Нескромное обаяние хулиганов. Дао Похоти

Mar 26, 2011 11:13


Еще немного энеаграммы.

В моем понимании, в патриархатном обществе характер представляет собой результат насильственных процессов адаптации, которые переживает человек в первые годы жизни (плюс соотношение процессов мимесиса и контитуциональной предрасположенности). Процессы адаптации (=воспитание) не только насильственны, но и агрессивны в большинстве случаев, поэтому результат - характер - часто становится собственной противоположностью: не адаптирует, а дезадаптирует. Само развитие характера становится амбивалентным процессом адаптации/дезадаптации, развивающемся в трех зонах:

- внутренняя зона - то, что мы чувствуем телесно и эмоционально;
- внешняя зона - данные перцепции о внешнем мире, поставляемые нам органами чувств;
- промежуточная зона - наша интеллектуальная активность (фантазии и мысли).

Дезадаптативность - механизированное, некритическое воспроизведение харáктерных механизмов в этих трех зонах. Адаптативность - осознанное управление этими механизмами. Изучение типов характеров должно служить не идентификации с ними, а приучению себя отдавать себе отчет, пребывать в осознанности относительно собственных способов поведения.

The World Is Yours.

Противоположным характеру зависти (4 энеатип) является похотливый (вожделенческий) характер (8 энеатип). Слово "lujuria"/"похоть" ("вожделение") указывает на излишество, интенсивность, порок "в чистом виде".  Похотливый характер - самый мятежный в энеаграмме, он принадлежит человеку, который не верит в чужой авторитет и который научился, с самых первых лет жизни, полагаться только на себя -  во всех смыслах. Похотливый характер резко противостоит любой официально признанной "власти", прежде всего путем собственной автономии. Внутрипсихически личная автономия переживается как готовность сражаться, быть сильным и ничего не бояться.

Отсутствие страха (достигается в процессе привыкания блокировать чувство страха на физиологическом уровне; для краткости буду далее употреблять выражение "отсутствие страха"), любовь и стремление к риску - наиболее известные черты этого многоосуждаемого характера. В психологической литературе этот характер известен давно: "эксплозивный психопат" Шнейдера, "морально бесчувственный индивид" Шольца ("которому прекрасно известны законы морали, но который не чувстветт их, а следовательно, не подчиняет им собственное поведение"), классические описания психопатов и социопатов Клекли (1941 г.), фаллический нарциссист Райха, эксплуататорская ориентация характера у Фромма, антисоциальное расстройство личности в DSM III (Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders - Руководство по диагностике и статистике психических расстройств), захватнический тип у Хорни, экстравертный ощущающий тип у Юнга.

Интерес к похотливому характеру в его наиболее дисфункциональном аспекте антисоциального индивида вызван прежде всего попытками социально его "обезвредить" и объяснить его значительное влияние на окружающих, так как если чем и "замечателен" похотливец, так это способностью выдавать один за другим книжных, театральных и телевизионных "героев"; вернее выдают их не сами похотливцы, а их многочисленные фанаты, подражатели и последователи. Впрочем, похотливым характером отличаются не только киногерои. Этот характер процветает среди "мировых лидеров", диктаторов, вождей освободительных движений, революционеров, финансовых магнатов, мафиози...

Наранхо в книге "Трансформирующее самопознание" приводит описание Карла Маркса, принадлежащее Анненкову:

"Его личность отличалась огромной энергией, напористостью и несломимой уверенностью... Он производил впечатление человека, который обладал полным правом и властью привлекать к себе всеобщее внимание... Его движения были неуклюжими, но твердыми и решительными. Его манера поведения, заметно противоположная общепринятой, была горделивой и несколько презрительной; его твердый металлический голос, пронизывавший собеседника, прекрасно соответствовал его радикальным суждениям о людях и о событиях. Он всегда говорил в той повелительной манере, которая сразу отсекала любую возможность возражать и которая пропитывала каждое его слово, отзываясь почти физически болезненным стимулом. Его способ выражения явно указывал на внутреннее убеждение в том, что его миссией было господствовать и диктовать нормы поведения окружающим. Я находился в присутствии живого воплощения диктатора."

