Нескромное обаяние хулиганов. Дао Похоти (продолжение).

Mar 26, 2011 10:32


Похоть и инстинктивная сфера.

а) самосохранение представлено в похотливом характере как территориальность и стремление к удовлетворению своих потребностей, к всесторонней обеспеченности. Частенько люди 8-ого энеатипа - это трудоголики, работающие на нескольких работах с тем, чтобы обеспечить себе доход, достаточный для того, чтобы чувствовать себя уверенным в будущем и удовлетворенным. Территориальность выражается в ревнивом радении о собственности, постоянный контроль за состоянием финансов, профессиональным благополучием. Если развитие характера направлено на дезинтеграцию, инстинкт самосохранения у 8-го энеатипа может привести к преступной деятельности, понимаемой как борьба за выживание в жестоком мире. Как минимум, похотливец чувствует себя в праве действовать эгоистически для удовлетворения своих потребностей (обычно это потребности материальные и сексуальные), не принимая во внимание ни последствия своих действий, ни интересов других людей;

б) социальный инстинкт выражается как товарищество, сообщничество, любовь-дружба. Ориентация на дружбу (в интеграционных вариантах этого характера) у похотливцев искренна: они ценят дружбу ради дружбы, основанную на общности принципов (хотя эти принципы как правило не совсем обычны, а скорее маргинальны по отношению к общепринятым, как, например, принципы тотальной преданности в мафиозных организациях, где предательство наказывается смертью). Похотливцы верны собственным принципам, и требуют такой же преданности их принципам от людей, состоящих с ними в отношениях товарищества, дружбы: преданность является главным условием отношений. Они легко чувствуют себя преданными и оставленными - для этого достаточно просто возразить им или не согласиться с ними (это не значит, что все эпизоды предательства выдумываются похотливцами: они так же, как все остальные, не застрахованы от нанесения ущерба со стороны других). Переживания отвергнутости, предательства, оставленности очень тяжелы для похотливого характера - это переживания гнева, приводящего к приступам деструктивности (обычно это злоупотребление всевозможными токсическими средствами и ауто-агрессия в виде безрассудного риска);

в) сексуальный инстинкт выражается как стремление к власти. Это наиболее несбалансированный и чреватый патологичностью аспект похотливого характера. Для похотливцев интимные отношения (всегда сильно сексуализированные) - предпочтительный сценарий борьбы за доминирующее положение и за самоутверждение: им необходимо безграничное влияние на партнера, возможность контролировать и управлять всеми аспектами его жизни. В то же время, если партнера удается подчинить (даже если это подчинение будет демонстративной видимостью, по типу "чтоб отстал"), потеря интереса со стороны похотливца обеспечена. Поэтому длительные и достаточно здоровые отношения возможны только с таким же типом характера. Похотливцам свойственно стремление выступить в роли ментора (родителя), перевоспитать, переделать партнеров по своему усмотрению, с тем, чтобы они были наиболее удобны для осуществления их планов, удовлетворения их потребностей. Интимные отношения с похотливцем практически исключают равенство, этот характер воспринимает партнера как предмет собственности, со всеми вытекающими.

Внешне, в поведении человек 8-го энеатипа раскован, эксплозивен, с тенденцией рисковать. Это характер, который не боится чужих выражений гнева и не сдерживает свои. На обиды отвечает мгновенно, ударом на удар, а расквитавшись, быстро забывает и преодолевает раздражение и гнев. Фоновая гипер-агрессия, выражающаяся в иронии, сарказме или прямых угрозах или в угрожающем поведении.

Устойчиво ассоциирует власть и насилие, поэтому противостоит власти всеми доступными средствами, прежде всего, пренебрежением моральными ценностями и общепринятыми нормами поведения. Похоть как характерообразующая страсть проявляется в поведении как постоянное возбуждение, нетерпеливость, импульсивность, скука при отсутствии достаточно интенсивных стимулов и гедонизм. Гедонизм похотливого характера - это удовольствие от потакания собственным импульсам, удовольствие от борьбы за удовольствия и удовольствие от триумфа в этой борьбе, отсюда частые провокации, демонстрация мужества, собственного доминантного положения.

