Следующую статью пишу для конференции в Музее истории Санкт-Петербурга. Выступаю на эту тему 1 ноября. В интернете по соответствующему запросу есть только сами путеводители, нет их анализа. Моя задача в статье - собрать обобщающую информацию.
С распространением в быту интернета появился спрос на описание в сети Петербурга. Кто-то ищет информацию о туристической инфраструктуре, кто-то ищет советы для прогулок по городу. Давайте посмотрим, какие путеводители по Петербургу есть сегодня в интернет-среде, каковы их особенности по сравнению с печатными изданиями. Помечтаем, каким мог бы быть идеальный путеводитель по Петербургу в интернете. Решим, что нужно для его создания.
Виды интернет-путеводителей. Как оценивать.
Разделим путеводители на следующие виды:
- по статусу автора (официальный, неофициальный);
- по актуальности (обновляемый, не обновляемый);
- по теме (путеводители по городу в целом, по культурно-массовым мероприятиям, ресторанам и т.д).
Официальным путеводителем будем считать такой, который создаётся и поддерживается официальными городскими структурами. Неофициальные путеводители поддерживают бизнес-структуры и авторы-энтузиасты.
Смысл деления по актуальности достаточно очевиден и без подробных разъяснений.
Для рассмотрения конкретных примеров давайте выясним, что мы ожидаем от интернет-путеводителей. Ожидаем мы того, что может дать интернет-среда в целом. Сайты позволяют публиковать статьи, вставлять в них ссылки, фотографии, видеоролики. Читатели могут оставлять комментарии. Путеводитель в интернете, равно как и путеводитель-книга, должен содержать описание возможных маршрутов прогулок по Петербургу, справочную информацию о городской инфраструктуре: транспорте, гостиницах, музеях, экскурсиях, магазинах, ресторанах и кафе. Путеводитель должен давать советы о том, что посещать в первую очередь, как фотографировать город для получения лучших снимков, как сэкономить деньги при прогулках. В общем, путеводитель должен делать путешествие по Петербургу удобным и интересным. Если всё это есть на сайте, то мы можем считать такой онлайн-путеводитель качественным.
Примеры интернет-путеводителей.
Рассмотрение конкретных примеров интернет-путеводителей начнём с официального лица Санкт-Петербурга в сети. Официальным городским туристическим порталом считается
http://visit-petersburg.com/
Проект поддерживает Агентство городского маркетинга. Это агентство создано в рамках программы развития туризма в Санкт-Петербурге на 2005-1010 годы. Благодаря программе в Петербурге открылись городские информационные киоски. В метро появилась информация на английском языке. По центру города начали курсировать двухэтажные автобусы с аудио-гидом на нескольких иностранных языках.
В рамках этой же программы создан и официальный городской туристический портал. Он содержит краткий каталог достопримечательностей со скупым их описанием, перечень главных городских музеев, каталог гостиниц, афишу культурно-массовых мероприятий. Здесь выложены файлы с аудио-экскурсиями, круговые фото-панорамы Петербурга. На ряд важных туристам вопросов портал не отвечает и не использует все возможности интернет-среды
Лишь несколько лучше даёт справочную информацию о Петербурге официальный сайт городского туристско-информационного центра:
http://ispb.info Создать интернет-путеводители пытаются бизнес-структуры, которые это делают ради привлечения внимания потенциальных клиентов. Но им мешает то, что создание и наполнение таких сайтов руководство фирм поручает веб-программистам. Сделать качественный сайт с технической точки зрения эти специалисты способны. Но ответы на все интересующие туристов вопросы всё-таки не даются. Пример такого сайта:
http://www.opeterburge.ru/ Авторы-энтузиасты занимаются созданием сайтов о Петербурге ради собственной самореализации в обществе. Среди них есть не только любители истории, но и настоящие исследователи. Но почти все они занимаются раскрытием краеведческой темы. Вопрос удовлетворения потребностей туристов остаётся нераскрытым.
Давайте рассмотрим лучшие на сегодня путеводители по Петербургу в интернете. Лучшие только по сравнению с другими, но не идеальные сами по себе.
Сделаем в поисковых системах (Яндекс или Google) запросы:
- Санкт-Петербург;
- Путеводитель по Петербургу;
- Достопримечательности Санкт-Петербурга.
При изучении результатов поисковых запросов пользователи в большинстве случаев смотрят одну-две страницы с результатами. Всё что находится за 20-м местом чаще всего остаётся за пределами внимания пользователей. Выделим следующие сайты из первой двадцатки: "Прогулки по Петербургу":
http://walkspb.ru
На этом сайте создан путеводитель на семь дней с описаниями маршрутов прогулок по Петербургу. В нём указывается маршрут на карте, даются ссылки на описание достопримечательностей, официальные сайты музеев, график их работы и стоимость посещения. Здесь же указываются лучшие (на взгляд автора) места для обеда, ракурсы для фотографирования, места для отдыха (скамейки). Кроме того, здесь представлены путеводители на два выходных дня, путеводители по вечернему и ночному Санкт-Петербургу.
На сайте собраны авторские статьи на темы:
- Экскурсии по Петербургу;
- Проживание в Петербурге (гостиницы, отели, как сэкономить при аренде жилья);
- Общественный транспорт;
- Как добраться до пригородов (Петергоф, Царское Село, Павловск и т. д.);
- Места общественного питания (рестораны, кафе, дешёвые столовые);
- Музеи Петербурга;
- Театры Петербурга;
- Медицинское обслуживание туристов в Петербурге;
- Где купить сувениры;
- Особенности отдыха с ребёнком в Петербурге.