Этот характер наиболее известен и популярен в своем дисфункциональном варианте "обаятельного хулигана" (функциональным вариантом будет "герой"). Похотливцев любят, им слепо верят даже тогда, когда они нагло лгут. Они несут разрушение, а люди цепляются за них, как за благодетелей и спасителей. Они используют людей в своих сиюминутных целях и от души презирают их чувства, а люди боятся их потерять. Они устраивают настоящие эмоциональные, финансовые и иные погромы, а люди радостно берутся "всё исправить" и за всё заплатить. Они не принимают на себя никаких обязательств, а люди преданы им. Если что-то можно утверждать бесспорно о похотливцах, так это то, что они, несомненно, харизматичны и легко (без специальных усилий с их стороны) убеждают людей следовать за ними, будь то бизнес, ограбление банка, брак и домоводство, градостроительство, война или мир. Неважно, кем окажется похотливец в жизни: домохозяйкой, генералом, садовником, мелким бизнесменом, магнатом - главное, занимать командный пост и организовать всё окружение и течение событий на свой особенный и характерный лад.



Похоть как характерообразующая страсть. Триада "отсутствия любви".

Похоть проявляется как тенденция к эксцессу и мстительное "преследование справедливости" и "поиски истины".

Страсть к интенсивности является компенсацией бесчувственности, отсутствия внутреннего чувства живости и участия в жизни. Преувеличение собственных "потребностей" и ничем не сдерживаемый импульс к их удовлетворению. В деятельности не наблюдается границ или сдерживающих факторов (ни внешних, ни внутренних), как если бы похотливец чувствовал себя вправе делать всё, что заблагорассудится.

Похоть как характерообразующая страсть - самая заметная из всех страстей энеаграммы, потому что люди, принадлежащие к 8-му энеатипу, не только не скрывают (подавляют или вытесняют) ее, но и действуют вполне осознанно, открыто и напоказ в соответствии с ней. Позиция похотливца в отношении жизни - это позиция силы и подчеркнутого презрения к слабости и зависимости. Цели жизни формулируются предельно конкретно: это власть и наслаждение (неформулируемая претензия: удовлетворять свои потребности, не выражая их: не забудем, что неозвученное не существует).

К.Наранхо говорит, что в дисфункциональных вариантах характеров гордости, скупости и похоти (соответственно 2-го, 5-го и 8-го энеатипов) присутствует общее фундаментальное  расстройство способности устанавливать полноценные эмоциональные связи. При этом и в соответствии со своей отличительной чертой "прямоты и открытости" похотливец наиболее радикально отвергает/блокирует презираемую им "сентиментальность" (тогда как характер гордости фальсифицирует любовь, а характер скупости противостоит ей).

Для похотливца секс важнее эмоциональности, связанной с чувством любви. Прототипом любви похотливца является любовь Дон-Жуана, в которой собственные приоритеты и желания неизменно ставятся на первое место, это любовь, которая вторгается, использует, эксплуатирует, требует подчинения, доказательств лояльности, способности прощать (вернее, попустительствовать). Далее мы будем говорить о любви-дружбе, как форме отношений, свойственной этому характеру.

Порабощающий характер любви похотливца напрямую связан с его приматом личной автономии: внутренне он никогда не согласится на установление или поддержание связи, единства с другим человеком, он всегда останется на недосягаемом для другого расстоянии. В любви похотливца очень много насильственного и агрессивного: похотливый характер ищет прежде всего любви-контакта, непосредственной и конкретной, которая длится столько, сколько длится контакт. Эта любовь-контакт должна быть, разумеется, зашкаливающей интенсивности, не ставящей под вопрос независимость похотливца и не создающей для него компромисса, напротив, любовь-контакт не воспринимается похотливцем как "отношения", это просто эпизод повседневности, не имеющий для него значения - буквально.

Наранхо говорит об особом типе психологической защиты, свойственному этому типу характеру (и только ему) - он называет этот механизм контр-идентификацией и контр-интроекцией, как если бы от человека "отскакивало" любое внешнее влияние, особенно если оно претендует на авторитетность или исходит из источника власти. Этот механизм призван также трансформировать в собственном внутреннем видении похотливца "хорошее" в "плохое" и наоборот. Благодаря действию этого механизма, похотливец убежден, что быть "плохим" - правильно и хорошо, а быть "хорошим" - удел трусов и лицемеров. Он невысокого мнения об окружающих и считает, что люди притворяются, проявляя альтруизм, доброту, сочувствие, солидарность. Знание об этом притворстве легитимирует то дурное или незаконное, что содержится в действиях/поведении похотливца (см. неподчинение законам общественной морали).