Открыто конкурирует, проявляет высокомерие и презрение к тем, кого считает (по какой-либо причине) слабыми; завоевывает окружающих с помощью прямоты, обаяния (не без сексуального компонента), находчивости и юмора. Прямота и открытость, подающиеся как честность, как трансгрессия социальных условностей, являются формой соблазнения. Однако, как замечает Хорни, похотливец "ни честен, ни открыт, ни справедлив, и возможно, не способен быть ничем подобным, наоборот, если кто и решил -- неосознанно -- добиться триумфа, не принимая в расчет правду, так это именно он". Справедливости ради надо сказать, что похотливому характеру не свойственна прямая ложь. Его излюбленным способом подтасовки фактов и трансформации реальности является умалчивание или отрывочность, несвязность сообщений, - похотливцы придают гласности только то, что может быть им выгодным: "Если не хочешь, чтобы я тебя обманывал/а, не задавай вопросов".

Этот характер полностью ориентирован на действие, точнее на взаимодействие с окружением, на отношения. Внешне кажется демократичным, но на самом деле этот характер иерархичен, обычно имеет четко сформулированную собственную "систему каст", в соответствии с которой и ведёт себя в отношении окружающих. Участвует во всевозможных движениях "анти-система", это тип революционного активиста - единственный способ социально приемлемого выражения агрессии и единственная для этого характера альтернатива (и одновременно превентивная мера) преступной деятельности.

Когнитивный стиль похотливого характера: не склонен к рефлексии, крайне интиутивный, не самокритичный, сенсо-моторная ориентация, которая выражается во вживании в настоящее, в стремлении к осязаемому, к сфере ощущений и непосредственных стимулов и в преобладании действия над рефлексией.

Самовосприятие: сильный и могущественный, страстный, обладающий правом и властью. Не признают собственной слабости и презирают слабость в других, положительно оценивают собственную способность преодолевать трудности, получать желаемое и свободно выражать свои импульсы. Не чувствуют себя "дурными", считают окружающих лицемерами. Воспринимают себя добрыми и честными, с правом говорить с другими открыто и резко, не принимая во внимание их чувства. Осознают собственную привлекательность для других, сознательно используют ее как манипуляционный рычаг, восприятие собственных внешних данных реалистично. Уделяют большое внимание идее не-старения, так как старость понимается как потеря силы, попадание в зависимость, отстраненность от жизни и от удовольствий.

Объектные репрезентации. Восприятие других реалистично, отсутствует идеализация, положительно оценивается сила и честность, в отличие от доброты, которая ассоциируется с конформизмом и лицемерием. Отсутствуют ожидания в отношении других, равно как и тревога, связанная с собственным имиджем. Жестко делит окружающих на "своих" и "чужих", главным критерием такого деления является верность, надежность, преданность, общность идеалов, целей.

Защитные механизмы: гипер-агрессия, отрицание вины и подавление супер-эго (самоидентификация с нижней собакой).

Морфологическая организация: сильное атлетическое тело с пропорциональным развитием мышечной массы. Энергичны и производят впечатление цельной натуры, уверенного в себе человека; тело является выражением доминирования (телесная ассертивность). Огрубление психики выражается в физической выносливости. Очень характерно внешнее "отсутствие возраста" (связано с идеей не-старения).

Темперамент/настроение. Импульсивность, непризнание границ, стремление к самоутверждению, самоуверенность. Явно выражено стремление к интенсивности ощущений, как средству снять фоновую скуку. Отсутствуют ощущения страха, сожаления, сентиментальность. Быстрые, скачкообразные переходы из одного эмоционального состояния в другое.

Управление агрессией отсутствует: агрессия выражается прямо, открыто, спонтанно и бесцеремонно (разумеется, конкретные проявления агрессии будут разными у гопника и у профессора математики). Видимость ущерба, наносимое агрессией (например, жалобы и упреки), не только не вызывает жалости, но и может увеличить интенсивность и жестокость агрессии, которая сознательно используется для достижения контроля над ситуациями, завоевания и поддержания доминирующего положения. Как правило, в интеграционном варианте характера не-агрессивны в отношении детей (хотя и равнодушны к ним), обращаются с ними как с равными, не пытаются подчинить, так как считают свой авторитет достаточным для осуществления контроля.

