Аспекты гендерно-ориентированной терапии мужчин-абьюзеров

Jul 28, 2012 22:35


Из книги д-ра Джоконды Батрес "Тёмная сторона маскулинности" (Gioconda Batres Méndez "El lado oscuro de la masculinidad. Tratamiento para ofensores", San José de Costa Rica, 1999)

В процессе гендерно-ориентированной терапии с мужчинами-абьюзерами рекомендуется рассматривать следующие аспекты:

1. Личный успех
Мужчины социализируются в терминах личного успеха и приучены базировать самооценку на "достижениях". Самооценка приобретается через успехи, которые должны быть многочисленными и большими, независимо от того, идёт ли речь о футболе, продажах, сексе, хирургических операциях, судебных разбирательствах, сельхозработах, наркодиллерстве или о филантропии. Над мужчинами постоянно тяготеет внутреннее давление быть лучше и больше всех (A.Ganley, 1992). Так, многие мужчины приходят на терапию самостоятельно, когда их постигают неудачи в работе, и, как следствие, они начинают сомневаться в собственном величии.
Гендерно-ориентированная терапия должна быть, таким образом, сосредоточена на аспекте межчеловеческих отношений: эти отношения не могут рассматриваться как средство для достижения успехов (инструментализация отношений - один из аспектов абьюза), а как источник личного удовлетворения (человечески удовлетворительное взаимодействие с другими). Для мужчин-абьюзеров этот аспект терапии особенно важен, так как они устанавливают межперсональные отношения только в качестве инструментов для достижения власти, личного материального благополучия и удовлетворения личных потребностей.



2. Обесценивание близости
Некоторые авторы, как Н. Чодороу (1984), утверждают, что в силу своей социализации, мужчины испытывают ярость и тревогу (поэтому они могут стать действительно опасными для окружающих - Acción Positiva) в ситуациях близких, интимных отношений. Этот "страх близости" может отыгрываться через сексуальный промискуитет или через классическое эмоциональное дистанциирование. На гендерно-ориентированной терапии эта проблема рассматривается как результат гендерной социализации, в противоположность традиционным подходам (нелюбовь матери, оставление матерью, неудачная женитьба или неудачные отношения в прошлом).
Целью гендерно-ориентированной терапии должно быть уменьшение эмоциональной дистанции в разного рода межперсональных отношениях (отец-сын, друзья, мужчина-женщина). Один мой клиент с сильными тревожными симптомами пришёл на терапию, пытаясь улучшить отношения с членами семьи, женой и сыновьями. В результате терапии ему удалось эмоционально сблизиться с женой, но с сыновьями он так и не смог преодолеть то, что он называл "мужской гордостью", обязательную безэмоциональность в отношениях с другими мужчинами, даже если это сыновья.

3. Выражение мыслей и чувств
Рядом с проблемой обесценивания близости находится проблема с выражением переживаний. Например, однажды мне пришлось консультировать 8-летнего мальчика, родители которого были обеспокоены в его поведении тем, что они понимали как робость (он ни с кем не желал разговаривать). Во время приёма мальчик пояснил мне, что "мы, мужчины, никогда не разговариваем, мы просто играем".
Так как главный упор во время социализации мальчиков делается на достижении успехов и на определении себя в терминах личной успешности, не удивительно, что навыкам общения и самовыражения не уделяется никакого внимания. Маскулинный идеал - это сила, безэмоциональность, упорство и первенство во всём. Открытость, откровенность - это слабость (лживость, способность ловко обмануть, "обставить", соответственно, - преимущество - Acción Positiva). Когда я спрашиваю моих пациентов, рассказывали ли они кому-нибудь о своих трудностях, я часто узнаю, что я - первая, кто о них слышит. Я никогда не поддерживаю такое положение: я настаиваю на том, чтобы они говорили о том же самом, что рассказывают мне, в семье, с друзьями.
Отсутствие коммуникации и самовыражения не проходят даром: такая самоизоляция и отсутствие обратной связи ведёт  к искажению восприятия других, их поступков и поведения в целом, причём к искажению в смысле паранойяльных интерпретаций. 
Гендерно-ориентированная терапия помогает мужчинам развивать эмпатию (главный противовес установлению отношений абьюза) и осознавать и ценить свой субъективный опыт.