Gender gap похоти.

Похотливый характер представляет из себя золотой миф гипермаскулинности. Трудность, с которой мы сталкиваемся при наблюдением за этим характером, состоит именно в том, что его поведенческие паттерны являются социально значимыми, легко узнаваемыми клише (Герой/Негодяй). Часто я думаю, что в действительности похотливого характера не существует, так как человек, обладающий таким характером, представлял бы из себя крайнее проявление дезадаптативности, и у него не оставалось бы никакого варианта существования, кроме как реформирования, передела мира "под себя". Такой характер означает "один против всех", что исключает возможность выживания или делает ее весьма сомнительной (Героям/Негодяям как бы на роду написано жить быстро, умереть красиво и оставить после себя элегантный труп).

Кроме того, обращает на себя внимание "разброс мнений" в описаниях этого характера и в то же время отсутствие конкретных деталей и примеров "из жизни" (всё больше исторических примеров "великих людей" и персонажей художественной литературы). Схематичности и "общих мест" в этих описаниях гораздо больше, чем в описаниях других типов характера, обычно логически структурированных, детальных и иллюстрированных многочисленными примерами и т.д. Это наводит меня на мысль, что или похотливый характер редко доступен для наблюдений в рамках терапии: многие специалисты говорят, что так оно и есть, такие люди слишком самодостаточны и высокомерны, чтобы у них могла возникнуть мысли о терапии, или похотливец - социальный миф.

С другой стороны, мой личный опыт общения с этим характером заставляет меня верить в его существование. Как мне кажется, дело в том, что варианты похотливого типа характера настолько отличаются друг от друга, что трудно проследить общую основу, тем более, что черты этого характера - особенно дисфункциональные - социально понимаются как абсолютно желательные в отношении мужчин, как "система ценностей маскулинности" и абсолютно нежелательные в отношении женщин (личная инициатива, стремление к независимости и к контролю над  обстоятельствами собственной жизни жестко табуируются). Как следствие, большинство мужчин будут пытаться строить своё поведение по типу похотливого характера, даже если не обладают им (потом, так как шапка явно не по сеньке, мы имеем толпы раздавленных шапками сенек), а большинство женщин, принадлежащих в 8-му энеатипу, будут пытаться "гиперадаптироваться".
Стандартный мужской подтип похотливого характера тяготеет к соседнему с ним обжорству: это отважные люди, любящие риск, частенько преувеличивающие собственные возможности, экстраверты, изворотливые хитрецы, обладающие даром слова, самоуверенные и очень самоуверенные. Их мало интересует, нравятся они окружающим или нет, главное для них - отстоять собственный интерес во что бы то ни стало (это выражение стоит понимать буквально). Характерна нетерпимость к недостаткам и слабостям других. Мужской вариант 8-го энеатипа более нетерпелив, импульсивен и "сентиментален", чем женский.

Женщин, принадлежащих 8-му энеатипу скорее всего не меньше, чем мужчин (детский опыт, приводящий с большой вероятностью к формированию этого типа характера, в анамнезе чаще встречается именно у женщин), но они вынуждены вынуждены жестче подгонять свое поведение под систему гендерных табу, поэтому часто внешнее поведение женщин с похотливым характером будет строиться по завистливому типу или по типу гордости. Женский похотливый характер - как река Гвадиана, которая то появляется на поверхности, то вновь уходит под землю: периодические системные разрушения в жизни (как если бы время от времени происходили землетрясения), резкие кардинальные (и неожиданные для окружающих) перемены (места жительства, круга общения, работы, внешности), присутствие в их личной истории рискованных и опасных ситуаций (обычно тщательно скрываемых) могут навести нас на мысль о том, что скорее всего мы имеем дело с 8-ым женским энеатипом.

Женщины этого энеатипа наиболее сильно страдают от внешних ограничений, особенно в том, что касается физических недомоганий, настолько, что часто эти переживания приобретают характер травматических и ведут к хронической депрессии (часто - к алкоголизму и другим зависимостям). Депрессивные симптомы не осознаются, а соматизируются - мигрени, боли в суставах, бессонница, хроническая усталость - и происходит подпитка психического страдания по типу обратной связи (депрессия - соматизация - физические недомогания - отчаяние от невозможности выздороветь - депрессия). Женщины, психологически тяжело перенесшие опыт беременности и родов, обычно имеют в личностной структуре много черт этого 8-го энеатипа.