Сексуальность, лишенная аспекта "сентиментальности", нежности, заботы о партнере, проявлена как инстинктивная чувственность и окрашена стремлением к доминированию и контролю. Очень характерен низкий уровень удовлетворенности (то, что Райх и Лоуэн называли "оргазмической импотенцией"), обусловленный именно стремлением сохранить контроль во всех аспектах сексуального взаимодействия: не происходит сексуальной разрядки или эта разрядка низкой интенсивности, для компенсации требуются всё новые разрядки, порог возбуждаемости снижен, - всё это создаёт иллюзию собственной гипер-сексуальности, уверенности в собственной сексуальной "мощи".

Похотливому характеру свойственна идеализация эмоциональной связи - идея любви-дружбы, в которой бы он мог свободно доверять партнеру, ему необходим близнец, сделанный по его образу и подобию, никто другой его не устроит. Верность и доверие понимаются как отвлеченные, не связанные с моногамным поведением, -  разумеется, собственным: такая же моральная свобода для партнера не будет принята.

А-социальность: конституция или воспитание?

Ввиду безрезультатности "воспитательных/исправительный/лечебных мер" постоянно возникает вопрос о том, является ли а-социальная ориентация личности следствием определенной конституции или это - следствие определенного стиля воспитания. Этот вопрос, я думаю, еще долго будет оставаться открытым.

Чётко прослеженной является связь между формированием а-социальности и детским опытом выживания. Ребенок, впоследствии развивающий характер по 8-му энеатипу, сталкивается в детстве с отсутствием заботы, отсутствием удовлетворения элементарных потребностей со стороны недееспособных родителей (маргиналы, токсикоманы) или с хронической ситуацией, связанной с реальным риском для здоровья и жизни вследствие аномального, патологического и длительного взаимодействия с садистическим родителем (обычно отцом при попустительстве или равнодушии матери): это физический и психический абьюз (в том числе, принуждение к выполнению непосильных, не соответствующих возрасту задач), побои, суровые наказания, жестокое и крайне жестокое обращение в целом.

Интериоризируемая ребенком идея состоит в том, что полагаться можно только на собственные силы, и что со стороны а) близких и б) авторитетных фигур не стоит ждать ничего хорошего. Эмоциональная близость и власть устойчиво ассоциируются с опасностью для жизни, равно как и проявление собственной слабости. Во многом детский опыт людей похотливого характера схож или идентичен опыту людей завистливого характера (например, это могут быть дети одной и той же дисфункциональной семьи), но что-то заставляет первых решать дилемму "бежать (то есть, некритически адаптироваться) или сражаться" в пользу "сражаться", даже при явном дисбалансе сил (как практический выход, дети 8-го энеатипа начинают развивать волю и эго, противопоставляя их превосходящей его внешней физической силе и силе авторитета).

Здесь допускают наличие конституционного фактора, физиологической предрасположенности к спонтанной ответной агрессии. С другой стороны, подтверждением конституциональной гипотезы является тот факт, что развитие характера по 8-му энеатипу происходит и при отсутствии детского травматического опыта (однако, спонтанное развитие а-социальной направленности здесь для меня всё равно под вопросом; как я уже указывала, во всех случаях, которые я охарактеризовала как 8-ой энеатип, у человека был/есть близкий родственник того же энеатипа, то есть, с большой вероятностью присутствовал мимесис). В протоанализе принимается за основу мысль о формировании характера на двойной основе конституциональной предрасположенности и детского опыта (который необязательно будет травматическим).

Многоуровневая модель функционирования характера.

Похотливый характер организован вокруг базового страха попасть в зависимость, подчиниться другим, базового желания быть полностью уверенным в себе (т.е. получить доказательства собственной независимости) и базовой слабости быть самодостаточным (неспособности просить и принимать помощь). Как и всей триаде инстинкта похотливому характеру свойственен неосознанный страх личного исчезновения, аннигиляции: "Если я расслаблюсь и не буду начеку, моё "я" перестанет существовать. Если я буду принимать других, я поставлю под угрозу собственную идентичность. Если я допущу внешнее влияние в мой внутренний мир, я потеряю мою свободу, попаду в зависимость от других и в конце концов буду уничтожен."

