Готовясь к посещению этой батареи, я заранее настроил себя на печальное зрелище: судя по данным в интернете, "батарея утрачена, как исторический объект". Однако, сегодняшние впечатления оказались более позитивными - та же 11-я батарея (
ссылка) пострадала гораздо сильнее. Но, обо всём по порядку:
Для начала - немного терминологии. На картах этот объект подписан как береговая батарея №15 имени Великого князя Михаила Николаевича. Однако, встречается и другое наименование - "Форт Стрелецкий". По поводу форта - встретилась версия, что он объединяет две четырёхорудийные 10" батареи: собственно, №15 и №17. Широкорад, в своей "Трагедии Севастопольской крепости" придерживается именно такого мнения. Правда, во время поисков информации, встретилось и такое мнение:
- Фортом же батарею №15 называют из-за развитой системы сухопутной обороны, которая была создана исходя из того, что батарея находилась за пределами Севастопольской крепости.
Тот же автор даёт свое пояснение, касательно нумерации и расположения батарей:
- Батарея №17 строилась на мысе Херсонес и не была достроена (часть бетонного массива была заброшена и засыпана), а ее орудия перемещены в состав батареи №15, что и создало правый фланг батареи. Из-за ошибки в расчетах батарея получилась с изломом, а ее части не были соединены в единый массив.
Надо сказать, это пояснение сочетается с ещё одним источником:
- Конструктивно - две 4-орудийные батареи с несколько отличающимися директрисами, окружённые общей системой сухопутной обороны в виде рва, где помещались искусственные препятствия, и вала с барбетами (площадками) для противоштурмовых орудий. В организационном плане на 1914 год батареи обозначались как № 15а и № 15б, у каждой был свой командир.
В пользу высказываемых версий свидельтельствует то, что на территории Херсонесского аэродрома действительно отмечены засыпанные землёй сооружения батареи, первой четверти XX века. Таким образом, примем версию, что сегодняшний объект - именно, 15-я береговая батарея.
Итак, первое впечатление от нахождения на территории - "всё пропало":
2.
Касательно видимых разрушений - подрыв казематов произошёл перед падением города во Вторую оборону 1941-1942 годов. Разрушения присутствуют как на северном, так и на южном фасе.
Примечательный факт - часть уцелевших сооружений южного фаса приспособлены под автосервис:
3.
Но, сам по себе, южный фас пострадал сильнее:
4.
(на переднем плане виден фрагмент свода потерны)
Северный фас, хоть и лишился потерны (завалена грунтом), но в общем, конфигурация бруствера сохранилась:
5.
6.
Если вернуться к фото 3, то в сооружении с кровлей можно опознать дальномерный пост. А вот так выглядит дальномерный пост по центру:
7.
Между входами видны места батарейной иконы и доски с названием:
8.
Фото 7 сделано с вала, расположенного с тыловой стороны батареи.
Ещё у одного входа в подбрустверные казематы, замечен след от попадания снаряда:
9.
Хоть в 1914 году эта батарея и перестреливалась с "Гебеном", но этот след, пожалуй, с Великой Отечественной:
10.
Сами входы захламлены весьма сильно, однако при продвижении вглубь, мусора становится меньше.
Интерьер одного из погребов:
11.
Амбразура подачи к орудию:
12.
На заглавном фото видны амбразуры подачи боеприпасов непосредственно к орудию. А вот так это выглядит с обратной стороны:
13.
На перекрытии каземата видны остатки монорельса, по которому транспортировались снаряды.
Такие же остатки в одном из казематов:
14.
Рискну предположить, что этот каземат служил бомбовым погребом, а вот погреб на фото 11 и 12 - пороховой. Для 10/45-дм пушки образца 1895 года, даётся масса снаряда 225,2 кг, а масса заряда - 62,2 кг. Заряд такой массы можно подать вручную (полузаряды), а вот снаряд - уже нет.
За входом с остатками батарейной доски, помимо всего, расположено три малых глухих каземата:
15.
16.
17.
Все три каземата сняты из дверного проёма. Моё предположение - они предназначались для размещения командного состава. По крайней мере, интернет сообщает о наличии в составе батареи таких помещений.
И ещё одно сооружение:
18.
Встретилось упоминание о наличии водяных цистерн в составе сооружений батареи. Похоже, в этом фрагменте вала находится одна из них.
Теперь, резюме.Несмотря на то, что разрушения батареи значительны, а большая часть рвов и валов уничтожена при строительстве жилых домов, я бы не стал говорить о том, что батарея утрачена, как памятник. При условии расчистки (обязательно - вывозе обломков бетонных сооружений) и облагораживании территории, данная батарея вполне может быть музеефицирована. Если учесть, что рядом расположен парк Победы, о небходимости реконструкции которого возникают разговоры, городским властям стоило бы взять объект на заметку.
Ссылки:
1.
Карта с расположением батареи.2.
Данные по 10/45 дм. орудиям.3.
Фото с объекта, не вошедшие в пост.