Излишек как следствие ограниченности

Aug 02, 2019 09:27




Был такой экономист со странно звучащим для русского уха именем и фамилией - Пол Баран. Странность становится понятна, когда узнаешь, что родился он в Николаеве Одесской губернии. Осел в США и написал большое исследование "Политическая экономия роста", в котором рассматривает понятие экономического излишка. Понятие настолько скользкое, что пришлось написать обширное разъяснение "Некоторые теоретические выводы (глава, не вошедшая в «Монополистический капитал»)"

Исследователь рассматривает различные излишки. Здесь и придание товару свойств, которые потребителю не нужны, вроде "килей" больших американских автомобилей (была такая мода в те времена, когда издавалось исследование). Своеобразным излишком являются способности рабочих, которые не использует монополия. Ускоренная амортизация, с одной стороны, и замедление замены оборудования, с другой - это может замедлять техническое развитие или ускорять, когда какая-нибудь новинка неосвоена. Примеров тому предостаточно в указанной книге, и по ним заметно, что численная оценка всех этих явлений затруднена. С одной стороны, на изготовление автомобильных "килей" тратятся дополнительные ресурсы: расчёты инженеров, материалы, время рабочих, - с другой стороны, потребитель радостно хватался за новую игрушку, значит, какую-то потребность она удовлетворяла, имела какую-то потребительную ценность. То есть, в какой-то степени количественное изменение меновой ценности товара отражало качественное изменение потребительной ценности.

Все прочие явления экономического излишка столь же трудны для исчисления, а качественное их рассмотрение весьма зависит от точки зрения, от позиции исследователя. Но само явление Пол Баран связывает с монополистическим капиталом. Возникновение монополии и олигополии он рассматривает не как извращение некоего идеального капитализма, но как развитие присущих капитализму свойств.

А я подумал, что монополизация рынка и стала возможно из-за того, что рынок ограничен. Если он способен бесконечно расширяться, то как его монополизировать? Сколь бы крупным ни был капитал, рынок был бы для него ещё более великим. Это я критикую в сторону Ленина с его "Империализмом" и "Экономическими рукописями". Он утверждал, что "капитал сам создаёт себе рынок", а на деле оказалось не так, и сам же Ленин рассматривает монополистические капиталы.

То есть, монополии создают излишки, которые исследует Пол Баран, вследствие ограниченности рынка, вследствие способности производства к расширению, которая превышает всякие потребительские возможности, даже не говоря о платёжеспособном спросе. Объективно есть рост производительной силы труда, а монополии субъективно вынуждены к нему приспосабливаться, чтобы сохранить капитализм, то есть эксплуатацию.

Вишенка на тортике, изложение Бараном символа веры буржуазных экономистов и буржуазных обывателей, и пусть не говорят, что марксисты их не понимают (Читайте неторопливо, спокойно, вдумчиво. Это красивое изложение.): "...нет ничего проще товара: это любая вещь или услуга, которая обменивается на деньги на рынке, и которую люди готовы купить или, что то же самое, ради получения которой они готовы отказаться от покупки другого товара или услуги. Поскольку капиталистическая система основана на разделении труда и рыночном производстве, её сущностной чертой является производство товаров, а поскольку товары по определению - это нечто нужное людям (иначе зачем они будут жертвовать чем-то ради их получения?), легко прийти к выводу, будто капитализм - это устройство для удовлетворения человеческих желаний. Более того, если поскольку товары в норме продаются на свободном рынке, отдельный покупатель может распределить свои траты таким образом, чтобы получить предпочитаемый набор вещей и услуг. Таким образом, капиталистическая система объявляется механизмом, не просто удовлетворяющим человеческие желания, но удовлетворяющим их оптимальным образом. Этот выгодный результат - плод деятельности отдельных фирм. Процветание и даже выживание этих фирм зависит от их способности вывести на рынок товары, которые люди захотели бы купить. То есть капиталистический рынок как бы выполняет задачу организации производства желанных людям вещей. В то же время конкуренция между фирмами гарантирует предложение товаров по минимальной цене. Ибо любая другая цена удалит взимающего её продавца с рынка, отдав его предприятие в руки конкурентов. Поэтому общество получает не только структуру производства, согласующуюся со вкусами потребителей, но и объёмы производства, растущие в соответствии с уровнем производительности. Но и это ещё не всё: фирмы, вынужденные конкуренцией снижать издержки и развивать производительность, ещё и вознаграждают «факторы производства» (собственников земли, капитал и рабочую силу) в соответствии с их вкладом в производство и налаживают их работу во всё более и более эффективных направлениях и сочетаниях. Получается, что произведённая в максимальном количестве и самым оптимальным из возможных способов продукция распределяется с наибольшей справедливостью и пользой".

Попробуйте поспорить с этим!

капитал, кризис накопления

Previous post Next post
Up