Ричард Тарнас. "Идеальное и Реальное. Сатурн - Нептун" (2009) [Часть 1]

Jul 27, 2017 19:07




«Изучая сотни случаев, я обнаружил, что люди с аспектами между
Сатурном и Нептуном, казалось, особенно сильно и ярко
переживали все напряженные контрасты между двумя
радикально разными экзистенциальными сферами...
Они по самой своей природе, так сказать, «с разных планет»:
материя против духа; все конкретное, эмпирическое и осязаемо-буквальное -
в противостоянии со всем воображаемым и идеальным;
конечное и временное - в противоположность к бесконечному и вечному»
(Р. Тарнас. Идеальное и Реальное. Сатурн - Нептун)

*** Об авторе***

От редактора русского перевода.
В эссе, написанном в 2009-м году, рассматриваются двусмысленные и весьма напряженные отношения двух противоположных астро-архетипов - сатурнианского и нептунианского.
В первом случае перед нами такие экзистенциально-мировоззренческие паттерны, как нацеленность на жесткий реализм, приземление и демистификацию всего и вся, сциентизм и скептицизм, точные данные как фундаментальная ценность и мн. др.
Во втором - художественное и мистическое воображение, чуткость к скрытым измерениям мира, идеализм и спиритуализм с их ощущением узости и неполноты слишком буквалистского чисто научного познания.

Тарнас прослеживает это напряжение двух начал на конкретных примерах: биографии, работа и мировоззрение столпов европейской культуры, в чьих натальных картах Сатурн и Нептун находились в одном из напряженных аспектов. А это немаленькая компания из очень разных представителей философии, психоанализа, науки, музыки, литературы и кинематографа.

Среди них «нептунианский» поэт-духовидец Уильям Блейк и «сатурнианский» скептик Дэвид Юм; эстетствующий Оскар Уайльд, утонченная Вирджиния Вульф и беспощадный Зигмунд Фрейд; один из самых творческих современных пост-юнгианских аналитиков Джеймс Хиллман и Чарльз Дарвин; экзистенциально-поэтичный Мартин Хайдеггер и  тентативный «сатурнианец» Мишель Монтень, режиссер «Шепотов и криков» Ингмар Бергман и Карл Маркс; философы-рационалисты, создавшие фундамент современного западного знания, Декарт и Бэкон, - и разрушившие его Макиавелли и Ницше; а кроме того - нынешний Далай-лама, Махатма Ганди и дзэн-буддийский писатель-монах Тит Нат Хан…

Важная особенность исследовательского метода философа-астролога: выделяя общее инвариантное смысловое ядро любого астро-архетипа, он рассматривает также его конкретные вариации в той или иной группе случаев, со всеми тонкими различиями между ними.

Источник:
Архэ: Журнал архетипической космологии • Вып. 1, № 1 (Лето 2009)

***
В этой статье я хотел бы исследовать удивительно широкий спектр индивидуальных вариаций, в которых проявляются особые архетипические комплексы, связанные с натальными мажорными аспектами двух планет, в данном случае - Сатурна и Нептуна.
С одной стороны, в каждом из рассмотренных ниже примеров в индивидуальной жизни и работе явно доминировали сами эти архетипические принципы, - через свое динамическое взаимодействие. С другой же, в рамках этой архетипической общности не менее очевидно и необычайное разнообразие тех способов, в которых они конкретно проявляются.

Для биографий и индивидуальных характеристик людей, рожденных с аспектами [1] между Сатурном и Нептуном, характерны устойчивые темы с некой основной легко узнаваемой архетипической линией [archetypal coherence], - при том что конкретные формы этих тем у разных индивидов сильно отличались.

Для большей определенности здесь я сосредоточусь только на этих натальных аспектах, общих для разных личностей, оставляя в стороне все прочие, которые у них различны. (Точно так же мы могли бы обнаружить общее качество у множества людей, скажем, французской национальности, отвлекаясь на это время от их социально-имущественных, гендерных, религиозных и других различий).
Из более сложной реальности мы вычленяем только один общий фактор, - мажорные натальные аспекты между Сатурном и Нептуном - чтобы сосредоточиться на возможном общем архетипическом качестве.