Если похотливый характер развивается более или менее по "собственному сценарию", для его женского варианта скорее будет обычным сочетание с 9-м энеатипом (Леностью). Характерна амбивалентность, проявление себя прямо противоположным образом в той или иной ситуации: обычно это энергичный и агрессивный человек в трудовом коллективе и добродушная гостеприимная хозяйка дома. Женский стандартный характер 8-го энеатипа, в противоположность обычным чертам этого характера, интровертен. Такой человек предпочитает решать все вопросы приватно, без огласки: из тех, кто не страшен, когда говорит, но очень страшен, когда молчит.  Внимательны к окружающим - это внимание/проницательность, которую часто путают с эмпатией, но на деле - это изучение собеседника/партнера. Как правило, проявляют терпение, предпочитают отмалчиваться до поры до времени, их нелегко вывести из себя, но вспышки гнева, хотя и кратковременные, обычно сопровождаются насилием.

Изучая энеатипы, я заметила, что люди редко уживаются не со "своими": на примере похотливцев это особенно заметно. Обычно экстравертный "мужской" вариант (с явной или не очень дисфункциональностью) сосуществует душа в душу с интровертным гиперадаптативным по типу лености "женским" вариантом; в кинематографе это часто встречающиеся пары, представляющие собой один и тот же характер, разделенный на комплементарных персонажей (Хаус/Кадди, Тони Монтана/Манни Рэй, Чарли Крус/Дэни Риз).

Внутренняя динамика похоти. Маска Власти.

"Я всё делаю сам" (всё знаю/всё умею/мне никто не нужен). В основе жизненной позиции, характеризуемой силой, независимостью и жесткостью (жестокостью), лежит чувство хронической неудовлетворенности, которая переживается как несправедливость, вызывает интенсивные эмоции гнева и ярости, а также приводит к убеждению в том, что в жизни ничто не достается даром, что нельзя рассчитывать ни на чью помощь, и что абсолютно всё придётся достигать собственными силами.

Это стремление к абсолютной независимости и самодостаточности вполне осознается, для его достижения принимается решение об отказе от эмоциональной привязанности как формы межличностных отношений. Такой формой становится борьба за доминирующие позиции в жизни, за немедленное удовлетворение потребностей (отсюда сексуализация эмоциональных связей, стремление к их вульгаризации, цинизм). "Отказ от любви" (по определению Наранхо) - это сознательное принятие одиночества, игнорирование потребностей других людей и одновременно - отсутствие ожиданий в их отношении (речь идёт о сознательных ожиданиях - здесь и далее; бессознательные ожидания, разумеется, присутствуют). Похотливый характер ничего не ждет от окружающих и ничего не просит: он претендует на то, чтобы взять то, на что хватит собственных сил, поэтому основной трудностью этого характера является трудность принимать (всё, что исходит от других, системно отвергается, будь то идеи, материальная помощь, деловые предложения, симпатии и т.д.). Для 8-го энеатипа очень характерно формирование - всегда по собственной инициативе - близкого круга "своих" (объекта любви, сообщников, единомышленников, друзей), внутри которого он доминирует и принимает решения.

"Ego-venge" - определение 8-го энеатипа Оскаром Ичасо. Мстительность и деструктивность этого характера состоит в постоянной готовности "дать сдачи", "нанести ответный удар".  Похотливый характер не вынашивает планов вендетты (он вообще редко планирует), он просто действует в соответствии с собственными понятиями о справедливости. Референтом этих понятий являет собственное внутреннее ощущение того, что хорошо, а что плохо: общепринятые "ценности" и "мораль" при этом не только ничего не значат, но и расцениваются как лицемерные, фальшивые. Противостояние обществу является своеобразным признанием собственных гнева, ярости, агрессивности и их проекцией на "всех" ( "эти трусы не осмеливаются сказать прямо и сделать то, что говорю и делаю я").

Механизмы контр-идентификации и контр-интроекции действуют в направлении "отключения" способности чувствовать как вину, так и любовь, отрицания возможности быть слабым или ранимым (это распространяется также на физическое состояние, недомогания переживаются как катастрофа, и состояние здоровья принципиально не принимается во внимание). Переживания страха не допускаются в сознание, заглушаясь интенсивностью ощущений в ситуациях риска.

