Герда Лернер "Происхождение патриархата"

Jul 23, 2013 18:54


Герда Лернер "Происхождение патриархата" (1986 г), отрывки из главы "Создание патриархата"


Герда Хедвиг Кронштейн (30 апреля 1920 - 2 января 2013) родилась и провела детство и юность в Вене. Как впоследствие вспоминала Лернер, на неё сильно повлиял пример её матери, Илоны, которая не отказалась от артистической карьеры "ради семьи" и каждый день была вынуждена была буквально сражаться, чтобы успеть совместить материнство и творческую профессию. В 1938 году, после аншлюса Австрии, Герда и её мать были арестованы гестапо по подозрению в участии в подпольной организации сопротивления. После полутора месяцев тюрьмы их отпустили и обе женщины эмигрировали в Лихтенштейн. В 1939 году Лернер эмигрировала в США, поселилась в Нью-Йорке, работала прислугой в богатых домах, официанткой и продавщицей (её уволили из кондитерской на Пятой Авеню за то, что она сообщила в инспекцию Министерства Труда о том, что работницам платили незаконно низкие зарлаты), затем получила профессию техника-радиолога и работала в Hospital Sydenham в Гарлеме.

В 1941 году вышла замуж за театрального режиссёра и коммунистского активиста Карла Лернера, с которым разделяла политические убеждения и политическую активность. Маккартизм вынудил их в конце концов покинуть Голливуд и вернуться в Нью-Йорк. В 1964 году Герда приняла участие в написании сценария к фильму Карла Лернера "Black like me" по анти-расистскому бестселлеру Джона Гриффина, и так она начала интересоваться проблемой расовой дискриминации в США.

В 1966 году Герда Лернер защитила докторскую диссертацию в Колумбийском Университете. Темой диссертации была деятельность сестёр Сары и Анджелины Гримке, аболиционисток, посвятивших свою жизнь борьбе против рабства в США. Изучение их жизни и деятельности Герда начала ещё в 1955 году, затем последовала работа по изучению жизни и деятельности других женщин, боровшихся против их угнетённого положения, и постепенно Лернер начинает создавать концепцию о женщинах как субъектах исторического процесса. В 1967 году она издала свою докторскую диссертацию отдельной книгой: The Grimké Sisters from South Carolina: Rebels against Authority. За этой книгой последовали другие, объединённые темой освободительного женского движения и его тесной связи с аболиционистским движением. Гердер разделяла взгляды сестёр Гримке на роль, которые должны были сыграть чёрные женщины в женском движении в США, они считали, что женщины не смогут добиться освобождения независимо от освобождения чернокожих; в 1868 году Анджела Гримке заявила, что она желает, чтобы её считали чёрной: "До тех пор, пока у них (чернокожих) не будет прав, у нас (женщин) их тоже не будет". Впоследствии Анджела Дэвис писала, что именно женщины-аболиционистки были первыми, кто увидел сходство между положением чернокожих рабов и женщин.
В 1972 году Лернер опубликовала основную работу из серии исследований о чернокожих женщинах в американском феминизме: "Чёрные женщины в белой Америке" (Black Women in White America: A Documentary History). По мнению Лернер, существует неразрывная связь между женским освободительным движением и социальной борьбой за справедливость. Не зря она посвятила столько времени изучению деятельности сестёр Гримке: сёстры демонстрировали глубокое понимание диалектической связи между борьбой за отмену рабства и за эмансипацию женщин.

В конце 60-х Лернер участвовала во множестве социальных движений, от улучшения государственной системы образования до протестов против гонки ядерных вооружений. Параллельно она продолжала свои феминистские исследования и начала предподавать историю в Sarah Lawrence Colledge (Нью-Йорк). Её идеей сразу же стало создание курса Истории Женщин в рамках учебной программы в аспирантуре, и этот проект был реализован в 1972 году. Лернер рассказывала: "Когда я предложила создать специальный курс по Истории Женщин, мне сказали: "Кому это нужно? Мы сами тут являемся женским университетом. Всё, что мы делаем, и есть история женщин". Тогда я сказала: "Нет, не всё, потому что о том, что мы делали и делаем, нам всегда рассказывают с точки зрения мужчин, с точки зрения мужчин на женщин". А дела на самом деле таковы, что несмотря на столетия дискриминации, женщины упорно создавали свою собственную Историю. Нам пришлось отвоёвывать каждый шаг на нашем пути. Нам пришлось отвоевывать наше право рассказать о том, как мы это делали и делаем. И знаете, какое из этого следует правило номер один? - Это "правило 3-х "Н": "НИКТО НИЧЕГО НИКОГДА НАМ НЕ ДАЛ ДАРОМ".

Начиная с 1980 года Лернер начинает работать в Мэдиссонском Университете (в этом городе она прожила остаток жизни, до 2013 года), Висконсин. Она создала университетскую дисциплину "История Женщин". Параллельно с преподавательской деятельностью, она начала свой наиболее амбициозный исследовательский проект, который принёс ей наибольшее признание в феминистской среде: исследования о происхождении патриархата и об образовании феминистского сознания.

Книга Лернер "Происхождение патриархата" (1986) обозначила конец теорий о существовании некоего исторического периода, в котором женщины господствовали над мужчинами (т.н. матриархата). Эти теории, идеалистического и детерминистского характера, основывались на неполном и неисторическом анализе археологических находок типа женских статуэток и изображений богини-матери, которые якобы доказывали существование институтов женской власти на ранних этапах человеческой истории. Феминистки-сторонницы теорий о "раннем матриархате" основывали на нём своё видение женского освобождения: нужно вернуть женщинам былое достоинство и положение в обществе. Лернер не разделяла подобных надежд на возвращение "золотого века". Также она не разделяла позиции тех, кто рассматривал проблему патриархата строго в соотвествии с работой Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства", не учитывая последующие находки и открытия в области этнологии, антропологии, археологии и истории.

Герда Лернер выдвигает свою гипотезу происхождения патриархата: присвоение мужчинами женской репродуктивной способности и женской сексуальности произошло раньше, чем возникла частная собственность и общество расслоилось на классы. Лернер критикует тех феминисток, которые соглашались или некритически относились к постулату о "естественном" физическом превосходстве мужчин над женщинами, которое якобы объясняло и делало исторически необходимым возникновение разделения труда по половому признаку (миф об "обществе охотников"). Даже Симона де Бовуар частично попала в эту ловушку, объясняя способность мужчин "трансцендировать природное, физиологическое существование" большей физической крепостью и силой мужчин, их участием в коллективной деятельности охоты и войны, а также в использовании специфических инструментов, задействованных именно в этих видах деятельности (оружие). Лернер утверждала, что не существует исторически единой модели разделения труда по половому признаку, что эта модель различается от одной культуры к другой и зависит от природных и климатических условий, в которых жили те или иные группы людей, однако, патриархат присутствует везде, при любой модели. Лернер делает вывод: "Во всех известных нам обществах, первым коллективом рабов всегда были женщины побеждённых племён, тогда как мужчин убивали. Только после того, как мужчины научились порабощать и держать в повиновении женщин человеческих групп, обозначенных как “чужие”, они нашли способ обращать в рабство мужчин из этих групп, а затем - мужчин собственной племенной (этнической, национальной) группы."

Герда Лернер умерла 2 января 2013 года

Матчасть, Публикации и переводы, Фем

Previous post Next post
Up