Но хотя это вычленение на определенном этапе нашего анализа необходимо, при рассмотрении биографических данных я также обнаружил, что прочие натальные аспекты в каждом отдельном случае постоянно указывали уже на другие очевидные архетипические комплексы и тенденции. Эти последние, видимо, частично тоже оказывают некоторое влияние на проживание [how the complex was experienced] и проявление комплекса Сатурн-Нептун в жизни того или иного человека.
Однако это только если мы говорим обо всей карте целиком, со всеми ее планетарными аспектами, - вот тогда я видел конкретные биографию, работу и личность во всей их полноте, как результат сложного взаимодействия различных архетипических принципов…

Изучая сотни случаев, я обнаружил, что люди с аспектами между Сатурном и Нептуном, казалось, особенно сильно и ярко переживали все напряженные контрасты между двумя радикально разными экзистенциальными сферами.

С одной стороны, Сатурн связан с принципом предела и конечности, с точными данными [literal material] и преходящим миром конкретной эмпирической реальности; с реализмом, неопровержимыми фактами, смертностью; с темными и напряженными сторонами существования; со склонностью к серьезности, рассудительности [2] и дисциплине; с сокращением, сужением и окончанием; а также с установлением строгих границ, четких структур и с напряжением между противоположностями.

Но, с другой стороны, с Нептуном обычно ассоциируются такие жизненные аспекты, как духовность, идеалы и воображение; всё тонкое, неосязаемое и невидимое; тенденция к растворению границ и структур ради обнаружения первичных элементов и неразложимых целостностей; но также и склонность к иллюзиям, заблуждениям и эскапизму.

В приведенных ниже примерах для большей простоты и ясности анализа мы рассмотрим только напряженные аспекты между Сатурном и Нептуном, - соединение, оппозиция и квадратура - поскольку именно в них диалектика этих двух принципов наиболее проявлена…

И для начала, как наиболее очевидный пример личности с аспектом между этими планетами (здесь - оппозиция), вспомним Уильяма Блейка. В его случае мы видим именно эту узнаваемую архетипическую противоположность. Он отстаивал жизнь, наполненную спиритуалистическим воображением, и противостоял узкому видению, которое свойственно как стандартно-общепринятому восприятию, так и позитивистской науке [3]:

«Храни нас Бог от ньютонова одномерного сна!» [4]

«Если б расчищены были врата восприятия, всякое предстало бы человеку, как оно есть - бесконечным. Ибо человек замуровал себя так, что видит все чрез узкие щели пещеры своей»

«И в каждой нищенской мольбе, / В слезах младенцев безгреховных, / В проклятьях, посланных судьбе, / Я слышу лязг оков духовных!»

«Искусство деградировало, в творческой фантазии нет нужды, народами правит война»

«Поэзия, заключённая в оковы, накладывает оковы на человечество! Народы вырождаются или процветают в той же пропорции, как вырождаются или процветают их поэзия, живопись и музыка! Первичным состоянием человека были мудрость, искусство и наука» [5]

Ту же архетипическую противоположность, но в несколько иной форме, мы узнаем у Оскара Уайльда, в карте которого Сатурн и Нептун тоже составляли напряженный аспект (квадратура). Вся его работа, как и жизнь целиком - это обостренное восприятие весьма драматичных и напряженных отношений между эстетическим воображением и прозой жизни с ее жестокой реальностью:

«Через Искусство, и только через Искусство, способны мы постичь, в чём наше совершенство; через Искусство, и только через Искусство, способны защититься от низменных опасностей, которыми полно действительное существование» [6].

Рассмотрим также более современный пример Джеймса Хиллмана, который родился с почти точной квадратурой Сатурна и Нептуна. Здесь архетипическая противоположность проявлена в его настойчивых исследованиях контраста между, с одной стороны, деспотическими ограничениями современного ума (с его буквализмом и поверхностностью) и, с другой - глубинами созидания души [7] (т.е. воображения и эстетической чувствительности, отсылающими к античным авторам [the ancients], а также к эпохе Возрождения и романтизму).