4. Выражение гнева
Мужчины социализированы с установкой на внешнее выражение гнева и ярости. Хотя далеко не все мужчины бьют своих жён, практически все канализуют через них собственные фрустрации. Гнев используется мужчинами для запугивания, контроля и наказания других.

Вокруг мужского гнева и агрессии сформировалась целая группа оправдательных мифов:

- гнев зависит от биохимических факторов (мужчины более агрессивны, у них такие гормоны)
НЕТ. Хотя физиологическое возбуждение той или иной степени сопровождает все эмоциональные реакции, само по себе оно недостаточно, чтобы вызвать гнев. Когнитивное сознание и интерпретация того или иного события или ситуации играют такую же значимую роль в формировании реакции гнева, как гормональный фон, сопутствующий эмоции

- гнев и агрессия у мужчин инстинктивны
НЕТ. В 1986 году учёные-кондуктивисты собрались в Севилье для того, чтобы выработать общую позицию по опровержению этого мифа. В результате была принята "Севильская декларация", в которой говорится, что
а) утверждение о том, что мы унаследовали от животных воинственность, ненаучно. Война - это исключительно человеческий феномен и не присутствует у животных.
б) утверждение о том, что война или любое другое агрессивное поведение заложено в человеческих генах, ненаучно. Кроме крайне редких патологий, у людей не существует генетически обусловленного агрессивного поведения.
в) утверждение о том, что в процессе человеческой эволюции действовал естественный отбор в пользу особей, демонстрировавших агрессивное поведение, ненаучно. Напротив, у всех до сих пор изученных социальных видов привилегированные позиции в группе достигаются за счёт способности к кооперации.
г) утверждение о том, что агрессивное поведение программируется мозгом человека, ненаучно. Хотя наша нейрональная система приспособлена для агрессивного поведения, нет ничего в человеческой нейрофизиологии, что программировало бы нас на такое поведение.

- фрустрация ведёт к агрессии
НЕТ. Хотя фрустрация может вести к агрессии, эта последовательность не неизбежна, каузальности не существует. Многочисленные исследования доказали, что фрустрированный человек НЕ поведёт себя агрессивно, если объективно у него не будет для этого возможности. Примером возможности как раз и является ситуация, в которой совершается домашнее насилие, когда мужчина бьёт женщину, потому что может себе это позволить (уверен в безнаказанности) и думает, что имеет право на такое поведение.
Некритическое принятие этого мифа обусловило провал многих программ действий в отношении абьюзеров, которые, в свою очередь, умело пользуются этой рационализацией.

- публичное выражение гнева полезно мужчинам для психического здоровья
НЕТ. Терапевты, работающие с мужчинами-абьюзерами, знают из клинического опыта, что тем необходимо как раз обратное: научиться не выражать гнев публично. Орать или просто повышать голос никак не уменьшает интенсивности эмоции. Мужчины-абьюзеры используют терапевтическую установку на "здоровое беспрепятственное выражение гнева", на "эмоциональный катарсис" как оправдание собственной агрессии и насилию. Также они много жалуются на то, что общество их "дискриминирует", неодобрительно относясь к вспышкам бешенства, требуя их контролировать.

5. Способность слушать
В результате социализации у мужчин оказываются развиты те навыки коммуникации, которые соответствуют инструментальной роли. Они легко отдают приказы, выдвигают требования, перебивают других, допрашивают. Слушание же и понимание услышанного, напротив, даются с трудом, особенно слушание и понимание того, что говорят женщины. Существует установка, что женщины и дети предназначены для удовлетворения мужчин, это средства их удовлетворения, поэтому мужчины-абьюзеры вовлечены в постоянный процесс обесценивания и "обессмысливания" высказываний виктимизируемых ими людей. Гендерно-ориентированная терапия в этом аспекте должна быть сосредоточена на выработке навыков слушания и понимания услышанного (активного слушания).

