Конструируя идеологию. Объект.

Oct 08, 2012 17:39


Массовые политические идеологии строятся, чаще всего, вокруг одного основного объекта.
Этот объект должен непременно быть чем-то реальным и значимым, достаточно материальным. Ведь даже когда борются за что-то возвышенное, когда рискуют жизнью за некие идеалы, то мысли при этом крутятся отнюдь не вокруг абстрактной «идеи». Рискуют за что-то конкретное. Не за «красоту», а за красивую девушку, или великое произведение искусства. Не за «справедливость», а за установление справедливого закона, или за честный приговор суда.

В общем, объект есть почти всегда. Объект, служение которому ставится во главу угла.
Для монархизма - это лидер страны.
Для марксизма - класс эксплуатируемых.
Для либерализма - свободная человеческая личность.
И так далее.



У каждого человека есть свой личный мир. Он включает в себя друзей и знакомых, родные места и любимые мелодии, мечты и воспоминания… Включает в себя множество объектов. Огромное количество всякой всячины, из которой, в итоге, строится личное мировоззрение. Это мировоззрение уникально. Его невозможно полностью передать другому человеку. И невозможно найти двух людей с одинаковым мировоззрением.

Но, все-таки, что-то связывает нас друг с другом. Какие-то объекты - являются общими.
Вася - разделяет мои увлечения.
Петя - мой коллега по работе.
Коля - мой брат.
А вот что связывает Васю, Петю, Колю, моего соседа по этажу и вон ту симпатичную блондинку из города Барнаула?

Самый простой ответ - человечество/планета. Ну а что, в самом деле? Мы все - люди. Все дружно торчим на одном булыжнике в бескрайнем космическом пространстве. Вот и весь объект. Всё, что нас связывает. Не так ли?

Всё так. Чисто биологически, мы все люди. Чисто географически, мы все (пока) земляне.
Но можем ли мы сказать, что человечество - это тот самый общий объект для всех нас? Тот объект, который близок и дорог каждому? Что Земля - наше cosa nostra общее дело? Я, в принципе, могу. Вася может. И даже мой китайский коллега Чжан Тефу - может. Но стоит нам только придти пообщаться об этом с афганскими талибами, или с дикарями-сентинельцами, как наступит полнейшее разочарование. Талибы скажут, что всё человечество - ничто, по сравнению с величием Аллаха и важностью джихада против неверных. Сентинельцы вообще ничего не скажут. Они деловито проткнут нас своими кустарными копьями.

Вот такая беда. Мы не можем считать человечество - единой общностью, полноценным основным объектом, пока есть эти мерзавцы. И мы не можем объявить приоритет человечества над приоритетами талибов или сентинельцев, объявив: «кому не нравится мировоззрение большинства - могут идти на все четыре стороны». На всех четырех сторонах - безвоздушное пространство, и никакой второй Земли на горизонте не видать.

Я привел наиболее яркие примеры. Но это касается и всего населения планеты, вне зависимости от степени технического прогресса и системы взглядов.
Предложение отменить смертную казнь в Белоруссии - это проявление гуманизма.
А в Японии - посягательство на культурные традиции.
Разрезание человеческих трупов и скармливание их птицам в горах Тибета - почётная похоронная церемония.
Те же действия в горах Алтая - надругательство над умершими и наказуемое преступление.

Так будет всегда, если не изменить саму сущность той, или иной культуры. Изменить путем открытого принуждения, либо манипуляции сознанием носителей культуры - не суть. Все равно, это уже будет посягательство на человеческую свободу.

Одним словом...
Человечество - слишком разное, чтобы считать его единственным и полноценным "базовым объектом".

Вот я, личность.
Вот моё окружение: семья, дом, друзья, работа.
Вот наша планета, и несколько миллиардов людей, которые ее населяют.
Стоп.
Вот там, между моим непосредственным окружением и этим аморфным человечеством, где-то там и затерялся наш искомый , более конкретный объект. Объект, который связывает меня с абсолютным большинством моих родных и близких, но отделяет от талибов и сентинельцев. А равно и от японцев, французов, американских индейцев...

