
Пяндж - очень быстрая, холодная и опасная река, именно поэтому здесь не требуются дополнительные средства территориального деления государств, как бывают на обычных границах.
28.
Один из прижимов, кстати, если присмотреться, можно увидеть поля высоко в горах, то, о чем я говорил выше:
29.
30.
Справа по дороге едет таджикский джип, для масштаба, так сказать:)
31.
Ущелье. Такая фотография, кажется, есть у всех, кто побывал на Памире.
32.
Еще один переход в сопредельное государство. Если не изменяет память, таких мостов я насчитал 6 или 7 штук.
33.
Рядом с переходом афганский военный гарнизон, с пикапом на территории.
34.
Перед самым Хорогом снова начинается асфальт, дорога уходит левее. Основной асфальтированный Памирский тракт уходит на восток к Киргизской границе.
35.
Мы же, сделав в Хороге регистрацию вновь возвращаемся к Пянджу, нас ждет Ваханский коридор, чумовые безлюдные перевалы, просто фантастические виды, перемена погоды, и многое другое, о чем я расскажу в следующей части в скорое время:)
Продолжение следует!