Теперь становится понятным тезис Хиллмана о «поэтической основе разума», впервые изложенный в его знаменитых Тьеррских лекциях в Йельском университете в 1972 году, когда Сатурн и Нептун были близки к оппозиции.
По Хиллману, истинная психология «начинается не с физиологии мозга, структуры языка или организации общества, и не с анализа поведения, - но с процесса воображения». «Где есть связь с душой - там есть психология; там же, где такой связи нет - лучше называть это статистикой, физической антропологией, культурной журналистикой или воспитанием животных» [8].

Все эти высказывания Блейка, Уайльда и Хиллмана - весьма показательное и даже фундаментальное проявление их особого мировосприятия [sensibilities] и интеллектуальных взглядов. И все они убедительно демонстрируют главную противоположность между двумя архетипическими принципами - сатурнианским и нептунианским.

В каком-то смысле именно данная планетарная комбинация особенно поучительна в качестве примера того, как вообще могут сочетаться два каких-либо архетипа, ведь конкретно эти два столь радикально различны по самой своей сути. Они по самой своей природе, так сказать, «с разных планет»: материя против духа; все конкретное, эмпирическое и осязаемо-буквальное - в противостоянии со всем воображаемым и идеальным; конечное и временное - в противоположность к бесконечному и вечному…

Но та форма, которую эта архетипическая противоположность принимает у Блейка, Уайльда и Хиллмана, хотя и очень характерна для многих, у кого эти две планеты находятся в аспекте, - тем не менее, была лишь одним из возможных вариантов проявления этой противоположности: я наблюдал и другие.

Вот еще один характерный мотив у личностей с той же планетарной конфигурацией (и он по-своему отражает все то же напряжение между двумя архетипами): явная тенденция к метафизическому скептицизму. Речь о некой склонности (видимо, врожденной) сомневаться в существовании любых трансцендентных или духовных реалий (Нептун), отрицая их в пользу конкретного эмпирического мира (Сатурн). Эта тенденция часто принимала форму мощного стремления к демистификации религиозной веры как таковой, которая считалась главной причиной как внешнего угнетения, так внутренних иллюзий в жизни человека.

Например, Дэвид Юм, этот образец скептицизма для современной философии, остро критиковавший религию (см. «О чудесах», «Диалоги о естественной религии»), родился с Сатурном и Нептуном в аспекте. Как и Бертран Рассел, его последователь в 20-м столетии (см. «Почему я не христианин»).
Как и Фрейд с его психоаналитической деконструкцией религии, особенно в «Будущем одной иллюзии», где религия как таковая объясняется как психологический осадок детских проекций представлений о всемогущем отце.
А еще Дарвин и его научное опровержение библейского толкования происхождения мира. А также и Маркс, со своим, социально-экономическим, вариантом деконструкции религиозных верований («опиум народа»). И, наконец, Фуко [9], развивавший все те же идеи в постмодернистском духе.
Все они родились с аспектами между Сатурном и Нептуном.

У представителей этой группы напряжение между двумя взаимосвязанными архетипическими принципами, по-видимому, разрешалось через полное отождествление с одним из полюсов (Сатурн), что приводило к отрицанию другого (Нептун). Архетип, связанный с Сатурном, определяет конкретные, буквальные и осязаемые [material] аспекты жизни, а также саму склонность к вынесению суждений или к отрицанию.
Здесь это означает приверженность скептическому эмпиризму, отвечающему критериям здравого смысла и строгости суждений о фактах, а также подчинение требованиям всего временного и конечного. Это голая истина, не искаженная эмоциями или фантазиями, суровое отрицание любых оценочных суждений, обнажение всего скрытого [found wanting].

