Повесть Симоны де Бовуар "Сломленная"

Jun 24, 2012 21:46

Главная героиня повести, 44-летняя замужняя состоятельная женщина, мать двух взрослых дочерей, жена успешного медика, человека с хорошим характером  и тонкой душевной организацией. Сама она тоже - с хорошим и с тонкой. Оба - прекрасные люди, ни один не эгоист (в общепринятом смысле), не подлец и не дурак (дура). Их невозможно упрекнуть в каких-то личных пороках и недостатках, что позволяет рассмотреть патологию самого явления, жертвой которой является героиня.

Семь кругов ада, которые проходит героиня с момента открытия ей факта измены, точно и досконально описывают то, что происходит с любой женщиной, переживавшей крушение брака по этой причине (мой 20-летний опыт психотерапевта это подтверждает, а специализируюсь я, в основном, на этой проблематике), за тем лишь исключением, что разные женщины застревают в разных кругах, многие блуждают в одном кругу годами, беседуя с миражами и воюя с внутренними монстрами, не все доходят до самого дна ("дна нет" -  фраза главной героини перед вступлением в последний круг), не все находят черную дверь, перед которой писательница оставляет свою героиню, раздавленную страхом и отчаянием, но уже с зарождением смутной, ей самой пока неведомой надеждой на выход.

Не знаю, снят ли по этой книге фильм, но произведение очень драматургично и абсолютно точно и последовательно отражает динамику женской сепарации. Боль, ужас, ненависть, горе и ревность, которые испытывает женщина, когда от нее насильственно отрывают ее половинку, ее Любимого, с которым она успела срастись, это расплата за то, что называется в наше время Любовь - нарциссическое присвоение объекта для комплектации неполноценного Я. Боль и ужас от потери объекта любви испытывают и мужчины, однако, женщина в таком случае теряет не просто "зеркало, отражающее ее" (по выражению Лакана), она теряет само отражение, то есть субъективное Я, которым для нее является мужчина. Она чувствует себя холодным, пустым и темным стеклом, в котором больше ничего не отражается, и нет никакой жизни. И даже хуже того. Она не может завесить стекло материей и жить памятью о счастливом прошлом, как было бы возможно при смерти Любимого, поскольку прошлое уже изуродовано настоящим. Это хуже, чем смерть, - это Ад.

Круг 1. Она узнает об измене, но делает вид, что ничего не произошло. Вместо того, чтобы бежать из шатающегося домика, она баррикадирует двери. «Это просто интрижка, позволительная на 20-ом году совместной жизни» - так думает она, так же заверяют ее подруги, о том же самом, вроде бы, говорит и он. Ей больно и страшно, но она старается сохранять легкость и радость бытия.

Круг 2. Она понимает, что это не просто интрижка, мужу приятнее проводить время с той женщиной, чем с ней. Баррикадировать двери бесполезно, поскольку упала стена, ей кажется, что все заглядывают в их спальню и смеются, или сочувствуют, что одно и то же. «Он придет в себя, он опомнится» - уговаривает она, еще сильнее прижимая к груди счастливое прошлое, разглядывая старые фотографии. Она живет надеждой.

Круг 3. Он пытается отнять у нее прошлое, за которое она держится из последних сил. Он говорит, что она была не слишком хорошей женой, не интересовалась его работой, была слишком заботлива и докучлива и даже дочерей воспитала не так, как надо. Одна стала такой же клушей как она, вторая сбежала из дома от ее опеки. Теперь ее домишко превратился в руины, и все, что держит мужа рядом с ней - это только чувство долга.

Круг 4. Она понимает, что он любит другую, ей хочется быть гордой и великодушной, хочется отпустить его на все четыре стороны, но она не может. В ее жизни нет совсем ничего, все, что было у нее, это он и ее представление об их счастливом союзе. Ее дом не просто разрушен, оказалось, что она - это и есть ее дом, и она разрушена вместе с ним.

Круг 5. Она в депрессии, и ее лечит психиатр, она не чувствует никаких сил жить дальше, он измучен не меньше, чем она, он уговаривает ее пойти на работу, обещает помочь ей найти себя, но она не может начинать с нуля. Главный ее ужас в том, что она не понимает, почему это все произошло. У нее рухнул не просто брак, рухнула вся система ценностей, весь мир, и она не знает, как и из чего строить себя.

Круг 6. Он уходит от нее, а она приезжает к младшей дочери, в надежде, что эта дочь, которая никогда не любила ее и всегда была с ней дерзка, честно и бескомпромиссно расскажет ей, в чем была ее ошибка. Дочь говорит ей, что ее ошибка - это само представление о любви и счастье. Что это делает ее беззащитной, и что все ее иллюзии совсем не стоят жизни. Теперь она уничтожена окончательно.

Круг 7. Она - в черной дыре. Однако, теперь у нее появляется смутное и тревожное ощущение, что в этом полнейшем мраке скоро приоткроется маленькая черная дверца, и она увидит, что за ней…

Фем

Previous post Next post
Up