6. Стремление к власти и конкуренция
Целью отношений для мужчин обычно являет приобретение власти и контроля. Отношения представляются им как "верх" и "низ", и никто из мужчин не желает оказаться "внизу". Когда на терапии я анализирую равноправие в семейных отношениях, мужчины автоматически осмысливают мои слова как требование перевернуть иерархию и угрозу "опускания". "Это что же теперь? Получится, что она окажется права и возьмёт верх, а я - нет?" - возмущался один из клиентов в ответ на моё предложение выслушать жену. Равноправие представляется им как потеря, унижение и как угроза эксплуатации.
Гендерно-ориентированная терапия должна прорабатывать с мужчинами модели сотрудничества, в противоположность моделям конкуренции и господства.

7. Аутотрофное питание и забота о других
Мужчины ожидают от  женщин удовлетворения собственных потребностей. Мужчины-абьюзеры в особенности подвержены ожиданиям, что женщины в любой момент сумеют успокоить их и удовлетворить. На гендерно-ориентированной терапии мы должны выявить, как такие установки обусловливают восприятие женщин как источник питания, и как домашнее насилие в большинстве случаев вытекает из нереальности этих ожиданий. Мужчины, которые требуют, чтобы их жёны "понимали их, помогали им и терпели", обычно прибегают к насилию, чтобы вогнать женщину в роль "заботливой кормящей матери" или чтобы наказать несогласных на это.
Гендерно-ориентированная терапия должна быть направлена на то, чтобы научить мужчин находить в самих себе источник сил и средств к удовлетворению потребностей. Кроме навыков самообслуживания и самостоятельного обеспечения психического комфорта, их необходимо ориентировать на заботу о других и на отказ от ожиданий пожизненной материнской заботы. "Я вам тут что, Франциск Ассизский?!" - воскликнул один из клиентов, когда я поставила перед ним эти цели.  Мужчины-абьюзеры на редкость плохо переносят мысль о том, что они потратятся, не приобретя сразу же что-то взамен: на терапии они так же ожидают немедленное вознаграждение за любое своё наималейшее усилие и, не получая его в соответствии с собственными представлениями, обычно разражаются гневом.

8. Порнография
100% моих пациентов, которые прибегали к сексуальному насилию, регулярно просматривают порнографические издания и видео и телеканалы. Д.Рассел (1986) выдвинула предположение о тесной связи порнографических практик и практик изнасилования. По её мнению, порнография ориентирует мужчин на изнасилования, потому что:
- представляет изнасилование как сексуально желательное для женщин
- овеществляет женщин
- подкрепляет мифы об изнасиловании
- тривиализирует изнасилование
- утверждает "неизбежность" мужской власти
- учит, что изнасилования не имеют последствий для женщин
- уменьшает страх перед наказанием за антисоциальное поведение

Исследование среди североамериканских студентов выявило, что от 25% до 60% мужчин совершили бы изнасилование, если бы были уверены, что их не накажут, а от 25% и 30% сексуально возбуждались, созерцая сцены изнасилования (D. Russell, 1986).
Во время терапии я делаю упор на взаимосвязь порнографии и сексуального насилия: многие мужчины не знают и не задумываются о том, что женщинам неприятно то, как они изображаются в порнографии. Мужчины считают, что раз сами они возбуждаются, значит, и женщины должны.

9. Принуждение к сексу
Маскулинная социализация ориентирует мужчин на подчинение женщин. В сексуальном плане женское "нет" означает для них "да"-которое-надо-хорошенько-поискать". Одна из моих пациенток рассказывала, что однажды один из самых популярных мальчиков в школе спросил её, нравится ли он ей. Когда он ответила "нет", он подытожил: "Скромница какая девочка" и перешёл к физической агрессии. Маскулинная социализация закладывает базу для изнасилований и для сексуального абьюза.
Гендерно-ориентированная терапия мужчин должна выявить, проанализировать и деконструировать модель мужского принуждения женщин к сексу, применяемую мужчинами вместо согласования и взаимного принятия условий в сексуальных отношениях.

