Неожиданно: "The Rebound"

Jun 27, 2012 16:11


К кинематографу я равнодушна, в кино не хожу, мне там трудно высидеть. Поэтому о существовании фильма "Нянька по вызову" (оригинальное название "The Rebound") я до вчерашнего дня не знала. Фильм мне показался очень интересным, хотя, насколько я понимаю из интернета, успеха у него не было никакого совершенно. Мне кажется, что это от того, что фильм подвигает основные народные стереотипы об "отношениях".

В фильме даны:



- Сэнди. 40-летняя домохозяйка с высшим образованием и 2-мя детьми, не работавшая со дня
окончания университета, потому что семья. В один прекрасный день Сэнди узнаёт правду о своём муже-похотливом абизьяне (с), да так, что ей ничего не остаётся, как развестись, уехать из предместья в Нью-Йорк с 2-мя детьми школьного возраста на съемную квартиру и начать искать работу.

- Арам. 25 лет, прототип Хорошего Еврейского Мальчика и "новой маскулинности". Добрый и благородный, из обеспеченной семьи, но работает в кафешке, потому что не хочет вливаться в корпоративную культуру пост-яппи. Был женат на иммигрантке-француженке, но та его подло бросила, как только получила вид на жительство.
Арам же чисто из благородства не разводится, чтобы её не лишили драгоценного документа. Он вообще настолько благороден и романтичен, и "хорошо относится к женщинам", что волонтёрит в "женском центре", по рекомендации своей мамы.

- Ситуация: Сэнди находит работу по специальности, быстро продвигается по службе. Ей надо оставлять с кем-то детей (попутно она пытается ходить на свидания с "шовинистскими свиньями", которых ей присватывает её подруга), она нанимает Арама нянькой. Арам и дети незамедлительно привязываются друг к другу, потом Арам и Сэнди влюбляются друг в друга. Начинается кружение вокруг разницы в возрасте.
Окружающие (родители Арама и сослуживцы Сэнди) относятся к паре пренебрежительно-негативно, иногда открыто насмешливо, хотя и в пределах человечности и воспитанности. Появившийся было со словами: "Вернись, я хочу нашу прежнюю жизнь" б/муж-абизьян изгоняется с позором.
Тут идиллия нарушается тем, что Сэнди беременеет. Они с Арамом сперва сильно переживают, потом Арам решает, что это замечательно - стать отцом. Но, слава богу, беременность внематочная. После визита к гинекологу до Сэнди доходит, чтО на самом деле она вытворяет со своей жизнью и с жизнью Арама, и она разрывает отношения. Арам решается стать взрослым: устраивается на "настоящую" работу, путешествует вокруг света в гуманитарных миссиях (делает то, что советовала ему Сэнди), усыновляет негритёнка из Мозамбика (но довольно светленького), волонтёрит и так доживает до 30 лет, не бедствуя. Сэнди тоже работает, делает карьеру и становится телеведущей. На праздновании своего назначения с сослуживцами она случайно встречает Арама, который пришёл в тот же ресторан с родителями и сыном. Обе компании по-дружески объединяются за одним столом и rebound оказывается преодолённым.

Идентифицируюсь с главными героями. Арам - вылитая я в его возрасте. Такая же в срань напуганная Василиса Премудрая. Правда, я пряталась от жизни не в кафешке, а по аспирантурам. Та же раздутая до трагичности серьёзность намерений помочь всем и всё устроить, то есть, сублимированное желание, чтобы кто-то наконец-то избавил меня от необходимости взрослеть и нести ответственность за собственную жизнь. Ориентированность на материнскую фигуру (у Арама даже наличествует Еврейская Мама, над ним кудахчащая и в то же время попрекающая его на "несерьёзность" и "незрелость") , то есть, на людей гораздо старше себя.
Сэнди похожа на меня нынешнюю в том, что люди, не прожившие собственную молодость по причине гиперответственности (а я - дитя перестройки, мне от гиперответственности было просто не уйти), так и остаются "молодыми", даже внешне. Интересно, как, ориентированные в молодости на старших, в среднем возрасте они "сами собой" оказываются в компании людей моложе себя, и весьма успешно там приживаются. Собственно, Арам и Сэнди в начале фильма - это как два возрастных этапа одного и того же человека, не сумевшего (не решившегося) вовремя повзрослеть.

