Агрессивные дети (протокол для воспитателей)

Feb 25, 2012 12:41


Необходимо помнить, что наиболее частыми причинами агрессивного поведения детей в дошкольном возрасте может быть гиперактивность, отставание в развитии и научение насилию в семье (элементарно: ребенка или его сиблингов бьют, либо ребенок становится свидетелем домашнего насилия). Практически всегда агрессивное поведение сопровождается демонстративным непослушанием. Я думаю, агрессия у маленьких детей практически всегда направлена на взрослого, хотя и опосредовано - она осуществляется на более слабых (то есть, на сверстниках). Однако, нередко, в состоянии аффекта ребенок может начать оскорблять либо попытаться ударить взрослого (воспитателя). Сейчас коэффицент агрессивного поведения детей (в большинстве своем - мальчиков) до 6-ти лет в отношении воспитателей настолько высок, что проводятся отдельные исследования по этой теме.


Дети ведут себя агрессивно в группе сверстников, когда:

- видят в других (прежде всего, во взрослых) угрозу
- имитируют агрессивное поведение. На этот счет имеется исследование, когда детям показывают видеозапись, где другие дети бьют куклу (фигура без половых признаков). Когда детям дают куклу в реальности, все (все) они начинают ее бить. В контрольной группе детей, которые не видели фильма, в игре с куклой одни били ее, другие - нет
- привыкли ко "вседозволенности" в семье, такие дети полностью лишены ориентиров. На самом деле, это эмоционально и физически депривированные дети
- происходят из авторитарной семьи (даже если к ним не применяют физические наказания). Эти дети, как правило, являются жертвами психического абьюза и эмоциональной и физической депривации
- получают положительное подкрепление агрессии. Например, если один ребенок бьет другого, чтобы отобрать игрушку, и взрослые советуют другому ребенку "не связываться", отдать игрушку, маленький агрессор получит желаемое. В будущем он повторит агрессию, так как она "дает желаемое"
- в случае мальчиков: ранняя положительная идентификация с фигурой авторитарного и агрессивного отца (или его заместительной фигуры)

Я лично автоматически думаю на насилие и депривацию в семье в случае агрессивных детей, это опыт. Также могу утверждать на 100%, что дети, которые не подвергались насилию и депривации сами и не были свидетелями насилия в семье, НИКОГДА не затевают драк (им также трудно отвечать на агрессию, они просто не понимают, что именно происходит, они НЕЗНАКОМЫ с такими ситуациями) и ВСЕГДА общительны со взрослыми (не стесняются, не прячутся, их поведение я называю "ненавязчивой саморекламой").

Конфликтный ребенок в группе. Протокол для воспитателя.

Необходимо выявить индикаторы агрессии и индикаторы конфликта.

Индикаторами агрессии являются:
- тип агрессии: вербальная, физическая, с помощью предметов
- ситуация агрессии: во время игры, вне игры, во время развивающих занятий
- характеристики агрессии: удары, укусы, толчки, удары предметами, пинки

Например: "ребенок А., физически агрессивен, агрессия происходит во время игры, бьет детей кулаками"

Индикаторы конфликта (в случае агрессии во время игры):
- какие игры предпочитает ребенок А.
- играет один или в компании других детей
- с кем именно из детей играет
- кого именно бьет
- каковы конкретные поводы агрессии

Например: " ребенок А. предпочитает играть один, "в машинки", иногда играет с Ю, И, Б. Бьет детей во время игры, когда они не соглашаются на его условия или не дают ему быть лидером в игре."

Составив такое краткое описание проблемы, мы должны поговорить с родителями ребенка, делая упор на следующие пункты:
- как ребенка "приводят в чувство" в семье, если он сильно разбаловался или закатил истерику
- как наказывают ребенка и как долго длится наказание
- кто в семье "главный"

Представим себе, что мама нашего ребенка А. сотрудничает с воспитателем, и с ее слов мы узнаем, что "она сама является главой в семье, и когда ребенок плохо себя ведет, она бьет его (подзатыльник, шлепок)"

Таким образом, мы имеем агрессивного ребенка, который живет в семье с ярко выраженным авторитарным стилем межперсонального общения. Ребенок заучил очень простое "уравнение отношений" : "что-то мне не нравится=удар".

Как правило, даже если мама сотрудничает с нами, она врядли допустит, чтобы воспитатель вмешивалась бы в "ее жизнь", в ее стиль воспитания и в ее отношения с ребенком. Скорее всего, мама не примет наших замечаний о недопустимости физических наказаний (даже если на словах согласится с нами), мы врядли сможем повлиять на обстановку в семье (если только речь не идет об избиениях и абьюзе, в этом случае мы обязаны сообщить социальным службам об известных нам фактах абьюза).

Что мы можем сделать?

Первое: если есть возможность показать ребенка специалисту, это необходимо сделать без промедления.

Второе: выработать стратегии поведения в группе. Эти стратегии должны включать в себя:

- кодекс поведения, то есть правила, что можно, а что нельзя. Рекомендуется выполнить в виде рисунков, аппликаций. Ежедневно повторять и закреплять эти правила в группе (игра, раскраска, кукольный театр)

- система наград и наказаний. Рекомендуется сделать список имен, например, на магнитной доске, и прикреплять магнитики (звездочки как плюс, черные треугольники как минус - это пример). Далее, должна быть "система премирования": три звездочки в неделю - диплом "за хорошее поведение", четыре звездочки - конфета и проч. Конечно, это необходимо согласовать с дирекцией центра

- саморегуляция группы. Очень важно, чтобы порядок поддерживался в группе не только авторитетом воспитателя, но и внутренней дисциплиной группы. Например, если наш агрессивный ребенок А. ударил другого ребенка, воспитатель спрашивает других детей: "Что мы будем делать? Поставим ему треугольник (это должно быть крайней мерой)? Пойдем играть в другую игру, без А". Оставление ребенка вне игры группы должно быть строго нормировано (!) : на каждый год приходится по 1 минуте, таким образом, пятилетний ребенок может быть "оставлен вне игры" 5 минут - не более. Рекомендуется показывать на часах, сколько времени ребенок должен будет провести вне группы в качестве наказания.

- кооперативные игры или игры командами. Рекомендуется во время прогулки организовывать соревнования между командами (никогда по гендерному признаку), чтобы агрессивный ребенок приучался к взаимодействию с другими детьми.

Вполне возможно, что ничто из вышеперечисленного не приведет к желаемому результату. Если ребенок не меняет своего поведения, или его поведение становится более вызывающим, это означает, что фигура взрослого для него враждебна по определению, и он считает противодействие взрослому стратегией выживания.

Фем-взаимопомощь, Фем

Previous post Next post
Up