Если развитие характера идет в направлении интеграции, то человек постепенно преодолевает импульсивность и эгоцентризм и учится использовать собственную силу, эффективность и ассертивность в пользу других, оказывая помощь, проявляя бескорыстие. Главным достижением интеграции 8-го энеатипа являются великодушие и сострадание. Постепенно человек начинает понимать, что его внутреннее нытье (у похотливца нытье внутреннее, в отличие от завистника) на тему: "Я тут вынужден бороться один на один со всем миром за моё выживание, а остальные (тупицы, бездари, лохи, нахлебники) только и делают, что живут за мой счет", по меньшей мере, имеет мало общего с реальностью.

Понимание того, что в мире все взаимозависимы и никто не может рассчитывать на тотальную автономию (и в то же время на тотальное подчинение других), приводит человека к мысли о необходимости взаимопомощи и об истинности альтруистических проявлений. Постепенно сдерживается личностная экспансия и снижается уровень конфронтации. Личностные качества силы, ассертивности, мужества, решительности используются на благо других (общества в целом).

Главным достижением на пути интеграции 8-го энеатипа является понимание, что необязательно все и каждый, встречающиеся на его пути, имеют намерение использовать его, подчинить и нанести ущерб, поэтому постоянные усилия по демонстрации собственной доминантности становятся излишними и ненужными. На пути интеграции 8-ой энеатип добровольно отказывается от борьбы за тотальный контроль, как 4-ый энеатип отказывается от борьбы за компенсацию, потому что оба понимают, что как тотальный контроль, так и компенсация существуют только в их воображении. 8-ой энеатип понимает, что контроль и господство над другими на самом деле являются настоящей тюрьмой для него самого. Свобода и независимость, к которым он стремится, происходят от выхода за рамки личных интересов. Из всех энеатипов характер похоти - единственный, которому не нужно развивать в себе какие-то дополнительные качества для осуществления интеграции, - им достаточно отвлечься от постоянного "пребывания начеку" в отношении окружающих. Направление интеграции похотливого характера - избавление от чувства неприсутствия в жизни, движение от диссоциации к принадлежности.

Тревожным звонком для похотливого характера является битва за независимость, когда стремление к самостоятельности оборачивается обсессивной идеей о необходимости защищаться. Самовосприятие концентрируется на недостаточности личных систем защиты, начинаются параноидные мысли на тему недостатка ресурсов или личных качеств для обеспечения безопасности себя и близких. Внешняя конкуренция и борьба за материальные блага обостряется и поглощает большую часть времени. Постепенно прагматизм сменяется навязыванием собственных проектов другим, возможны ложь и преувеличение собственных возможностей с целью "завербовать сторонников" или "кинуть" более могущественного противника. Одновременно набирает обороты привычка подвергаться риску (и это распространяется также на близких) и страх потерять контроль. Переход от убеждения к приказам и угрозам, безапелляционные требования к другим и отказ от выполнения каких-либо обязанностей по отношению к ним. Поведение становится вызывающим и угрожающим, в котором всё чаще присутствует параноидальная защита ("кругом предатели").

Так как в этом состоянии похотливцы считают себя подвергнутыми проскрипции, то они чувствуют себя вправе действовать агрессивно и жестко, чтобы восстановить справедливость в отношении себя (безжалостность). Лучшая защита - нападение, поэтому развивается своеобразная мегаломания: начинаются "вычисления" возможных врагов и соперников по "косвенным доказательствам" и превентивная агрессия, что еще больше увеличивает фактор риска, как в отношении самого похотливца, иллюзии личной неуязвимости которого уже находятся вне всякого контроля, так и его окружения. Деструктивный коллапс (заключительный этап дезинтеграции похотливого характера) обычно сопровождается злоупотреблениями токсическими субстанциями, вся жизнь как бы несется без тормозов, выливаясь в открытые проявления социопатии (насильственные действия в отношении общества).

Схематически уровни развития характера похоти можно представить следующим образом (от высшего к низшему, по Р. Ризо):

1. Великодушный герой - - - альтруизм
2. Уверенность в себе и собственных возможностях - - - ассертивность
3. Конструктивный лидер - - - деятельность на благо общества
4. Действовать в собственных интересах, обеспечить независимость  - тревожный звонок
5. Экспансия и доминирование - - - беспринципный манипулятор
6. Сражение против всех - - паранойя
7. Насилие - - - жестокость, садизм
8. Потеря ориентиров, мегаломания, деструктивный коллапс - - - антисоциальное расстройство личности