Почему общественное мнение право. Реакция окружающих на отношения Арама и Сэнди может показаться эйджизмом, но на мой взгляд, она инстинктивно правильная: окружающие "чувствуют", что в истории любви "вьюноша" и "мамы" что-то не так. Окружающие подсознательно заметили конфликт статусов в отношениях Сэнди и Арама: жертвой такого конфликта оказывается всегда более молодой/ая участник/ца, он/а будет тянуть на себе отношения и вкладывать туда невероятное количество психической энергии. Более старший/ая участник/ца, якобы предоставляя искомую младшим протекцию, социальную нишу, просто съедает более молодую жизнь и заговаривает зубы собственной совести рассказами о своей "любви" к младшему. Сэнди это поняла после того, как выяснилось, что у неё не будет ребёнка - а до этого "её несло", она готова была принять от Арама жертву и глазом не моргнуть. Наконец-то Сэнди поняла, что взрослеть пора, и собралась с силами это проделать. В заключительной сцене фильма, когда все собираются вместе за одним столом, атмосфера собрания совершенно иная: Арам и Сэнди уже встречаются на равных, окружающие готовы принимать их и уважать их отношения. Мне очень понравилась эта здоровая регулирующая функция социума, как она показана в фильме.

Ни трупов, ни крови, ни страданий. Как написано на одном из встретившихся мне демотиваторов, "повесть о Ромео и Джульете - это про секс между 13-летней и 17-летним, в результате которого за несколько дней умирает 6 человек". По законам романтической любви, Арам и Сэнди должны были обязательно бы "бороться за своё право быть счастливыми", непременно добиться путём неоднократных попыток и дорогих медицинских штук и выродить собственного отпрыска, пожениться, разосравшись с родителями жениха, Сэнди бы вновь села без работы, Арам метался бы, чтобы прокормить свалившееся ему на голову семейство из 5 ртов. Зато "любовь победила": жизнь просрана.
Вместо этого герои фильма решили бороться каждый сам за себя, решили пройти путь взросления, укоренения в жизнь. Они, каждый по-своему, становятся ответственными сами за себя, что даёт им силы помогать другим (Сэнди выправляет и успешно развивает отношения с собственными детьми, перестаёт быть вечно запыханной истеричной мамашей, Арам становится приёмным отцом, финансово самостоятельным человеком). Чувства, которые Арам и Сэнди испытывают друг к другу, со временем тоже укореняются, становятся реалистичными, настоящими. Мне очень понравились главные герои в конце фильма, ни следа истеричности. 
...Почитала в интернете местную критику: "Холодный фильм, нет накала страстей, который по идее должен был бы присутствовать". Страсти им подавай, грузинского донора ("продал картины и кроВ")...


Отношения между женщинами в фильме. "Женский" вопрос представлен в фильме (а это, по заявленному жанру, романтическая комедия) очень достойно, реалистически. Здесь и замужество Сэнди как история психического насилия, но без безысходности, а с позиций безапелляционного отвержения, и "женский центр", в котором она находит силы сказать "я не заслужила такого отношения", взаимная поддержка женщин в трудовой сфере (Сэнди и шефиня), "отдельность" женщин, их самостоятельность - в основном, это показано через пространство, заполняемое на экране женщинами (Сэнди и её подруга на фитнесе, Сэнди и её шефиня на йоге, женский центр). Женщины самостоятельны, у них есть собственное пространство, собственные занятия, увлечения и профессии. Ещё мне понравилось, что в фильме женщины, даже в конфликте друг с другом (как мать Арама и Сэнди), не истерят, не подсиживают и поносят друг друга, а взаимодействуют. Приятно было провести час с лишним без мизогинии.

Новая маскулинность. Конечно, пока ещё это миф. Арам в фильме одинок, это идеальный собирательный образ (не слишком ясный пока и создателям фильма), все остальные мужские персонажи - более-менее обычные шовинисты. Но очень верно подмечена одна из важнейших черт новой маскулинности: способность не вцепиться в женщину мёртвой хваткой, способность не истерить и не чувствовать себя униженным и оскорблённым, если женщина проявляет собственные желания или принимает собственные решения. Психика Арама достаточно пластична, то есть, степень нарциссизма весьма и весьма низкая по сравнению со средней температурой.

Ня

Previous post Next post
Up