Эта часть сатурнианских импульсов проявляет себя через полное и настойчивое отрицание нептунианского паттерна: все метафизическое, одухотворенное, сверхъестественное, трансцендентное, вневременное и бесконечное рассматривается как наивная иллюзия и всего лишь проекция желаний, как теневая сторона принципа Нептуна...

Все та же тема и тот же архетипический комплекс были очевидны и у крупных представителей культуры более ранних эпох, но там они изменяются  в соответствии с культурными особенностями.

Сатурн и Нептун встают в соединение каждые 35-37 лет, примерно три раза в каждом столетии. Например, Бэкон и Декарт родились при двух последовательных соединениях, с разницей в 35 лет, в 1561-м и 1596-м годах соответственно, - в конце каждого из двух периодов соединения (с орбисами 15°44' и 15°33') [10]. В обоих случаях мы видим характерные темы этого архетипического комплекса, - те же, что наблюдали у Юма, Рассела, Фрейда и других.
В случае с Бэконом мы видим трезвую и скептическую критику социальных условностей [11]; призыв к реалистичной эмпирической строгости, которая противопоставляется спекуляциям античных мыслителей и средневековых схоластов; требование практических научных результатов вместо метафизических фантазий; стремление к постоянному разоблачению любых иллюзий и наивных проекций.

Это стремление отчетливо просматривается в знаменитом бэконовском анализе «идолов» («идолы рода», «идолы пещеры» и др.), т.е. основных видов ошибок разума: предрассудков, укоренившихся привычек, ловушек языка, искажений восприятия и др.
При этом, однако, все такие темы, вроде бы похожие на «раз-очарование» [12] и демистификацию, в действительности не выходили из чисто христианских рамок: сомнению подвергалась не столько традиционная вера, сколько те или иные философские позиции, эмпирическую несостоятельность которых и демонстрировал Бэкон. Именно их он считал всего лишь мракобесными фантазиями [fantasies of benighted tradition], проистекающими из недисциплинированного мышления, обманутого игрой воображения.

В случае с Декартом, родившемся во время соединения Сатурн-Нептун ровно через один цикл после Бэкона, виден все тот же архетипический комплекс, который здесь снова проявляется в компромиссе Нового времени [early modern] между наукой и религией, но на этот раз больше в рациональном, нежели в эмпирическом ключе.
Здесь уже знакомые темы противоположности Сатурна и Нептуна видны в самой отправной точке картезианской философии - в принципе всеобщего сомнения, а затем уже в его знаменитом разрешении проблемы скептицизма через четкое отграничение духа от материи и разума от тела. Декарт разоблачил и отверг не религию, а, скорее, спиритуалистическое [spiritual] измерение материальной реальности.

Внешний мир материи и механизма (res extensa) был теперь строго отделен от внутреннего духовно-ментального мира (res cogitans [13]), в котором человек стал единоличным хозяином. В свою очередь, в дальнейшем развитии этой архетипической динамики Сатурна и Нептуна, Декарт сознательно привязал человеческий разум к Богу, который давал рационалистическому «Я» твердую и в конечном счете духовную основу для объективного знания.
Картезианские дуализм и скептицизм связаны с твердым отказом от субъективных иллюзий воображения и с решительным отграничением духа от тела и природы. Последние становятся теперь механистическими объектами, - ради ясности и отчетливости рационального познания истинной природы объективной реальности.

В каждом из этих философских ходов и мотивов нетрудно заметить диалектику между Сатурном и Нептуном…

***См. далее: Часть 2***
***См. также: Р. Тарнас. Предисловие к "Космос и Психе..." (2006)
_____________________________________________________________________
Примечания редактора.

[1]
В оригинале - «alignments». Астрономически этот термин означает расположение на одной прямой трех и более планет, напр.: «planetary alignment» - «парад планет». Тарнас же использует его в широком смысле, чаще всего в значении «аспект между двумя планетами», как синоним для «aspect», который тоже встречается в тексте.