10. "Нет" и нарциссическая маскулинная рана
На терапии мужчины хором жалуются на "неуважение", проявляемое к ним членами семей или со стороны женщин. Особенно часто такие жалобы можно услышать от мужчин-абьюзеров. "Неуважение"  в данном случае, - это не совсем то, что под этим обычно понимается. Это - отказ, слово "нет". Услышав его, мужчины-абьюзеры запускают программу "наказание" для тех, кто их "унизил". Чувство унижения происходит из гендерной установки на доминирование, на право на последнее слово и на право принимать решения, вне зависимости от мнения других. Когда эта установка приходит в столкновение с реальностью, отказ других выполнять желания/распоряжения мужчины воспринимаются им как злонамеренные козни со стороны окружающих. Мужчины уверены, что те, кто осмеливается нарушать их правила, достойны наказания.
В этом аспекте гендерно-ориентированная терапия определяет ситуацию отказа как проявление автономии других, а не как покушение на честь и достоинство мужчины. Автономное существование другого человека - это его неотчуждаемое право, а не достойное тяжкого наказания преступление.

11. Коммуникация, свободная от принуждения
Обычно в методиках терапий для мужчин-абьюзеров предлагается учить их ассертивности, ассертивной коммуникации. Грубая ошибка, так как эти мужчины обычно являются умелыми и опытными манипуляторами. Под видом ассертивности они занимаются принуждением. В гендерно-ориентированной терапии техники ассертивности должны применяться только с целью сократить эмоциональную дистанцию между мужчинами-клиентами и их ближайшим окружением, и это применение должно быть чрезвычайно осторожным, постоянно отслеживая тенденцию мужчин-абьюзеров к манипулятивному принуждению.

12. Стереотипы о женщинах
Гендерная мифология о "женщинах", "женском поведении" и "об отношениях с женщинами" - одна из важных составляющих маскулинной социализации. Гендерно-ориентированная терапия должна работать на развенчание этих мифов, так как мужчины-абьюзеры не только привыкли воспринимать женщин как неодушевлённые предметы, но и имеют на их счёт извращённо-негативные представления. Отдельный этап терапии должен быть полностью посвящён деконструкции этих мифов, являющихся последствием господствующих в обществе мизогинных концепций.

Основными из этих мифов являются:
1. Женщины провоцируют мужчин на насилие.
2. Женщины говорят "нет", когда хотят сказать "да".
3. Место женщины дома.
4. Насилие улучшает поведение женщин, оно необходимо.
5. Женщины точно так же прибегают к насилию, как и мужчины.
6. Независимые и самостоятельные женщины - это мужененавистницы. Они угрожают благополучию мужчин.
7. Женщинам нравится подчиняться.
8. Избиваемые женщины - это мазохистки, они получают удовольствие от насилия.
9. Женщины заслуживают наказания за свою испорченность.
10. Женщина должна терпеть, чтобы сохранить семью. Если не терпит - она эгоистка.
11. Если женщина умеет вести себя, как подобает, никто её пальцем не тронет.
12. Муж имеет право контролировать и подбирать жене круг общения.
13. В насилии виноваты оба в равной степени: как мужчина, который бьёт, так и женщина, которую бьют.
14. Насилие - это результат недопонимания.
15. Женщина ответственна за семейное благополучие.
16. Ревность - это нормально для мужчины, это означает любовь.

13. Власть
В гендерно-ориентированной терапии отношениям власти уделяется особое внимание, так как отношения власти - это суть гендерной системы.
В этой связи гендерно-ориентированная терапия имеет прямо противоположное направление в зависимости от того, направлена ли она на клиентов-мужчин или клиенток-женщин. В случае мужчин это будет "мачотомия", анализ, критика и деконструкция маскулинности (A.Ganley, 1992), тогда как в случае женщин терапия направляется на возвращение им, в том числе, отчужденной власти и автономии.

Публикации и переводы, Фем, Пси

Previous post Next post
Up