Его можно называть по-разному.
Самое подходящее название, на мой взгляд, - «Цивилизация». Наша цивилизация. Русская, или российская, не суть. Смысл от этого не меняется, и на большинстве языков это все равно будет звучать одинаково.
Russian civilization.
الروسية الحضارة.
俄羅斯文明.
रूसी सभ्यता.

Что я включаю в понятие «цивилизация»? Нацию (не путать с «национальностью»!), и всю совокупность её произведений и приобретений. Этносы и личности, история и территория, наука и культура… Всё то, что связывается русским языком. В нашем случае, именно язык - определяющий показатель цивилизационной идентичности. Именно язык определяет круг общения человека, и его потенциальный культурный багаж. Наш язык - это первичное, базовое. Он важней любых этнических или государственных границ.

Почему «цивилизация», а не «народ»?
Потому, что «народ» - штука слишком неполная, и слишком спорная. Так уж у нас сложилось, увы...
Для одних, коренной житель Дагестана - уже не относится к нашему народу.
Для других, приезжий из Харькова - однозначный иностранец.
Для кого-то, народ - нация. Для кого-то, народ - этнос.
А для кого-то, высшее народное благо мыслится в духе «собрать всех в комфортных для жизни районах, а пустующую бесполезную Сибирь распродать».

Поэтому, когда я слышу высокие слова о «русском народе», я хорошо понимаю, что за этими словами может стоять и нечто весьма опасное для нашего будущего. Нечто совершенно глупое, не учитывающее даже элементарных системных связей...
А цивилизация - это народ, взятый в комплексе. Без отрыва от своей земли, своих творений и своих союзов. Без потери стратегических интересов. Без потери будущего. Именно наплевательским отношением к будущему грешат многие современные политические идеологии. «Сейчас сделаем жизнь более комфортной, а потом - хоть потоп». Вот оно, коллективное бессознательное некоторых националистов-чуркогонов, и либералов-системоборцев.

Когда мы говорим о цивилизации, волей-неволей приходится смотреть на народ не как на примитивный список из отдельных личностей, а как на сложный, исторически развивающийся организм. В котором всё взаимосвязано. Которым нельзя просто так вертеть, в угоду модным теориям и личному настроению.

Поскольку, цивилизация - это сложный комплекс, необходимо хотя бы приблизительно выделить, какие составные части более важны, а какие - второстепенны.
1.  Приоритет развития цивилизации - это забота о всех людях, входящих в неё. Безопасность жизни и здоровья, интеллектуальное развитие, возможности для самореализации. Это необходимый минимум. Без людей цивилизация превратится в археологический объект, не более.
2.  Следом идет забота о языке и культуре. Это вторая важнейшая составляющая, без которой цивилизация будет обречена на угасание и разрушение. То, что составляет наше единство - требует особо бережного отношения.
3.  Затем идет всё то, что дает потенциал для дальнейшего развития. То, что дает возможность идти на равных с остальным миром. То, что защищает цивилизацию от перспективы ослабеть, и получить смертельные удары извне. Земля и ее ресурсы, материальные ценности, научные исследования, технический прогресс, продуманная политика, и т. д.

И, напоследок.
Как определить современные географические рамки цивилизации? Да, в общем-то, довольно просто. По распространенности русского языка. В интернете есть соответствующие карты:



Это, конечно,  весьма примерная картинка. И не надо испуганно тыкать в Израиль. :)
По факту, современная русская цивилизация занимает РФ, Белоруссию, южную и восточную части Украины, северные районы Казахстана. И имеет проникновение разной степени плотности еще в целый ряд сопредельных и союзных государств (Латвия, Таджикистан, Абхазия, и т. д.).

То есть, на данный момент нашей цивилизации сопутствует такая нехорошая вещь, как политическая раздробленность. Мы разорваны на несколько государств. Впрочем, преодолевать раздробленность нам не впервой. Мы занимались этим увлекательным делом несколько веков после монгольского нашествия, и вполне преуспели. Хотелось бы, конечно, чтобы нынешнее преодоление разобщенности не затягивалось на столетия. Иван Калита - это, конечно, здорово... Но лучше пусть будет Бисмарк.
Мир стал намного быстрей, можно и не успеть.

Продолжение, наверное, следует.

будущее, идология, цивилизации, карты, серьезное, Россия

Previous post Next post
Up