О том, кто кого кормит (и поит)

Jul 26, 2012 17:54


1. Евгения Иванова (группа "За Феминизм") перевела текст Репродуктивный налог (хочу также отослать к моему старому посту о проблематике репродуктивной сферы и к статье С.Бем о гендерной "нейтральности"):

"Что такое репродуктивный налог?

Это налагаемая на женщин обязанность выполнять работу по жизнеобеспечению семьи, прежде чем они могут выйти на рынок труда. Эта подать, выплачиваемая рабочим временем и выполнением определённых обязанностей (=повинностей), действует так же, как денежный налог, поскольку он сокращает денежную зарплату, которую женщины получают за равноценную с мужчинами работу в сфере оплачиваемого труда.



Например, в развивающихся экономиках женщинам, занятым в сельскохозяйственной сфере, традиционно платят меньше, чем мужчинам, даже за равный или более тяжелый труд. Классические объяснения этого явления указывают на то, что женщины согласны работать за более низкую плату, поскольку выполнение домашних обязанностей ограничивает их мобильность, а также на ограниченный выбор работы. Репродуктивный налог не позволяет женщинам требовать более высокую зарплату, поскольку в условиях наличия свободной от такого налога мужской рабочей силы женщины не устанавливают цены на рынке труда, а вынуждены принимать то, что им предлагается. Идея репродуктивного налога используется для объяснения неравенства в оплате труда мужчин и женщин. Это важно, поскольку такое объяснение дает теоретическое обоснование структурной связи между ценами и условиями не-монетизированного (домашнего) и монетизированного (рыночного) труда.

Что такое репродуктивный труд?

Репродуктивный труд - это труд по жизнеобеспечению, который должен выполняться изо дня в день, например, забота о детях, работа по дому, уборка, приготовление еды, и пр. Репродуктивный труд изначально был маркирован как женский, в результате чего этот труд стал невидимым в том смысле, что это низкооплачиваемая профессия, которая часто не оплачивается вовсе. Несмотря на то, что домохозяйка вносит вклад в благополучие семьи, ее работа не оплачивается, и поэтому она невидима. Радикальные феминистки выступают за то, чтобы все виды репродуктивного труда были переведены в сферу оплачиваемого, в общественную сферу. (Пример: глобализация способствовала тому, что домохозяйка из среднего класса теперь может переложить бремя репродуктивного труда на няню-иммигрантку, но сам этот труд по-прежнему находится вне рынка, вне регулирования, вне статуса "труда", отсюда его ничем не мотивированная низкая оплата и ненормированный рабочий день - Acción Positiva)

Что такое репродуктивный сектор?

Это часть человеческой деятельности, как материальной, так и социальной, которая относится к обслуживанию существующего и будущего поколения рабочей силы, а также всего населения в целом, включая обеспечение питанием, одеждой и жильем. Общественное воспроизводство - удовлетворение всех этих потребностей через экономику, будучи частью ее оплачиваемых или неоплачиваемых составляющих. (Эльсон называет этот сектор «экономикой обслуживания», см. Эльсон 1997б, стр. 9; новую трактовку понятия и измерения «обслуживания», обозначающего в более узком смысле продовольствие и питание, можно найти у Ингл, Менон и Хэдэд). Экономика разделяет репродуктивный труд и обслуживание производственного оборудования, которое однозначно признается экономической активностью. Репродуктивный сектор в целом не оплачивается и редко включается в национальные счета. Репродуктивный труд в значительной степени выполняется женщинами и занимает большую часть их времени в ущерб другим занятиям. (Примеры в разделе Неоплачиваемый труд).

Согласно нескольким последним гендерным моделям в макроэкономике, репродуктивный сектор (в том виде, в котором он традиционно существует - Acción Positiva) ограничивает расширение продуктивного сектора. Этот подход проливает свет на обострение кризиса среднесрочных программ структурной корректировки, которые увеличивают давление на человеческий капитал, вплоть до того, что возникает угроза для устойчивости репродуктивного сектора и его способности отвечать на стимулирование.

Что такое неоплачиваемый труд?

Это работа, в результате которой производятся товары и услуги, но которая остается без вознаграждения. Сюда относится домашний труд, натуральное хозяйство и неоплачиваемое производство вещей на продажу. Следует отличать от «неоплачиваемого семейного труда» - этот термин используется статистическими агентствами в некоторых развивающихся странах для обозначения неоплачиваемого производства товаров в домашних условиях, например, в кустарных и сельских производствах. Строгие неоклассические подходы отвергают термин «неоплачиваемый», поскольку согласно неоклассическим положениям решение о предоставлении своего труда принимается добровольно и обдуманно, в ожидании отдачи либо натурой, либо денежными средствами. Тем не менее, этот термин удобен для аналитических целей в случае домашнего труда, потому что его продукт - обслуживание рабочей силы - польза для всей экономики в целом, но при этом не оплачивается экономикой в целом. Обеспечение общественных интересов выгодно макроэкономике; это «халявщик» за счет женщин, которые являются основной рабочей силой в неоплачиваемом секторе. (Палмер, 1991, стр. 29 и след.; 1994, стр. 15; Эльсон, 1995 [1991], стр. 175). По оценке Программы развития ООН, если измерить неоплачиваемый труд по принятым ставкам зарплат, его объем составит 16 триллионов долларов США и увеличит общий объем мирового производства, оцененный в 23 триллиона, на 70 процентов.