"Похоть как подавленная зависть и зависть как подавленная похоть" - связь 4-го и 8-го энеатипов. Похотливый характер не осознает присутствия в самом себе зависти (напомню, что зависть выражается в чувстве недостатка, собственной ущербности), так как сознательно концентрируется на автономности и самостоятельности, отсюда некритичность и попустительство по отношению к самому себе. Похотливому характеру ни в чем не нужно извинять себя, потому что он ни в чем себя не обвиняет.

"Отсутствие тормозов". По словам Хорни, нашими внутренними сдерживающими механизмами являются любовь, страх и инстинкт самосохранения. Когда сдерживающие механизмы не действуют, активность становится неконтролируемой. Почему они не действуют в этом типе характера, "науке неизвестно", хотя можно считать практически установленной тесную связь похотливого характера с определенным типом темперамента и определенным фенотипом. Наранхо цитирует комментарий Шелдона (W.H. Sheldon "The Varieties of Temperament", New York 1942) о том, что в 8-ом энеатипе наиболее выражены соматотония и мезоморфическое развитие (то есть, развитие скелета, мышечной и соединительной тканей). Шелдон характеризует соматотонию с помощью следующих признаков:

1. Ассертивные поза и движения
2. Предпочтение физической активности
3. Характерная энергичность
4. Потребность в физических упражнениях
5. Любовь к власти и доминированию
6. Любовь к риску, азарт.
7. Раскованность и прямота
8. Физическая отвага (например, в бою)
9. Агрессивное конкурирование
10. Психическая бесчувственность
11. Клаустрофобия
12. Отсутствие сострадания
13. Отсутствие смущения, стыда
14. Склонность шуметь (привлекать к себе внимание)
15. Физическое гипер-развитие
16. Преобладание горизонтального мышления
17. Соматотоническая экстраверсия
18. Агрессивная ассертивность под воздействием алкоголя
19. Потребность в действии в кризисных ситуациях
20. Молодежная ориентация (выбор специфических предметов, занятий, целей). Инфантилизм.

Наранхо подчеркивает несомненное наличие конституционального фактора в формировании похотливого характера. От себя добавлю, что, насколько мне были доступны для наблюдения люди с преобладанием черт 8-го энеатипа, среди их близких родственников всегда был хотя бы один человек того же энеатипа. Стремление к интенсивности ощущений, возможно, объясняется не только экзистенциально-психологическими факторами, но и физиологической предрасположенностью в сочетании с научением (родственники).

"Дружба с инстинктами". Всё психофизическое развитие человека 8-го энеатипа проходит в направлении, противоположном подавлению инстинктивных импульсов, т.е. в направлении, противоположном неврозу (это единственный характер, который не подавляет ни сексуальность, ни агрессию), хотя Райх в своих заметках о фаллическом нарциссисте утверждает, что его ориентация на инстинктивную жизнь  является своеобразной "противоестественной" защитой: это защита против зависимости и пассивности. Похотливый характер старается поддерживать гипер-ассертивность и гипер-агрессию для того, чтобы избежать даже минимальную возможность оказаться в ситуации беззащитности, которая заставила бы его подчиниться правилам социума и отказаться от своих импульсов.

"Подавление супер-эго". Похотливый характер сознательно принимает сторону Нижней Собаки. Вместе они и вырабатывают свои контр-идентификацию и контр-интроекцию, с помощью которых парализуют интрапсихическое действие структуры супер-эго (свобода от чувства вины и стыда): всё, что не согласуется с инстинктивной сферой, с желаниями и импульсами похотливого характера буквально "выплевывается".