Удивительно, но до сих пор никто другой не сподобился сделать тоже самое, дать свой взгляд на прогулки по Петербургу. На первых страницах выдачи поисковых систем есть сайты с каталогами достопримечательностей. Есть замечательные архитектурные путеводители (например,
http://citywalls.ru). Но последовательных описаний маршрутов прогулок по Петербургу на первых страницах поисковых систем больше НЕТ!
Что касается качественного справочного материала о Петербурге, то обратите внимание на сайт под названием «Лоцман путешествий»:
http://spb-guide.ru Автор сайта собрал интересную подборку сведений о городской туристической инфраструктуре. Здесь же находится богатая база фотоматериала.
Стоит обратить внимание на необычный проект «Это видел»:
http://www.etovidel.net/sights/city/saint-petersburg На сайте даётся информация о необычных и малоизвестных достопримечательностях. Его посетители могут не только комментировать и оценивать прочитанное, но и сами добавлять в базу новые объекты.
Широкий спектр справочной информации о Санкт-Петербурге есть в туристическом разделе Википедии:
http://wikitravel.org/ru/%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%82-%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3
Некоторые из путеводителей в интернете фокусируются на одном из конкретных тематических направлений. Это особенно хорошо удалось известному проекту "Афиша":
http://www.afisha.ru/ Если вас интересует вопрос "куда пойти вечером", что посмотреть в кино, театре, в клубе или на выставке, то легко и удобно ответ вы найдёте именно здесь.
Вопрос выбора кафе или ресторана подробнейшим образом раскрывает проект:
http://spb.allcafe.ru/ Каковы отличия путеводителя в интернете от путеводителя-книги?
К книжному путеводителю турист обращается прежде всего непосредственно во время прогулок по городу. Совершая самостоятельную пешеходную экскурсию, удобно держать в руках компактное полиграфическое издание с описанием маршрута прогулки и встречающихся по пути достопримечательностей. Доступ к онлайн-версиям путеводителей сегодня возможен через мобильные телефоны и планшетные компьютеры. У первых для такого использования слишком маленький экран, а вторые пока что дороги для массового потребителя. Текст с описанием прогулки в интернете можно распечатать на принтере. Но пачка листов формата А4 занимает слишком много места, да и возможности онлайн формата (ссылки, видео) в таком случае теряются безвозвратно.
Таким образом, путеводители по Петербургу в интернете сейчас используются в основном не во время прогулок, а перед ними. Часто - перед поездкой в Петербург. При помощи сайтов туристы получают информацию о том, где и как провести время. Где поселиться, где гулять, что увидеть.
Онлайн-путеводители интерактивны. В контент могут быть вставлены ссылки, видеоролики. Для читателей сайта создаётся возможность комментирования статей. Такие комментарии служат отзывами, на которые ориентируются другие посетители сайта при оценке качества путеводителя.
Автором интернет-путеводителя может стать любой, кто имеет доступ в интернет и знает как выложить информацию в сеть. С появлением социальных сетей и сервисов (Вконтакте, Живой Журнал) делиться информацией с обществом стало гораздо проще. Написание же статей для печатных изданий доверяют только проверенным авторам.
Информация в интернет-путеводителе может быть изменена, исправлена в любой момент. Опечатки или устаревшая информация в книге могут быть исправлены только при переиздании, что происходит не чаще одного раза в год.
Структура подачи информации на сайте позволяет опубликовывать гораздо больший объём текстовой информации и фотографий.
Перспективы интернет-путеводителей.
На данный момент возможности интернета не полностью использованы для того, чтобы создать действительно удобный, информативный путеводитель. Что необходимо для появления качественных онлайн-сервисов для туристов? Обязательное условие популярности онлайн-путеводителей - дешёвый и доступный интернет в пределах исторического центра Петербурга. Необходимо наличие большого количества бесплатных wi-fi точек доступа к интернету (в идеале), или дешёвых тарифов у операторов связи.
Пользоваться онлайн-путеводителями посредством телефонов неудобно из-за маленьких размеров их экранов. Этого недостатка лишены планшетные компьютеры. Но для их широкого распространения нужно дождаться, когда они станут дешёвы.
Итак, представим себе идеальный онлайн-путеводитель. Доступ к нему мы имеет посредством планшетного компьютера. Его удобно использовать во время прогулок, он сохраняет все преимущества онлайн версии путеводителя. Структурная основа описания прогулки - трёхмерная карта Петербурга. Пример такой карты можно увидеть на сервисе Яндекса «Панорамы»:
http://maps.yandex.ru/
А теперь представим, что на трёхмерном изображении города можно выбрать один из маршрутов для прогулки. Турист получает информацию о достопримечательностях и объектах городской инфраструктуры, кликая по изображению зданий, памятников, баннеров. Для оценки кафе, музея, гостиницы, магазина в него необязательно заходить, а достаточно нажать на ссылку. Для описания объектов используется не только текст и фотографии, но и аудио- и видео-материалы. Даётся доступ к действующим прайсам, расписаниям работы. При работающем электронном кошельке удалённо оплачиваются услуги ресторанов, такси. Например, так можно оплатить столик в ресторане. Сразу после этого повар начинает готовить вам еду. К вашему приходу уже всё готово. База данных выдаёт путь до ближайшей остановки общественного транспорта, откуда можно доехать до нужной нам точки города.
Такая виртуальная среда позволяет встраивать в неё рекламные продукты и получать прибыль за счёт работодателей. Некоторые из сервисов можно делать платными, получая прибыль с пользователей. Такой интернет-путеводитель безусловно интересен для реализации в рамках бизнес-проекта.
Считаю, что с его появлением путешествие по Петербургу станет по настоящему удобным, интересным и приятным!