Моё мнение такое.tolstolapixaJanuary 16 2009, 15:55:24 UTC
Я так примитивно догадываюсь, что клиповое мышление оперирует картинками (и, может быть, ещё звуковым сопровождением), а текстовое - символическими и семантическими единицами, да?
Мне думается, что проблема просто в разрыве между способами восприятия старшего и младшего поколений. Старшее поколение привыкло черпать львиную долю информации из текстов, младшее знает, что сейчас это можно сделать иначе. Тезис о том, что тексты всегда лучше картинок, вызывает у меня сильные сомнения, равно как и тот, что картинки отупляют, а текст нет. Основная сложность заключается в том, что для представителей другого поколения умение воспринимать тексты (особенно сложные) является маркером интеллекта и обучаемости. Что, на мой взгляд, не совсем так. Умение воспринимать тексты - это просто навык. Когда-то он был нужен всем, сейчас он - что-то вроде вышивания крестиком. Полезно, приятно, но не обязательно. ;)
Тезис о неком "клиповом мышлении" всегда вызывал у меня сильные сомнения, поскольку я так и не нашёл ни первоисточника фразы, ни собственно внятного описания концепции, только какую-то дурную ругань на то, что вот, дескать, поколение пошло, клипами мыслят. Собственно говоря, я тоже однажды поворчал примерно в этом духе:
Съездил в универ, походил там, пообщался... Проводил интересный эксперимент на живых людях по поддержанию беседы. Был немного неадекватен, но всё равно получалось интересно. Я наконец-то понял, почему у меня такие забавные проблемы в общении с молодыми психологами. Они не разговаривают со мной. Они на меня реагируют. Дело даже не в общности интересов, а именно в том, что в разговоре как таковой отсутствует нарратив. Точнее, мои юные друзья (да и некоторые не столь уж юные сверстники) вполне способны излагать фактическую информацию, поддерживать друг друга эмоционально, говорить "ага, угу", "ух ты", иногда (очень редко) даже способны шутить в тему. И структура общения в итоге выглядит скорее как последовательность
( ... )
Да, я посмотрел. "Хищные вещи века" - у нас целый грант про это, про обратную сторону прогресса, которая, облегчая жизнь человека, тем не менее делает его пассивным, бездеятельным и в конечном счете приводит к "культурной патологии". "Лёг на диван, включил телевизор. Нет человека". Если мы отойдем от старческого брюзжания и попытаемся ответить на вопрос: можно ли и нужно ли в психологии операционализировать культуральный феномен "клипового мышления"?
Люди не воспринимают длинных книг или фильмов, предпочитая журналы или ролики на ютьюбе. Поэтому часто невозможно завести с человеком разговор на интересующую тебя тему, не рискуя быть обозванным "занудой". Это -- клиповое мышление?
Думаю, что только название "клиповое мышление" появилось после появления клипов, а феномен был и раньше ;-). Хотя обострение-то наверное какое-то есть, связанное именно с эмтиви и интернетом. Впрочем, это уже похоже на брюзжание.
451 градус по ФаренгейтуchidoreJanuary 16 2009, 08:17:37 UTC
batch2k, ваш комментарий меня напугал, не могу даже подобрать более подходящего слова, именно напугал. Дело в том, что я сейчас Рэя Брэдбери, а именно "451 градус по Фаренгейту". Вы же наверняка читали и знаете, о чем там идет речь? После вашего коммента почувствовала себя героем книги. Вы на самом деле думаете, что все настолько плохо или просто очень категорично выразились? Кстати, наверное, то, о чем, вы, как раз и можно назвать клиповым мышлением.
Re: 451 градус по Фаренгейтуbatch2kJanuary 16 2009, 11:33:39 UTC
Классная книга, одна из любимых! :-) Но я не думаю, чтобы были причины пугаться: это же ж не все подряд не могут читать книги же. Я вот люблю, например, и почти все, с кем я общаюсь, тоже любят. И я не думаю, чтобы такое появилось только в последнее время: скорее всего, всегда было полно народу, которым интереснее поперемывать кости соседу или звезде экрана, чем посидеть с хорошей книгой.
Comments 22
Reply
Reply
Мне думается, что проблема просто в разрыве между способами восприятия старшего и младшего поколений. Старшее поколение привыкло черпать львиную долю информации из текстов, младшее знает, что сейчас это можно сделать иначе. Тезис о том, что тексты всегда лучше картинок, вызывает у меня сильные сомнения, равно как и тот, что картинки отупляют, а текст нет. Основная сложность заключается в том, что для представителей другого поколения умение воспринимать тексты (особенно сложные) является маркером интеллекта и обучаемости. Что, на мой взгляд, не совсем так. Умение воспринимать тексты - это просто навык. Когда-то он был нужен всем, сейчас он - что-то вроде вышивания крестиком. Полезно, приятно, но не обязательно. ;)
Reply
Съездил в универ, походил там, пообщался... Проводил интересный эксперимент на живых людях по поддержанию беседы. Был немного неадекватен, но всё равно получалось интересно. Я наконец-то понял, почему у меня такие забавные проблемы в общении с молодыми психологами. Они не разговаривают со мной. Они на меня реагируют. Дело даже не в общности интересов, а именно в том, что в разговоре как таковой отсутствует нарратив. Точнее, мои юные друзья (да и некоторые не столь уж юные сверстники) вполне способны излагать фактическую информацию, поддерживать друг друга эмоционально, говорить "ага, угу", "ух ты", иногда (очень редко) даже способны шутить в тему. И структура общения в итоге выглядит скорее как последовательность ( ... )
Reply
Если мы отойдем от старческого брюзжания и попытаемся ответить на вопрос: можно ли и нужно ли в психологии операционализировать культуральный феномен "клипового мышления"?
Reply
Это -- клиповое мышление?
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Но я не думаю, чтобы были причины пугаться: это же ж не все подряд не могут читать книги же. Я вот люблю, например, и почти все, с кем я общаюсь, тоже любят. И я не думаю, чтобы такое появилось только в последнее время: скорее всего, всегда было полно народу, которым интереснее поперемывать кости соседу или звезде экрана, чем посидеть с хорошей книгой.
Reply
Reply
Reply
Leave a comment