Платформа действий, принятая на IV Всемирной конференции по положению женщин (Пекин, 1995 г.) обязывает правительства работать в направлении включения измерения и оценки женской работы по дому в их национальные счета. Некоторые страны (включая Канаду, Норвегию и Нидерланды) подготовили «параллельные счета» для демонстрации и отслеживания изменений в неоплачиваемом секторе. Важность подготовки параллельных счетов для измерения производства в секторе домашнего хозяйства объясняется в итоговом документе ООН (1995, стр. 107). Непризнание существования неоплачиваемого сельскохозяйственного труда приводит к недооценке экономической активности женщин. К примеру, согласно переписи 1981 г. в Доминике, женская экономическая активность составила 21 процент, однако исследование тремя годами позже показало другой результат - 84 процента. Дело в том, что, в отличие от переписи, это исследование охватило такие виды деятельности, как выращивание садов и ведение животноводческого хозяйства (Всемирный банк, 1995, стр. 15-16)"

2.  ФАКТЫ О ЖЕНЩИНАХ И ВОДЕ

Женщины являются основными производителями и поставщиками продовольствия в мире, и берут на себя главную роль в сельском хозяйстве, отчасти из-за миграции мужчин из сел в города.

Ежегодно женщины и девочки тратят более 10 млн. человек-лет на доставку воды из отдаленных источников.

Медицинское исследование подтвердило постоянный вред для здоровья женщин, связанного с доставкой воды. Проблемы варьируют от хронического утомления, искривления позвоночника и таза до тяжелых последствий для репродуктивного здоровья, таких, как самопроизвольные выкидыши. В некоторых частях Африки, где ежедневно женщины тратят более 85% своих сил на доставку воды, процент анемии и других заболеваний очень высок (SIDA, 1997).

В некоторых регионах, женщины тратят до 5 часов в день на доставку дров и воды и до 4 часов на приготовление еды.

В Африке 90% работы по сбору воды и дров для хозяйства и приготовления пищи выполняют женщины.

На северо-востоке Бразилии во время засухи большинство мужчин уходят на заработки, и женщины становятся главами семьи. Эти женщины известны под именем вдов засухи.

Чаще всего именно женщины являются собирателями, потребителями и управляющими водой в хозяйстве, также как и производителями орошаемых и неорошаемых сельхозкультур. Из-за таких обязанностей женщины обладают существенными знаниями о водных ресурсах, включая их качество и надежность, ограничения и приемлемые методы накопления, и важны для успеха политики и программ в области развития водных ресурсов и орошения.

Женщины являются главными производителями основных сельхозкультур в мире (рис, пшеница, кукуруза), которые обеспечивают до 90% продовольствия или часть продовольствия, предназначенной для сельской бедноты.

В среднем женщины и дети проходят 10-15 км в день, собирая и таская каждый раз до 20 кг или 15 л воды.

В Египте ежедневно почти 30% женщин ходят пешком более 1 часа, чтобы удовлетворить нужды в воде. В некоторых частях Африки женщины и дети тратят 8 часов в день на сбор воды.

В некоторых горных районах Восточной Африки женщины тратят на сбор воды до 27% своей энергии.  По подсчетам, в одной только Южной Африке ежедневно женщины, собирая воду для своих семей, проходят эквивалентное расстояние до Луны и обратно 16 раз.

Экономическая стоимость такого безвозмездного вклада огромна: согласно оценкам, ежегодно в Индии женщины тратят 150 млн. рабочих дней на доставку воды, что эквивалентно потере национального дохода в 10 млрд. рупий.

В мире 70% слепых людей составляют женщины, которые непосредственно или через своих детей были заражены трахомой, ослепляющим инфекционным заболеванием, которое возникает в поселениях с ограниченным доступом к воде.

Источники информации: 
UNESCO Water Portal
UNIFEM, 2004 
International Year of Freshwater, 2003 
FAO focus: Women and food security 
UNEP, 2004]"

В качестве заключения я хочу ещё раз напомнить о сути отношений власти, которую предыдущий текст иллюстрирует с помощью статистики:

"бесконечное осуществление эксплуатации и есть коренной интерес доминирующей группы. Что такое эксплуатация? - Это процесс приобретения власти. Власть есть результат эксплуатации. В процессе эксплуатации происходит следующее: подчиненная группа производит социальную экзистенцию доминирующей группы за счет того, что сама лишается ее (что убудет у одних, прибудет у других - это и есть динамика господства/подчинения).
Сокрытие факта эксплуатации связано с самой глубинной raison d'être любой власти. Человеческая жизнь есть время - в этом мы ВСЕ непреложно и абсолютно равны: мы временны и смертны. Время - это то, что нельзя произвести, нельзя сделать, сфабриковать, добыть, приумножить, и только осуществление власти над другими может привести к относительному увеличению количества времени у индивида или группы. Власть измеряется способностью присваивать себе чужое время и, конкретно, власть определяется как соотношение между количеством отчужденного у других времени и количеством времени, затраченным на это отчуждение (David Anisi (1995) "Creadores de Escasez: del bienestar al miedo", Madrid, Ed. Alianza ). Любой социальный (или межперсональный) конфликт есть конфликт власти, любое противоречие стоит на желании власти - в противовес личной ответственности. Внутренний смысл борьбы за власть - это присвоение чужого времени.

Сепарация для женщин уже очень давно является объективной жизненной необходимостью, а не приступом мизандрии вставших не с той ноги феминисток. 

Матчасть, Фем

Previous post Next post
Up