Ориентация на эксплуатацию". Необходимые похотливому характеру внешние объекты не воспринимаются как самостоятельные, существующие "по собственному праву". Похотливый характер проделывает ту же ментальную операцию, о которой мы говорили в статье о перверзном нарциссисте: он воспринимает других как объекты, а самого себя - как единственного субъекта деятельности. Это неизменно приводит к ориентации на эксплуатацию в отношении внешнего мира. Разница в поведении перверзного и похотливца, в том, что последний - тиран, тот самый, у кого между мыслью/словом и делом не стоит ничего (даже элементарного планирования). Сходство перверзного и похотливца в том, что оба мастерски манипулируют чужими эмоциями (если вы собираетесь кого-то эксплуатировать и у вас нет личной армии для осуществления принуждения, вам не остается ничего другого, как начать с психологических манипуляций).
Типичной формой манипулирования у похотливого характера является тотальное вовлечение другого в собственные проекты, ощущения, опыт, переживания. Похотливец прежде всего стремится к упразднению расстояния между собой и объектом, к контакту (в первую очередь, физическому), поставляющему ему необходимые ощущения, поэтому очень быстро психологические манипуляции заменяются на прямые приказы. Доминирование и агрессивность применяются похотливцем как способы свести на нет давление и сдерживающее влияние внешней среды, для беспрепятственного выражения собственных импульсов. Ориентация на эксплуатацию означает, что стилем жизни становится конфронтация.

"Презрение к слабости". Конфронтация и агрессия как способ поведения подразумевают развитие таких характеристик, как не-сентиментальность, реалистичность восприятий, прямота, резкость и категоричность и одновременное чувство презрения к противоположным чертам слабости, чувствительности и, особенно, страха. Склонность бессмысленно и безрассудно рисковать (в сочетании со способностью удерживать боль вне сознания, например, человек может "не заметить", что у него высокая температура, или "забывать" поесть в течение нескольких дней) - один из основных показателей общего огрубения психики и способ преодоления страха внутри себя самого, преодоление, которое реально (страх не подавляется, а преобразуется в ощущение власти над происходящим). Слабость для похотливого характера - синоним потери контроля и опасность попасть в зависимость, понести ущерб. Страсть к риску подпитывает похоть (страсть к эксцессу) и наоборот, потому что похотливый характер научился превращать свойственную ситуации риска тревогу в источник возбуждения и полностью погружаться в интенсивность этого переживания,- это приводит к своеобразной психологической зависимости.

Похоть подменяет "быть" на "быть могущественным". Потребности подменяются желаниями.

Межличностная динамика похотливого характера.

В сфере отношений похотливый характер известен своей бесчувственностью. "Моральная идиотия"? - Наверное. В любом случае речь идет о людях, которым трудно или невозможно признавать других независимыми субъектами права. Любая возможность эмоциональной близости блокируется похотливым характером, направляя межличностные отношение в деструктивное русло. Walter Riso говорит о трех мессиджах, которые посылают похотливцы партнерам (гласно и негласно):

- меня не интересуют ни твои радости, ни твои печали (аффективная объективация)
- так тебе и надо/а кто тебя заставляет быть размазней? (презрение)
- я тебе ничем не обязан (снятие с себя ответственности)

Аффективная объективация партнера вытекает из принципа "я всё делаю сам". Как уже говорилось, похотливый характер ничего не ждет от других, включая интерес или одобрение. Похотливый характер субъективно не испытывает необходимости в других, поэтому обращается с ними, как с ключами - вешает их на брелок и таскает туда-сюда; вот этим ключом открывается то-то, а этим - то-то; ему и в голову не придет ждать одобрения или пытаться завоевать его.

Презрение. Для похотливого характера сила есть доказательство того, что ты достоин жить и наслаждаться; в определенном смысле мир видится похотливцу либо в виде доисторических джунглей, либо в виде сценария перманентных военных действий, либо в виде неусыпного действия естественного отбора, премирующего сильных и уничтожающего слабых. Речь не идет только о физической силе или здоровье, под силой может пониматься богатство, интеллект, популярность, - всё то, что может обеспечить доминирующее положение. Но самое главное определение силы для похотливого характера - это психологическая непробиваемость, неуязвимость. Если вам придется вступать в контакт с похотливцем - никогда не плачьте и не демонстрируйте отчаяние: эти люди действительно не испытывают страха, а значит, им незачем и некого любить.

Снятие ответственности. В мире похотливца нет места ни чувству вины, ни раскаянию: "что сделано, то сделано". Точно так же не существуют обязанности в отношении других. Похотливый характер не способен сомневаться в собственных действиях (и в самом себе), поэтому он не способен на возмещение ущерба, самокритику или на диалог с партнером: "я не обязан оправдываться (что одновременно означает: "я не обязан нести ответственность")". Важно заметить, что это не пассивно-агрессивная техника "выматывания" партнера. Похотливый характер безответственен как таковой, это не стратегия, а атрибут этого характера.