[2]
Думается, для обобщения характеристик сатурнианского астро-архетипа подошел бы практически весь спектр значений этих двух английских слов: «gravity» («серьезность», «тяжесть», «важность», «степенность», «уравновешенность») и «judgment» («рассудительность», «суждение», «приговор», «судебное решение», «наказание» и, возможно, даже «кара»).
О качествах данного архетипа см. также:
И. Ефременков. Лев в заточении, или Под железной пятой Сатурна (дескрипция "сатурн-во-льве") // Ефременков И.В. Заметки по экзистенциальной астропсихологии (Дескрипции)

[3; прим. Тарнаса]
В карте Блейка Нептун, стоявший в оппозиции к Сатурну, находился еще и в соединении с Марсом, что видно по тому чрезвычайно боевому духу, с которым он отстаивал приоритет  спиритуалистического воображения над буквалистским, «раз-очарованным» и механистическим мировоззрением.

[4]
Уильям Блейк. Поэма «Грозный Лос» (в письме Т. Баттсу от 22 ноября 1802 г.)
Оригинальный текст Блейка: "…Now I a fourfold vision see / And a fourfold vision is given to me / Tis fourfold in my supreme delight / And three fold in soft Beulahs night / And twofold Always. May God us keep / From Single vision & Newtons sleep…"

«…Четырехмерным видением теперь обладаю, / Оно дано мне было свыше. / И такое - на самом пределе моей способности к экстазу.  / Трехмерное доступнее, оно - для мягких ночей Беулы. / Двухмерное же всегда со мной. / Но храни нас Бог от ньютонова одномерного сна!» (образный прозаический перевод мой - И.Е.)

Варианты академически-поэтических переводов:
Д. Н. Смирнов-Садовский («…но прочь / Одинарное зренье, Господь нас храни / От видений, что Ньютоны видят одни!»); В.А. Потапова («От единого зренья нас, Боже, / Спаси, и от сна Ньютонова тоже!»).
Любительский (?), но небессмысленный перевод: В. Лян («Пусть Бог нас сохранит / От однократности, в которой Ньютон спит!»).

См. также гл. 15. «Сон Ньютона» в книге известного апологета науки астрофизика Карла Сагана «Мир, полный демонов. Наука как свеча во тьме». Эти строчки из Блейка автор берет эпиграфом к главе.

[5]
«Если б расчищены были…»: У. Блейк. Бракосочетание Неба и Ада (1793) (пер. - С. Степанов, 2004)
«И в каждой нищенской мольбе…»: Лондон // Песни Опыта (1794) (пер. - С. Степанов, 2004; там же)
«Искусство деградировало…»: Лаокоон (1820) (пер. - В. Чухно, 2002)
«Поэзия, заключённая в оковы…»: Предисловие к поэме «Иерусалим» (1804) (пер. - Д. Н. Смирнов-Садовский, 2016)

[6]
Оскар Уайльд. Критик как художник (эссе; 1890) (пер. - А. Зверев, 1981)

[7]
«Soul-making» («созидание души») - термин психологической теории Хиллмана, еще один вариант юнгианской «индивидуации». См., напр., вполне нептунианский и анти-сатурнианский фрагмент из его «Пересмотра психологии»: «Созидание души оказывается более возможным, когда мы не столь сильно сфокусированны на человеке. Вместе с расширением нашего восприятия за пределы человеческого и душа откроется нам еще шире и богаче, и мы снова сможем найти её внутри этого пустого, бездушного, объективного мира».
См. также: «…созидание души означает вовлечение любых явлений в имагинальный процесс, чем бы они ни были: искусством, алхимией, мифическими спекуляциями, патологизациями депрессии, свободном беге фантазий через заслоны пространства психического…» (там же).

[8; прим. Тарнаса]
Джеймс Хиллман, «Пересмотр психологии» (1975; переизд. в Нью-Йорке: Harper Perennial, 1992), xviii-xix. Хиллман также ссылается на это определение поэтических основ разума в работе «Архетипическая психология: краткий отчет» (Даллас: Spring Publications, 1983), 10

[9]
Мишель Фуко (1926 - 1984) - французский философ-постмодернист, развивавший вслед за Ницше метод «генеалогии знания», вскрывающий реальные, подчас «низменные», источники происхождения того или иного явления «высокой» культуры.