Ризо и Хадсон предлагают для определения присутствия черт похотливого характера небольшой тест (оценка по пятибалльной шкале, где 1 - совершенно неверно, 2 - иногда это так, 3 - довольно верно, 4 - практически всегда это так, 5 - совершенно верно):

1. Я необычайно самостоятелен/самостояльна и терпеть не могу зависеть от кого-либо.
2. Лес рубят - щепки летят, ничего страшного.
3. Если я решил/а включить кого-то в круг моих близких, я чувствую необходимость заботиться о его интересах.
4. Я знаю, как достичь желаемого результата, я знаю, когда необходимо поощрить, а когда - надавить, чтобы люди делали то, что мне от них необходимо.
5. Я не слишком сочувствую слабым и нерешительным; слабость - синоним проблем.
6. У меня сильная воля, я нелегко отказываюсь от собственных намерений.
7. Для меня нет большего удовлетворения, чем видеть, как кто-то, кто был под моим началом, успешно действует самостоятельно.
8. У меня есть тайная сторона, которую я никому (или почти никому) не показываю: это нежность или даже сентиментальность.
9. Люди, которые меня хорошо знают, благодарны мне за то, что я называю вещи своими именами.
10. Мне пришлось много работать, чтобы достичь того, что имею; я считаю, что трудности полезны - они приучают нас четко формулировать собственные цели и действовать жестко для их достижения.
11. Я умею бросить вызов людям, чтобы заставить их показать, на что они способны.
12. Я могу показаться грубым или прозаичным, но, возможно, всё дело в том, что другие слишком сентиментальны и "утончённы".
13. У меня случаются приступы злости (ярости), но я быстро отхожу.
14. Я чувствую себя замечательно, делая то, что другим кажется не под силу. Мне нравится рисковать, преодолевать опасности.
15. Обычно кто-то должен оказаться в проигрыше, и я не хочу быть этим человеком.

Результаты по баллам:

15 - скорее всего ты не принадлежишь к комбативному энеатипу - ни к 3-му, ни к 7-му, ни к 8-му
15-30 - скорее всего ты не принадлежишь к 8-му энеатипу
30-45 - возможно, у тебя имеются отдельные проблемы/черты характера 8-го энеатипа или один из твоих родителей принадлежит к этому типу
45-60 - очень возможно, что в твоем характере силен компонент похоти
60-75 - очень возможно, что твой тип характера - похотливый характер, но это только возможность.

А-социальность и терапия.

Мне трудно представить себе, чтó может заставить человека с похотливым характером прийти на терапию или просто попросить совета. Думаю, что это врядли будет душевная боль или ощущение себя несчастным. Наверное, если они и обращаются за помощью, то в случае достаточно серьезного физического недомогания. У мужчин это обычно импотенция. Женщины, как правило, будут жаловаться на обмороки, мигрени, хроническую усталость, боли в суставах.

До поисков психологической помощи дело доходит крайне редко и только в том случае, когда "присмотренный" терапевт чем-то лично заинтересует похотливца. Скорее всего, терапевтом окажется также человек 8-го энеатипа (среди терапевтов и во врачебной профессии в целом их немало). Основной жалобой психического спектра у похотливого характера является полное отсутствие чувствительности ("Всё полетело к чертям. Я ничего не чувствую. Мне кажется, что всё, что со мной происходит, происходит не со мной, я словно наблюдаю со стороны. Иногда даже думаю о самом себе, как об ученом или что-то в этом роде, разглядывающем микроба под микроскопом. Ткнул чем-нибудь в микроба, тот шевелится; плеснул чуть-чуть кислотой, тот извивается. И микроб - это я, и ученый - тоже я... Это похоже на сон. Всё идёт своим чередом. Но не имеет значения. Я как бы мертв изнутри, прогнил и высох...")*

Поведение похотливого характера на терапии так же легко узнаваемо, как легко узнаваем этот характер в жизни: неспособность принимать помощь, за которой скрывается неосознаваемое желание, чтобы о нем позаботились (и манипуляции окружающими с целью переложить на них ответственность за самое незначительное и минимальное дело; этим стремлением обусловлен и постоянный поиск доминирования - ведь только власть освобождает от личной ответственности), и одновременно агрессивное требование "соблюдать дистанцию".