Откуда тогда симпатии окружающих? Откуда негодяйское очарование? - Уолтер Ризо называет это "очарованием воина". Во-первых, люди с преобладанием черт 8-го энеатипа действительно обладают физической привлекательностью (sex appeal), хотя обычно не слишком заботятся о своей внешности. Во-вторых, общение с этим характером действует как псевдо-компенсации для очень и очень многих людей:

- "Свобода от Лжи" или "Детская Непосредственность" - похотливцы очень гордятся своей прямотой и честностью, привычкой говорить правду в глаза и пр. Они не считают нужным притворяться и выполнять социальные ритуалы. Если им не хочется, они не отвечают на звонки, не навещают родителей, не ночуют дома - и не оправдываются. Понаблюдав за этим характером, я пришла к выводу, что тот самый внутренний ребенок, про которого говорят психологи, не только благополучно здравствует у похотливцев (в возрасте 3-х - 4-х лет), но и принимает множество важных решений в их жизни. Многие люди (если не большинство) чувствуют себя - особенно в первое время знакомства с похотливцами - раскованно, непринужденно (хотя и несколько тревожно: от непредсказуемости реакций), мир кажется красочным и веселым, полным развлечений или необычных, удивительных и значимых событий, в которые они оказываются вовлеченными

- "Свобода от Скуки" - похотливый характер, как все люди с ярко выраженной экстраверсией, нуждаются в постоянной эмоциональной подзарядке, чтобы ощущать себя живыми, сбалансированными. Похотливцы не только не переносят фрустраций, - и не собираются их переносить, - но и совершенно не переносят скуки. Сильные ощущения им абсолютно необходимы: приключения и риск не только доставляют удовольствие, но и являются предметами гордости. Кажется, что знакомство с похотливцем открывает дверь в какой-то новый мир, где не существует обыденности.

- "Свобода от Добродетели" или "Свобода от Вины" - Вы можете рассказать человеку с похотливым характером свой самый постыдный секрет, и он спросит с недоумением: "И это всё? И из-за этого ты переживал/а столько лет?" Похотливый характер часто кажется великодушным и поддерживающим, вдохновляющим: границы дозволенного размываются, а вместе с ними - чувство вины.

- "Свобода от Страха" или "Покровительство и Защита" - на этом часто замыкается патологическая связь 4-го и 8-го энеатипа. Завистливый характер воспринимает себя как неспособного на конфронтацию с теми, кто был несправедлив или жесток по отношению к нему: страх и ощущение себя слабым, укоренившаяся в психике тенденция к зависимости, негативные переживания собственной неэффективности заставляют видеть в похотливом характере спасителя и покровителя. Привязанность завистнического характера к похотливому оппортунистична - похотливец необходим завистнику для обеспечения собственной безопасности, доступа к благам (похотливцы часто успешны материально) и социальному статусу. Просчет завистника состоит в том, что он - по своей укоренившейся привычке - воображает себе, что сможет убедить похотливца в собственной неординарности, незаменимости как партнера, и что агрессия похотливца в принципе всегда будет обращена вовне отношений, а не внутрь их.

Иллюзорными являются все компенсаторные выгоды, "предлагаемые" похотливцами, поэтому я выше назвала их псевдо-компенсациями. Дело в том, что имидж интересного, незакомплексованного, раскованного, сильного, уверенного в себе, поддерживающего, защищающего, открытого, честного, прямого, успешного и позитивного, доминантного и несколько высокомерного, но знающего себе цену, уважаемого всеми человека является для похотливца упражнением в эксгибиционизме (нарциссизме), по выражению К. Наранхо. Это - осознанные манипуляции, заготовленные для завоевания престижа, влияния и как можно более высокого места в соответственной конкретным обстоятельствам иерархии власти. Также этот имидж прикрывает намерения эксплуатации и отсутствие интереса к кому и чему бы то ни было, является способом завоевать доверие других и быть принятым, несмотря на и вопреки открытым проявлениям безответственности, насилия, агрессии и т.д. по списку. Предлагая другим весь этот замечательный комплект социально значимых качеств, похотливец в глубине души скучает, он равнодушен.

Главными маркерами межличностной динамики похотливого характера будут доминирование, обаяние и легкость установления отношений по типу сообщничества.

Продолжение

Пси

Previous post Next post
Up