[10]
В оригинале опечатка: вместо "15°44' " - "5°44' "...
Кого-то из астрологов наверняка удивят столь широкие даже для соединения орбисы (а это не единственный случай из персоналий, которых анализирует автор). Думается, логика Тарнаса тут могла бы быть следующей...
1) "Внизу" мы тут имеем дело с картами выдающихся личностей, чье мировоззрение фактически стало мировоззрением целой эпохи. В этом случае тот или иной астро-архетип (если его акцентация действительно отчетливо видна в самой биографии и творчестве натива) вполне может быть проявлен значительно выше средней меры даже и при широком орбисе.
2) "Вверху" перед нами аспект между "социальной" и "высшей" планетой, которые встают в соединение лишь трижды за столетие.
Т.е. - снова возвращаясь "вниз" - речь уж конечно не в первую очередь о личностных психологических аспектах и паттернах, а о чем-то гораздо более масштабном и фундаментальном: о поколенческих и "эпохальных" мировоззренческих архетипах. И в ком, как не в "платонах и невтонах", эти аспекты должны быть проявлены наиболее сильно и выпукло.
3) При отсутствии хотя бы одного из этих двух условий орбис в 15 (или хотя бы в 10) градусов действительно неуместен...

Хотя, возможно, даже и в этом случае отдельные исключения тоже бывают оправданы. Ведь все это лишний раз напоминает нам о том, что орбисы - это только наши, сугубо человеческие, условные инструменты и приспособления для интерпретации вне-человеческого (космического) архетипического пласта реальности.
Отсутствие (и бессмысленность) жестко фиксированных, "универсально-учебниковых" орбисов особенно хорошо видна в профессиональной практике любого астролога при наблюдении за транзитами "высших" и "социальных" планет. Которые, как правило, почему-то не дают "отмашку" о своем начале и не заканчиваются в конкретный день и час.

[11]
«conventional beliefs» - некритически принятые, конвенциональные, верования и мнения «по умолчанию», т.е. результат молчаливого культурного и социального «договора»

[12]
«disenchantment» (букв. - «разочарование»). Тарнас заимствует этот термин у Макса Вебера («entzaubert» (нем)). В зависимости от контекста мы иногда переводим через дефис и в кавычках, чтобы подчеркнуть, что речь идет не о соответствующем эмоциональном состоянии (или, во всяком случае, не только о нем), но о сознательной экзистенциально-мировоззренческой установке на срывание «нептунианских» покровов с любой тайны, неопределенности и глубины; по сути - об односторонне «сатурнианской» установке.
См. также: «Коперниканская революция стала центральным событием… для радикального «раз-очарования» миром. С безграничным возвеличиванием современного разума… были аннулированы какие-либо его <т.е. мира - И.Е.> духовные, символические или многозначительно-неопределенные стороны, обеспечивавшие космический порядок…
Астрология предлагает современным разуму и душе via regia, царскую дорогу, ведущую за пределы лишенного чар универсума, в сторону живого Космоса с его глубинным раскрытием своего смысла и цели». (Р. Тарнас. Космос и Психе)

[13]
Важнейшие понятия философии Декарта. «Res extensa» («вещь протяженная» (лат.)) - материальная субстанция, т.е. физические объекты внешнего мира; «res cogitans» («вещь мыслящая») - духовная субстанция, т.е. дух, мышление, разум.

______________________________________
Перевод: © И. Ефременков, © А. Шлыков, 2017
Редактура и комментарии: © И. Ефременков, 2017
На русском языке публикуется впервые.
При цитировании и использовании материала гиперссылка гиперобязательна.

#архетипическая космология, #сатурн-нептун, Хиллман, переводы, ! Тарнас, #Тарнас, #астро-архетипы, #астрология, #экзистенциальная астропсихология, #аспекты, #Хиллман, #сатурн, #архетипическая астрология, #нептун

Previous post Next post
Up