8-ой энеатип ориентирован на самостоятельное действие и результат, на терапии они начинают с быстрого прогресса, успешных инсайтов (сверх-развитая интуиция), поэтому чувствительность возвращается довольно скоро. Также 8-ой энеатип обычно тяготится процессом вспоминания и воспоминаниями - они представляются ему скучными, не из-за их болезненности (она не воспринимается, как таковая), а из-за собственной ориентированности на жизнь в настоящем ("здесь и сейчас"), поэтому он успешно и относительно быстро разблокирует память, "разделывается" с прошлым. Похотливый характер легко дает выход ненависти и не боится встретиться лицом к лицу с собственным "неприглядным Я" манипулятора и агрессора, собственно, он принимает это "Я" и нисколько им не тяготится.

Опасность именно в этом: в положительной самоидентификации с чертами похотливого характера (функциональными и дисфункциональными - в равной степени), которая у 8-го энеатипа практически обеспечена ввиду социальной значимости этих черт. А-социальность начинает воспроизводиться по типу обратной связи. Тут как нельзя кстати вспомнить о комплиментарности 8-го и 4-го энеатипа и устроить их сравнительный анализ. Похотливцы по-своему очень умны и они без труда догадаются, что их "сила и доминирование" - точно такое же навязывание себя, как и у завистливого типа, разница в том, что 4-ый энеатип осуществляет свое навязывание с помощью демонстрации собственной "слабости и ущербности", а 8-ой тип - с помощью прямого насилия.

Остается вопрос, захочет ли похотливец признать собственную базовую зависимость и начать с ней работать или нет. Насколько я понимаю, единственной постановкой вопроса, при которой возможен положительный результат, является постановка в виде камня у развилки дорог: направо пойдешь - то-то, налево пойдешь - вот это другое, пойдешь прямо - вот это третье. Во всяком случае, такое впечатление у меня создалось от прочтения рекомендаций 8-му энеатипу Дона Ричарда Ризо:

1. "Nothing exceeds like excess". Постарайтесь сдерживаться. Ваша настоящая сила проявляется тогда, когда Вы не нападаете на других, даже если могли бы делать это без особых усилий и проблем. Ваше настоящее могущество в том, что Вы умеете вдохновлять людей и делать их лучше. Ваши лучшие моменты - это когда берете на себя ответственность и помогаете другим в трудных ситуациях. Сострадание (не путать с жалостью) - лучший способ обезопасить себя от предательства, в отличие от демонстрации грубой силы.

2. Трудно поверить, но Вы - не единственный в мире человек. Остальные имеют такие же права, как и Вы, и эти права нельзя игнорировать и еще меньше - нарушать. Нарушая чужие права, Вы неизбежно окажетесь в ситуации, когда люди перестанут Вас уважать и начнут бояться (Вам кажется, что это правильно и хорошо), а в дальнейшем - ненавидеть. Несправедливое обращение с другими вернется к Вам той же монетой.

3. Пытайтесь хотя бы однажды уступить. Очень часто действительно можно уступать, не настаивать на мелочах, не подвергая при этом опасности ни собственного авторитета, ни доминирующих позиций, ни власти, и не поступаясь собственными интересами. Привычка доминировать - несомненный симптом инфляции эго, предвестник серьезных конфликтов с окружающими.

4. Самодостаточность - это иллюзия. Вы верите в нее просто потому, что хотите.

5. Отношения, регулируемые деньгами и материальной выгодой, исключают уважение к Вам со стороны других, равно как и Ваше к ним.

6. Раздутое эго не поможет избежать осознания пустоты.

7. На всякого мудреца довольно простоты, всех обмануть не удастся. Кто-то когда-нибудь окажется и сильнее, и умнее,  и безжалостнее Вас.

8. Скотство - это когда причиняешь страдания другим людям и используешь их для собственного удовольствия или получения выгод. Также это бессмысленность существования и одинокая смерть.

9. Если Вы внимательны к нуждам других, другие будут внимательны к Вашим нуждам. Ваш самый большой потенциал - это создание условий и возможностей для прогресса: Вы хорошо знаете, что рядом с Вами люди чувствуют себя оптимистично и уверенно. Не упускайте случай приобрести верных союзников.

10. Подумайте о том, сколько зла Вы способны причинить. Затем представьте то же количество блага.

Пси

Previous post Next post
Up